В 1999 году Дин Камен придумал Segway — двухколесное транспортное средство, мгновенно ставшее известным на весь мир из-за своей необычности: ничего подобного ранее не делали. На волне успеха одноименная компания планировала продавать по 100 000 единиц в год. Но мечте Дина — сделать Segway самым популярным персональным транспортом в мире — не суждено было стать реальностью.
За все время существования (20 лет) компания продала всего 140 000 Segway, а чаще всего их используют охранники в супермаркетах и аэропортах, а также для экскурсий и развлечения в парках.
Издание Fast Company рассказывает, почему Segway постигла неудача. Обозреватель AIN.UA коротко пересказывает материал.
- Одна из проблем Segway — высокая цена. В 2001 году Segway стоил $5000, что сравнимо с ценой неплохого мотоцикла. При этом Segway разгонялся менее чем до 20 км/час, им было трудно управлять, да и сам «гаджет» смотрелся необычно. Сам основатель компании Дин Камен считал, что его изобретение станет отличным индивидуальным транспортом для городской среды, но высокий ценник играл против его идеи.
- Еще одна серьезная проблема и вовсе кажется абсурдом — устройства Segway сделаны слишком хорошо. Они построены таким образом, чтобы даже в случае поломки одной детали, ее заменяла другая. Автор материала в Fast Company приводит пример, что у одного из пользователей Segway смотрелся неважно, он проехал 150 000 км и служит ему 12 лет. И все еще продолжает ездить! Для владельца это, безусловно, плюс, но вот сама компания проигрывала: обновлять Segway просто не было смысла — устройства долго и исправно служили. Только подумайте, сколько раз тот же владелец Segway за это время обновил свой iPhone.
- Сам по себе дизайн Segway можно назвать инновационным, вот только потенциальных покупателей он во многом отталкивал. Большинство не понимало, как на нем перемещаться и держать баланс. В свое время это стало причиной, по которой Segway проиграл электрическим самокатам — простому и понятному устройству. Первый Segway выпустили в 2001 году и с того времени устройство так и не изменилось. В итоге, Segway проиграл другим видам электрического транспорта.
- Проблема с позиционированием. Камен говорил, что Segway — отличное средство для перемещения по городу. Вот только он не едет сильно быстрее электрического самоката, он слишком дорогой, к тому же — массивный и тяжелый, им сложно управлять. Когда начался активный рост компаний вроде Bird и Lime, у Segway не было шансов — электроскутеры победили мгновенно. А компания, которая не сумела адаптироваться, проиграла.
- Камен продал компанию в 2009 году, а затем ее еще раз продали в 2015-ом — китайской компании Ninebot. Интересно, что эта компания также производит электротранспорт, в частности — электросамокаты. Этот гаджет, в отличие от Segway, невероятно популярен и отлично продается.
15 июля 2020 года фабрика, на которой собирали Segway, закроется. 21 сотрудника компании уволят. Еще 12 человек проработают некоторое время, чтобы продолжить обслуживание уже проданных моделей.
Сейчас Segway принадлежит компании Ninebot. Она закрывает производство одноименного транспортного средства, но сам бренд Segway оставляет. Он популярен в США и Европе, где Ninebot продолжит продавать свою продукцию под этим брендом. Вдобавок, за Segway еще более тысячи патентов, которые Ninebot активно использует в разработке своих продуктов.