Производитель электрогрузовиков Nikola провел IPO на $12 млрд. Готового продукта пока нет

4534

В США провела IPO американская компания Nikola. Она занимается производством электрических грузовиков, а также инфраструктуры для них. Обозреватель AIN.UA коротко рассказывает, чем занимается компания, которая в ходе IPO получила капитализацию в $12 млрд. 


Пока готовился материал, стоимость акций Nikola выросла в два раза и теперь составляет $73 за штуку. Капитализация компании поднялась почти до $25 млрд, а оценка богатства основателя компании Тревора Мильтона — $8 млрд. Грузовики компания все еще не выпускает.


Nikola — производитель электрогрузовиков. Компания последние несколько лет разрабатывает машину для коммерческого использования, способную транспортировать большие грузы на длинные дистанции. Транспорт, конечно же, экологически чистый. План на будущее — создание грузовиков на водороде, а также построение большой собственной сети заправок для этих и электрических грузовиков. 

Конкурентов компании хватает. Во-первых, компания Tesla, которая также разрабатывает собственный грузовик Semi. По плану он станет доступным для заказа через год-два, Tesla уже имеет коммерческие заказы на свои грузовики. Nikola, к слову, уже судилась с Tesla из-за нарушения патентов и схожего дизайна грузовиков. Во-вторых, свои экологически чистые грузовики делают Toyota и Hyundai, в ближайшем будущем они также станут доступны для заказа коммерческим клиентам. 

Впрочем, основателя компании Nikola Тревора Мильтона это не пугает: объем предварительных заказов на его грузовики уже составляет $10 млрд, среди клиентов, например, международная компания Anheuser-Busch. 

Тревор Мильтон

Основатель и крупнейший держатель акций Nikola — Тревор Мильтон. После того, как акции компании вышли на биржу, 38-летний предприниматель стал миллиардером: его состояние оценивается в $4 млрд (а с ходом торгов — уже $8 млрд). 

Милтон занимался предпринимательством и до Nikola: он успел запустить 5 разных бизнесов, часть из них провалилась. Как пишет CNBC, бизнесом Мильтон занялся с детства: перепродавал друзьям конфеты. Он так и не закончил школу, но в 2003 году создал бизнес, который продал спустя несколько лет. Мильтон также планировал заниматься ритейлом, но компания не взлетела. Свой проект Nikola молодой предприниматель начал в 2015 году.  

В своем родном штате Юта предпринимателя знают не только по бизнес-проекту. В 2019 году он купил за $32,5 млн огромный люксовый особняк: цена за недвижимость стала рекордной для Штата. Эксцентричную покупку Мильтон оправдывает тем, что в отличие от современной молодёжи, которая убегает в города и снимает квартиры, он любит пространство и ценит частную собственность. 

По сути работу над компанией Тревор начал 10 лет назад. Только тогда проект назывался dHybrid и его идея заключалась в том, чтобы модифицировать двигатели грузовиков и уменьшать расходы топлива, дополнительно делая их более экологичными. Сам Мильтон уверяет, что набрал предварительных договоров на $100 млн, но инвестор, деньги которого привлекла компания, попросту украл его наработки. Делать было нечего и Тревор закрыл компанию. Но вместо отчаяния, он загорелся рынком грузовиков и грузовых перевозок. 

Так появилась компания dHybrid Systems, целью которой была уже не доработка старых двигателей, а создание полноценных систем, работающих на газу. Компания имела успех, Мильтон ее продал и начал новую историю — Nikola Motor Company. По словам предпринимателя, он активно взялся нанимать ученых, большее число которых не имело отношения к производству грузовиков, для разработки новых технологий и поскольку его идея была по сути новой, они охотно шли к нему на работу. «Мне был важен не столько их опыт в автомотив (его не было), сколько желание сделать что-то новое и наивность, что все точно получится», — говорил Тревор Forbes

Nikola Motor Company

За время существования компания Nikola Motor Company провела несколько раундов инвестиций и суммарно привлекла порядка $467 млн инвестиций.

  • Seed — $2 млн
  • Раунд A — $16 млн
  • Раунд B — $44 млн
  • Раунд С — $214 млн
  • Раунд D — $250 млн

Известно, что не все средства приходили «живыми» деньгами. Так, к примеру, в раунде C компания CHN Industrial, один из лидеров рынка по созданию грузовиков на газу, входит в группу IVECO, инвестировал $100 млн «кешом» и еще $150 млн — предоставляя свои услуги и помощь в разработке грузовиков Nikola. Свою помощь компании также предоставляют два других крупных инвестора — Bosch и Hanwha. 

Сейчас в компании работает порядка 250 человек, которые и занимаются созданием грузовиков. Nikola представила три модели: One, Two и Tre, которые отличаются габаритами и запасом хода. В компании, как уверяет Мильтон, совсем нет продажников: по мнению основателя компании, нужно делать продукт, который сможет продавать себя сам. Такого же мнения придерживается и основатель Tesla Илон Маск: его компания не покупает рекламу. Пока Мильтону это неплохо удается: у компании предварительных заказов на 14 000 грузовиков и $10 млрд. Как говорят эксперты, обойти своих конкурентов (а именно Tesla) Nikola удастся с появлением грузовиков на водороде, а также созданием большой инфраструктуры для них. Ожидается, что это случится в ближайшие 5 лет. 

До конца 2020 года компания планирует завершить постройку завода для сборки грузовиков в Аризоне, а в 2021 — начать производство самих грузовиков. План максимум — к 2023 собирать до 30 000 грузовиков ежегодно. Сейчас выручка компания, из последних данных, которые удалось найти, составляет около $80 млн, их компания получила за счет продажи прав на свои патенты. План к 2024 году нарастить выручку до $3 млрд.

Инвесторы в обещания компании верят: за первые несколько дней стоимость акций компании удвоилась: с $37 до $73 за штуку. Как пишут СМИ, в США и Европе спрос на экологически чистый грузовой транспорт невероятно высок и инвесторы верят, что создав успешный продукт, продажи Nikola вырастут до небес. При этом компания еще как минимум год не покажет своего основного продукта — грузовиков.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск