Американский Forbes написал историю о предпринимателе Паркере Конраде. За свою карьеру он успел создать и потерять HR-стартап Zenefits и на его месте создать новый проект с оценкой в $300 млн — Rippling. Журналист AIN.UA подготовил адаптированный перевод.
Спустя четыре года после падения HR-стартапа Zenefits, его неоднозначный основатель Паркер Конрад вернулся с новым проектом автоматизации кадровой работы Rippling. Стартап уже стоит $300 млн и стремительно растет. Получится ли у предпринимателя преуспеть на этот раз?
Паркер Конрад основал свой первый стартап Zenefits, когда ему было 32. За три года он превратил его в успешный технологический проект из Кремниевой долины стоимостью $4,5 млрд. Но вскоре компания перестала расти из-за проблем с законодательством: брокеры продавали медицинское страхование в штатах, где у них на это не было лицензии.
В феврале 2016 года Конрад вынуждено подал в отставку. Под новым руководством компания Zenefits сократила штат, оценка упала вдвое. И пока предприниматель, закрывшись в своем доме, без устали просматривал один за другим «Звездные войны», Комиссия по ценным бумагам и биржам и государственные органы регулирования страховой деятельности начали расследование.
«Я прятался дома, был на грани самоубийства, ни с кем не разговаривал и только наблюдал за разворачивающейся катастрофой», — рассказывает он.
И все же коренастый рыжеволосый Конрад, которому сейчас 40 лет, продолжал верить в себя и в возможность автоматизации HR-процедур при помощи программного обеспечения. Уже через шесть недель, в апреле 2016, он создал новую компанию Rippling. Соучредителем и техническим директором стала 32-летняя Пасанна Санкар, бывший директор по инжинирингу Zenefits.
Не нуждаясь в излишнем внимании к новому бизнесу, партнеры работали над программным обеспечением, которое позволило бы управлять зарплатами и бонусами для сотрудников и решать проблемы, связанные с наймом.
Среди возможностей новой компании – предоставление сотрудникам необходимого доступа к таким инструментам, как Salesforce, GitHub, и автоматическое присоединение работников к соответствующим их компетенциям каналам Listservs и Slack. К осени 2017 года временная штаб-квартира (дом) стала слишком тесной, – в ней работало 14 сотрудников, не считая беременную жену Конрада, ребенка и собаку.
С тех пор новый проект предпринимателя набирает обороты. На сегодняшний день уже более 2500 компаний пользуются программным обеспечением для управления сотрудниками Rippling и платят ежемесячно от $8 за пользователя. Доход стартапа в 2019 году достиг $10 млн. В 2020-ом, несмотря на пандемию, он может удвоится.
В отличии от других аналогичных компаний, Rippling этой весной удалось избежать сокращений и сохранить рабочие места для 250 сотрудников (почти половина из них в индийском Бангалоре). Кроме того, в марте компания вдвое сократила маркетинговый бюджет и открыла новую Программу защиты зарплат для своих клиентов с более низким уровнем дохода – треть уже воспользовались этой услугой.
Может показаться, что неудача Конрада в Zenefits должна была заставить инвесторов усомниться во вложениях в его новый бизнес. Но, убедив некоторых ведущих венчурных капиталистов в том, что он в большей мере ответственен за рост стартапа, чем за его падение, он уверил их, что в силах сделать это снова. Таким образом предприниматель привлек $100 млн, в том числе от Initialized Capital и Kleiner Perkins. В последнем раунде финансирования в апреле 2019 года стартап получил $45 млн при стоимости $295 млн. По оценкам Forbes, Конрад и Санкар владеют в проекте долей не менее 40% на сумму более $100 млн.
Стремительный рост и солидное финансирование позволили Rippling попасть в рейтинг Next Billion-Dollar – 25 стартапов, которые имеют хорошие шансы стать компанией-единорогом. Конрад единственный предприниматель, который вошел в этот список с двумя разными компаниями: Zenefits попала в него в 2015 году.
Изначально вдохновением для появления идеи создания продукта, который бы автоматизировал кадровую работу, для Конрада послужило начало реформы Obamacare в 2010 году, а также различные административными трудности при приеме новых сотрудником на работу в своем предыдущем детище SigFig и взаимодействием с системой здравоохранения при лечении рака. Так в 2013 году он вместе с разработчиком программного обеспечения SigFig Лаксом Срини основал Zenefits.
Компания стремительно набирала обороты и благодаря поддержке Andreessen Horowitz и других крупных венчурных фирм весной 2015 года бизнес был оценен в $4,5 млрд – по сравнению с $500 млн в предыдущем году.
«Zenefits стал самым перспективным стартапом 2014 года и близиться к получению этого титула и в 2015», – писал Forbes, отмечая, что Конрад «может стать миллиардером».
Успех длился недолго. Осенью 2015 года к Zenefits было приковано пристальное внимание общественности из-за того, что компания позволила брокерам продавать медицинское страхование в тех штатах, где у них не было на это законодательного права. За это компания заплатила почти $9 млн штрафов и перестала расти, так и не сумев достичь запланированного уровня доходов в $100 млн.
8 февраля 2016 года Конрад вынуждено ушел в отставку. Кроме отсутствия лицензий у брокеров, выяснилось, что Конрад создал компьютерную программу «macro», которая позволяла брокерам тратить меньше времени на онлайн-обучение, чем требовалось для получения лицензий в Калифорнии. Впоследствии компания Zenefits заключила соглашение с Комиссией по ценным бумагам и биржам, поскольку ее обвинили в введении в заблуждение инвесторов. Zenefits заплатила штраф в размере $450 000, а Конрад лично – более $533 000.
«Очевидно, Zenefits допустила ряд законодательных нарушений и теперь мы очень осторожны, чтобы не повторить их здесь [в Rippling]», – отмечает Конрад.
Среди особенностей нового программного обеспечения Rippling – администратор может видеть не только зарплаты, но и приложения третьих лиц вроде Zendesk, Gong и более чем 500 других. Стоит вам нанять сотрудника, как Rippling добавляет этого человека в зарплатный и пенсионный фонды, доставляет на дом ноутбук, на который установлены все необходимые программы и предоставляет нужные для работы инструменты (к примеру, бухгалтера получают Excel, а инженеры — PyCharm), а также включает человека в нужные каналы Listservs и Slack.
Технология в основе сервиса сложная, но для пользоваться Rippling – это так же просто, как установить на телефон Candy Crush. Компания утверждает, что ее клиенты могут подключить к рабочим процессам новых сотрудников (или отключить тех, кто уволился) за 90 секунд.
По словам Конрада, преимущество Rippling заключается еще и в том, что он не только автоматизирует систему начисления заработной платы, как это делают Zenefits и Gusto, но также управляет программами, приложениями и рабочими группами, в которых нуждается новый сотрудник, и сохраняет все эти данные по мере его продвижения по карьерной лестнице, перехода в другой отдел или увольнения.
Предприниматель и его партнеры уверены, что на это раз компания Rippling сможет избежать проблем, связанных со стремительным ростом и законодательными нарушениями, которые привели к краху Zenefits. Кроме того, у Конрада после всего есть не только бизнесовые, но и эмоциональные стремления развивать Rippling.
«Лично для меня одной из причин, почему я этим занимаюсь, есть то, что, если Rippling станет компанией со $100 млн дохода, это приведет к переоценке событий в Zenefits,» – уверен он. «Для меня это единственный способ проговорить случившееся и попытаться рассказать свою версию истории».