«Люди с синдромом оверачивмента хорошо приживаются в Нью-Йорке»: интервью с консультантом стартапов Софией Клещук

3601

София Клещук больше двух лет консультирует американские стартапы, помогая им настраивать системные коммуникации, сейчас работает консультантом в сфере коммуникаций и маркетинга, Head of Client Relations and Communication американской medtech компании RYAH Medtech Inc., чьи данные и продукты используют во многомиллионных клинических исследованиях.

В этом интервью София рассказала, как искала работу и первых клиентов в США, об особенностях жизни и работы в Нью-Йорке.

Расскажи, где ты училась, как попала в Нью-Йорк?

Я училась в Киеве, в КНУ им. Шевченко. Бакалаврат и магистратуру я заканчивала на разных факультетах и в итоге получила смесь специальностей из синхронного перевода, международных отношений и репутационного менеджмента. Собственно работаю я четко по специальности. Хотя гораздо большую роль для меня сыграли стажировки и дополнительная учеба — курсы и летние школы.

В юности я была четко настроена на то, что когда вырасту — стану дипломатом: с таким планом я сначала попала в школу лидерства и дипломатии для студентов в Вашингтоне, а позже получила стажировку в Украинском конгрессовом комитете Америки. Для меня это было одно сплошное Рождество: начальник давал мне много интересной и ответственной работы несмотря на юный возраст, и брал меня с собой на встречи в Конгресс. Позже я стала стажером в Представительстве Украины в ООН в Нью Йорке — как раз здесь мне стало понятно, что я хочу снова возвращаться, работать и жить в этом городе. С историей о госслужбе это не особо пересекалось — вышло, что весь мой дипломатический опыт дал совсем другой результат и желания на выходе. Нью-Йорк меня привлекал привычками жизни и желанием постоянно куда-то бежать, и принципом, что работы для галочки не существует, потому что при работе для галочки ты там просто не выживешь.

Я целенаправленно искала работу в США, но мне было сложно, потому что стажировка — это одна история, а работа — совсем другая. Тут ты сталкиваешься с пониманием, что твой диплом может не котироваться, а без американского образования я бы очень долго перекладывала одну бумажку на другую, что в принципе неплохо, но мне хотелось другого — особенно после того, как я попала в школу инноваций и предпринимательства в одном из университетов Испании. Она мне дала большой толчок и mind-shift в плане того, как дела делаются, а работа работается. На курсе речь шла о дизайн-мышлении, динамичных стратегиях, там мне показали много эффективных методик, с помощью которых можно строить свою дальнейшую работу, решать задачи независимо от того, что тебе нужно сделать. 

После этого я работала в нескольких компаниях с коммуникациями в Украине, и параллельно искала работу в Америке. Для меня оптимальным вариантом оказалось работать с клиентами сначала удаленно, а потом выбирать вариант, когда они либо берут меня на фул-тайм и перевозят, либо я набираю клиентов и переезжаю туда как предприниматель, что я собственно сейчас и делаю, хотя я планирую сфокусироваться на одной inhouse-позиции, потому что эта компания сейчас очень быстро развивается и там становится все больше ответственности и задач.

А как ты нашла первых клиентов?

Нашла по рекомендациям, мне помогло сарафанное радио. Всем знакомым говорила, что ищу клиентов в США или работу. При этом я параллельно рассылала свое резюме куда только могла. И через какой-то пятнадцатый контакт узнала, что есть компания, которая ищет маркетолога. Прошла интервью, начала работать дистанционно и первое время ездила только в краткосрочные командировки. Потом я перешла в их sister company, и сменила там пару продуктов и наборов обязательств. В итоге я сейчас покрываю сразу несколько направлений в одном проекте: это внутренняя и внешняя коммуникация, и маркетинг отчасти, а также общение с клиентами, партнерами и инвесторами. 

У тебя есть какие-то истории успеха с этими первыми клиентами?

На самом деле, самая большая история успеха случилась в компании, с которой я работаю сейчас. Мне удалось таким образом выстроить структуру коммуникации внутри команды и с партнерами, а также коммуникацию подрядчиков с клиентами, что при небольшой команде главного офиса в 10 человек компании удается быстро развиваться и работать в нескольких странах.

Ситуация с «нехваткой рук» в стартапах — обычная история, стартаперам положено «спать на раскладушке» и объединять в себе миллион функций. Многим начинающим компаниям приходится работать с большим количеством контрагентов и подрядчиков на аутсорсе. Я отталкивалась от вызова «связать команду в Нью-Йорке, консультантов во Франции и дистрибьюторов в Австралии» и пришла к необходимости создания четкой универсальной схемы коммуникации. У нас это выглядит как интерактивный документ, который отвечает на вопрос любого члена команды «Что мне делать дальше?». Например, вы идете к клиническим исследованиям, тогда вам нужно прочитать вот этот документ про позиционирование, потом сюда внести контакт, которому вы пишете, отсюда взять пример писем, здесь — вложение к письму. И так расписаны действия от первого шага до последнего. Если изначально выстроить коммуникацию по общему принципу с разными сегментами аудитории, то позже не приходится контролировать, как твой сотрудник или контрагент обращается к потенциальному клиенту, или кого берет в партнеры. Эти процессы унифицируются, ускоряют работу и упрощают людям жизнь. И больше не возникает вопросов вроде «а брошюрку вот эту отправлять или вот ту?».

А чем занимается компания, в которой ты сейчас работаешь?

По сути, компания сконцентрирована на digital technology в медицине, и у нас идут параллельно две линии деятельности: первая — данные и их обработка — мы сильно гордимся патентом на использование искусственного интеллекта в сфере «plant-based treatment», а вторая — мы создаем девайсы для медицинского каннабиса, с помощью которых пациенты могут принимать назначенное им лечение. Это может быть, к примеру, патч или ингалятор, но весь смысл в том, что каждый из этих девайсов подключается к приложению, чтобы собирать данные про потребление. Медицинский каннабис — перспективная тема, интересная, потому что есть проблема недообразованности населения. И проблема существует как раз из-за недостатка данных, а мы эти данные собираем по определенным протоколам, корректно обрабатываем и сохраняем в нужном формате. Затем их используют в клинических исследованиях. Ну и кроме того, мы обеспечиваем контролируемый и безопасный вариант приема этих медикаментов, при этом вообще не трогаем сам продукт, занимаемся только данными, приложениями и девайсами.

Как ты планируешь профессионально развиваться дальше?

RYAH сейчас очень активно развивается и мне хотелось бы расти дальше вместе с этой командой, но мне также было бы интересно работать еще с другими стартапами, которые находятся на старте выстраивания своей системы коммуникаций, системы продаж и процессов в целом. 

А ты не думала параллельно получить образование в Штатах?

Я думала об этом, но мне кажется, я еще не готова, в первую очередь финансово. Все хорошее стоит дорого. Но в принципе, мне хотелось бы получить там образование по нескольким причинам. С украинским дипломом в Штатах чувствуешь себя менее уверенно. Но еще и потому, что в США отношение к образованию гораздо более фундаментальное, курсовые там никто не списывает и не заказывает. Когда ты общаешься с людьми, то понимаешь, что они умеют писать, грамотно презентовать, и строить логику выполнения задачи — и это базовые навыки, которые им дают в университете. Кроме того, я часто замечаю, что люди гордятся своим образованием. 

При этом я понимаю, что образование — это хорошо, но самообразование важнее. Если ты выпустился из универа с дипломом, это еще не значит, что можно расслабиться. Фишка в том, чтобы научиться учиться. Сейчас немало возможностей получить образование, при этом не потратив все деньги мира. У крутых университетов есть летние школы, онлайн-курсы. Там можно получить знания, которые будут вам каркасом, и знакомства, с которыми в дальнейшем можно работать.

Многие рассказывают, что прижиться в Нью-Йорке сложно, элементарно найти жилье сложно. Как у тебя было?

Я в Нью-Йорк живу не все время, и только занимаюсь полноценным релокейтом, так что приходится время от времени покидать страну и возвращаться снова. Но при каждом приезде у меня довольно безболезненно происходит процесс адаптации. В Нью-Йорке очень высокий темп жизни. Если вам хочется расслабленно и вальяжно жить, то вам не туда, потому что скорость выполнение каких-либо операций в Нью-Йорке очень высокая. И это касается не только работы: если слишком долго раздумываешь над тем, какой взять кофе, сзади начнут очень громко дышать. Мне нравится такой темп, удобно в нем работать. Если для вас нормальная ситуация закончить работу в два часа ночи с мыслями «вау, класс, я это сделал», тогда это ваш город. Люди с «синдромом оверачивмента» хорошо приживаются в Нью-Йорке. К тому же, Нью Йорк — огромный культурный центр: здесь бесконечное количество различных музеев, ивентов и интересных мест. Скучно не бывает, и всегда есть откуда набраться сил и вдохновения. 

С поиском жилья могут возникать проблемы — найти жилье за адекватные деньги сложно, в Нью-Йорке жить дорого. И там у людей немного другие привычки. Они могут лет до 40 жить с соседями по квартире и нормально себя чувствовать. Если вам хочется жить одному, это естественно дороже, меньше, чем за 1900-2000 долларов вы вряд ли найдете там более менее адекватную студию. Но все возможно, все зависит от локации, от того насколько долго вы готовы ехать в метро.

Есть вещи, не понятные нам, например, отсутствие стиральной машины в квартире, а в Нью-Йорке это нормальная ситуация. В квартире ее часто негде поставить: шутки о том, что «обувная коробка» в Нью-Йорке стоит 1000 долларов в месяц — это правда.

А можешь сравнить свою зарплату до отъезда в Украине, и что ты могла позволить себе в Киеве на эти деньги, с твоим заработком в Нью-Йорке?

Нью-Йорк, кажется, сейчас шестой по дороговизне город в мире — сравнивать зарплату там и здесь сложно, ты просто тратишь деньги на другие вещи. В Нью-Йорке ты будто платишь за сам город, но я не вижу в этом проблемы, если это место, где я хочу быть. Ясно, что всегда хочется зарплату побольше, но в целом я справляюсь. Нужно определить необходимые и приоритетные расходы, и уже строить на этом бюджет. Мне например, был важен крутой тренажерный зал, и он мне обходится в месяц дороже, чем проезд и коммуналка вместе взятые.

Ты ходишь в дорогой спортзал, чтобы знакомиться с крутыми людьми?

Нет, я использую спорт как опорную точку стабильности при любой стрессовой нагрузке — для меня это метод сохранения здравого рассудка. К тому же это привычка из детства — я мастер спорта по плаванию и мне сложно представить, как можно не тренироваться.

А в подходе стартапов в США и в Украине к коммуникациям и маркетингу ты видишь разницу?

Есть достаточно много факторов отличия. У нас не хватает какого-то цивилизованного образования в плане предпринимательства. Мне кажется, что в Украине многие продукты и команды не всегда реально оценивают сразу, на что будут нужны деньги и силы. Они думают, что коммуникация настроится сама собой, потому что она часто кажется естественным процессом, не требующим дополнительных усилий.

Возможно я ошибаюсь, но у меня есть ощущение, что команды в США лучше понимают, как работают коммуникации, и сколько ресурсов и усилий на них нужно выделять. Например, есть понимание, что сайт — это важный инструмент, и за две недели его хорошо не слепят. Бывают конечно исключения, но чаще — нет. Скажем, часто в Украине e-commerce работает по сценарию «сейчас смской скинем карточку приват, куда оплатить» из-за того, что сделать check-out на сайте и подключить платежную систему, оказывается, стоит много денег, времени и сил. Я понимаю, что этот вариант здесь работает и у каждого свои возможности, но так строить процесс не очень правильно. Думаю, что это может измениться, когда появится реальная конкуренция и люди поймут, что надо шевелиться, делать так, чтобы покупателю было приятно и он возвращался. Поймут, что удобный сайт принесет больше прибыли, чем веселые стикеры в вайбере.

В США будут больше беспокоится о верности клиента и о том, чтобы он вернулся и купил еще раз. Даже если вы маленькая компания, все равно должен быть расписан процесс, кто чем занимается, что у вас как протекает. Потому что как только у вас начинается »успешный успех», вы зарываетесь в операционке и останавливаетесь. Мне кажется, что это недооценивают некоторые украинские предприниматели. Ну и еще один момент — нужно продавать продукт не потому, что вы его сделали, а потому что на него есть спрос, от этого нужно отталкиваться.

Расскажи еще, пожалуйста, о своих ощущениях от работы в американском обществе и что тебе там нравится в профессиональном плане?

В команде, с которой я работаю сейчас, происходит очень спокойное и честное общение, то есть, я могу рассказать о проблеме и не волноваться, что меня неправильно поймут. Есть понимание того, что каждый человек работает, чтобы продукт случился и мы добились целей, которые наметили как команда, и как компания. И если что-то кого-то беспокоит, то никто не сидит в углу и не думает, что проблема сама рассосется. Самая большая разница в общении — это желание и умение слушать. Мне кажется, что в США больше учат слушать, а это очень важный навык.

И в общем рабочая этика на более высоком уровне: начиная от базовой вежливости вроде «спасибо, что вы хорошо сделали свою работу» до адекватного отношения к людям в команде независимо от их пола или цвета кожи. В США я единственная девочка в команде и чувствую себя там комфортно, а в Украине сталкивалась с ситуациями, когда тебя не воспринимают серьёзно, шутят с высоты своей токсичной маскулинности, ну и прочие истории. Я стараюсь быть выше этого, хотя для меня этот вопрос очень важный, так как я много сил вкладываю в профессиональное развитие, и хочется, чтобы люди соответственно воспринимали мою работу. 

Это, конечно, мой субъективный опыт, но аналогичных историй много. Мне хотелось бы, чтобы девушки в Украине меньше беспокоились о стереотипах вроде «женской» и «не женской» работы, а общество в целом лучше воспринимало женщин на управляющий позициях. У меня как раз было много примеров женщин-руководительниц, преподавательниц и наставниц, которые в моих глазах были like a boss в прямом и переносном смысле. 

Нельзя сказать, что в США ситуация с этим идеальная, но awareness там гораздо выше. А еще мне импонирует, что в американском обществе, если ты чем-то выделяешься или что-то умеешь, чего не умеют другие, это приветствуется и тебя поддерживают и подталкивают развивать и использовать свои таланты, и никто тебя не назовет выскочкой. Вывод тут один — нужно использовать свои способности, не прекращать совершенствоваться и быть честным с собой.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск