10 июня стоимость акций Tesla превысила $1000. Так дорого акции компании не стоили еще никогда. При этом капитализация Tesla превысила $188 млрд, а сама компания стала самой дорогой автомобильной компанией в мире (звание самой дорогой американской автомобильной компании она получила уже давно). Ближайший конкурент Tesla — японская корпорация Toyota. Ее капитализация приблизительно такая же, вот только продает она в 25 раз больше автомобилей: 10 млн у Toyota за 2019 год против 367 тысяч у Tesla. Почему акции Tesla так растут — точно ответить никто не может. Но есть несколько предположений.

Оценка слишком высока

Завышенной стоимость акций компании Tesla считает сам Илон Маск, хотя от этого зависит как его личное состояние (у него большой пакет акций), так и его бонусные выплаты (по достижению определенных целей он получает многомиллионые бонусы).  Маск уже несколько раз писал в Twitter, что стоимость акций слишком высока, но это особо не меняло ситуации: всего за несколько лет они выросли с $200 за единицу в пять раз — до $1000 за акцию.

Мнения, что акции переоценены, придерживаются и аналитики крупнейших финансовых организаций в США — Goldman Sachs и Morgan Stanley. По их мнению, стоимость акций слишком высока, ее предел сейчас — порядка $650-$680, но никак не тысяча. Некоторые аналитики уверяют, что время продавать, пока на этом можно неплохо заработать. 

Почему так получилось

Есть несколько догадок, почему акции компании столь дороги, а капитализация без остановки стремится вверх. 

  • Во-первых, компания действительно увеличивает продажи машин. Производство и продажи растут, Tesla наращивает мощности, открываются фабрики, расширяет поставки. Есть постоянный спрос, который не прекращается и упирается исключительно в возможности компании. В 2018 году компания продала порядка 240 тысяч автомобилей, в 2019 — более 360 тысяч, показав рекордные по продажам кварталы. В 2020 году компания ожидает продать до полумиллиона автомобилей. Более того, нынешний спрос может быть лишь началом большого бума. В Forbes вышла заметка, автор которой пишет: автомобиль — дорогая покупка, а значит к ней прицениваются какое-то время. Есть подозрение, что в следующие несколько кварталов спрос кратно вырастет и именно под это скупаются акции сегодня. Такого же мнения придерживаются аналитики, опрошенные ранее CNBC: по мнению нескольких фондов и частных инвесторов — реальная стоимость акций компании в скором времени вырастет до $7000 за штуку, а капитализация Tesla может вырасти до $1 трлн. В добавок, на руку Tesla играет желание многих европейских стран в течение следующих 10-30 лет отказаться от машин с ДВС и полностью пересадить своих жителей на электрокары. Под это также дают государственные скидки на машины. 
  • Во-вторых, Tesla активно расширяет свои продажи и запускает новые фабрики, в том числе — на самом большом рынке планеты. Речь, конечно же, о Китае. Конкурентов (тот же BYD) на рынке Поднебесной хватает, но сам рынок огромен и спрос на Tesla есть. Сейчас фабрика в Шанхае выпускает порядка 3000 Tesla Model 3 каждую неделю для местного рынка. 
  • В-третьих, многие воспринимают Tesla не столько как автомобильную компанию, сколько как технологическую. Словно она конкурент Apple или Amazon. В истории с WeWork это сыграло против акционеров компании, которые инвестировали $14 млрд в «технологический» стартап, а оказалось, что это просто недвижимость. Как это будет с Tesla — пока непонятно. 
  • В-четвертых, сегодня огромное влияние на стоимость ценных бумаг делает масс-маркет: обычные люди, которые через американское приложение Robinhood могут покупать и продавать акции интересных им компаний. Есть предположение, что такая же история сложилась с Tesla, когда деньги вкладываются не по знанию, а по эмоциям: Илона Маск — главный предприниматель нашего времени, который запускает ракеты в космос и делает лучшие электрокары планеты. В этот образ и инвестируют.

Что пугает инвесторов

Те, кто предлагает быть осторожнее с инвестициями в дорогостоящие акции Tesla, приводит как минимум одну причину: конкуренция. Если еще 5 лет назад ни у кого не было серьезного конкурента Tesla, то сегодня крупнейшие автомобильные производители планеты предлагают на выбор свои автомобили: Jaguar, Audi, Porsche, GM, Ford и другие. Конкуренция усиливается и это может притормозить рост продаж Tesla, на который все так уповают. 

Второе опасение — перегрев рынка. Акции растут по непонятным причинам и видно это даже не столько на примере Tesla, сколько на ее конкуренте по производству электрогрузовиков — компании Nikola. В начале июня 2020 года компания провела IPO и сейчас ее капитализация дотягивает до $30 млрд. При этом у нее еще нет продукта: грузовиков, которые собирается продавать Nikola, еще нет. Нет даже завода, где их начнут собирать. А капитализация в треть стоимости Volkswagen — есть. Инвесторы опасаются, что в один момент пузырь переоценненых акций может лопнуть.


Интересно, что 10 лет назад Toyota инвестировала в Tesla $50 млн и продала свои акции в 2017-ом, хорошо на этом заработав. Правда, выростив себе при этом огромного конкурента. Состояние Илона Маска, тем временем, cоcтавляет до $40 млрд.