Елена Бондарь, руководитель компании Wellbeing Company, написала для AIN.UA колонку на тему внедрения программы психологической помощи в одной из киевских IT-компаний и рассказала, с какими трудностями столкнулись в компании и как их решали.
Почти два месяца Киев и вся страна живут в условиях карантина и вынужденной изоляции. Удаленная работа для большинства оказалось серьезным испытанием и быстро показала собственникам бизнеса, кто у них «слабое звено». При более детальном анализе выясняется, что это те же люди, которые и в до карантинный период часто отсутствовали на рабочем месте или же присутствовали только номинально.
Суслика видишь? Нет? А он есть!
В терминологии специалистов по работе с персоналом уже какое-то время присутствуют такие понятия, как:
- «абсентеизм» – понесенные потери компании в связи с отсутствием сотрудника на работе, в том числе отсутствие по уважительной причине, например, на больничном или отпуск за свой счет
- «презентеизм» – низкая производительность сотрудника, условно находящегося на рабочем месте, из-за плохого самочувствия.
И если с абсентеизмом все более или менее понятно, презентеизм был и остается вызовом для бизнеса, особенно остро это ощущается сейчас.
Аналитические исследования CASE и Delloitte доказывают, что причина таких состояний сотрудников вызвана не ленью или безответственностью, а, в основном, психологическими состояниями, в том числе тревожностью, страхами, депрессией. Вот где раздолье во время пандемии.
Психологическое неблагополучие вызывает психосоматические симптомы в теле – болезни, для лечения которых наши сотрудники либо отправляются на больничный, либо страдают молча и героически изображают работу. Неблагоприятные психологические состояния переживают все возрастные группы. Обострение в кризис логично. Люди чувствуют неуверенность в завтрашнем дне, угрозу потерять работу, сбережения, боязнь оказаться не в состоянии помочь близким. Страх потери контроля над своей жизнью один из наиболее разрушительных, именно в таком состоянии человек делает вещи, на которые он бы никогда не пошел при обычных обстоятельствах. Особенно остро кризис переживают представителей поколения Z – активная, в целом благополучная молодежь, которая переживает первый серьезный кризис в своей взрослой жизни.
Какой выход?
В Украине в последние пол года появились компании-пионеры, которые внедряют Программу психологической помощи для сотрудников по типу мед страховки. Один из пионеров – крупная международная компания по разработке мультиплатформенных игр с офисами по всей Украине. Компания обеспечила доступ своих сотрудников к квалифицированной психологической помощи, которая не покрывается большинством медстраховок и стоит от 800 до 2500 грн за сеанс в среднем.
Работает это так: программа психологической поддержки сотрудников предоставляет годовой доступ любому из сотрудников компании к консультациям опытного психолога. Количество сеансов не ограничено. Психолога можно выбрать самостоятельно из предложенного списка. Программа стартовала месяц назад – 1 апреля 2020 года.
Первый месяц – полет нормальный
Свои вызовы на этапе внедрения программы, разумеется, есть и у НR, и у сотрудников.
Вызов №1 – сотрудники не понимают, с какими именно вопросами можно и нужно обращаться к психологу.
Вместе со стартом программы компания, разумеется, разъясняла и регулярно информировала сотрудников о самой программе, как ею воспользоваться, как оставить заявку. Но на протяжении недели после запуска количество обращений было низким. Проведя ряд интервью с сотрудниками выяснилось, что они попросту не уверены, какие вопросы относятся к психическому здоровью. Например, одного из сотрудников интересовал вопрос планирования семьи, а другого – ЛГБТ-толерантность психологов. Но сотрудники не знали, могут ли они получить консультацию по своим вопросам в рамках программы.
Как решаем:
Запустили разъяснительные вебинары о психологическом здоровье в общем и о тех жизненных аспектах, которые относятся к психологическому благополучию, и, соответственно, покрываются Программой. В течении недели после вебинара сразу пошли обращения.
Вызов №2 – социальная стигма, что обращаться к психологу – это признак слабости.
Как решаем:
Во-первых, все коммуникации проверяются на отсутствие слов-ярлыков, например, заболевание, лечение, больной, пациент. Во-вторых, в коммуникации всегда присутствует утверждение, что обращение к психологу – это признак индивидуальной и профессиональной зрелости. В-третьих, уже разработана и спланирована серия мотивационных интервью с успешными людьми (бизнесменами, программистами, владельцами бизнесов), которые готовы поделиться своим опытом посещения психолога и рассказать, как психологическое здоровье влияет на их успех в бизнесе. Первое такое интервью планируется провести в режиме вебинара уже в начале мая.
Вызов №3: Запрос на инклюзивность.
В течении 2 дней после первых обращений сотрудников к услугам они начали интересоваться возможностью расширения программы на родных и близких. Основные запросы касались психологического здоровья их родителей и детей.
Как решаем:
Расширили программу так, чтобы ее услугами могли воспользоваться родные и близкие.
KPIs
KPIs программы – количество обращений от сотрудников, количество повторных обращений и Net Promoter Score.
Программа в мире считается успешной, если количество обращений 10% от общего числа сотрудников на протяжении года. В компании прогнозируют, что за год показатель обращения будет выше и достигнет 18% сотрудников. Сейчас 60% обратившихся сотрудников продолжили терапию и пошли на вторую, третью и четвертую консультацию.
Net Promoter Score – это один из подходов к оценке удовлетворенности. Ее суть в том, что при оценке по шкале от 1 до 10, любой балл до 6 считается низкой удовлетворенностью, а любой балл выше 7 – высокой. На сегодня ни одна оценка удовлетворенности программой не была ниже 8.
Психологическое благополучие становится неотъемлемой частью здоровья человека в целом, так как определяет его.
Автор: Елена Бондарь, CEO Wellbeing Company