В тренде — гибкость и кооперация. Чему пандемия научила бизнес

1705

Сегодня перед бизнесом — новые вызовы. Помимо приоритетных — здоровья и безопасности сотрудников на рабочих местах — компаниям предстоит вести дела в новых экономических и социальных условиях. Какие уроки могут вынести предприниматели и лендлорды из ситуации с COVID-19, рассказывает основатель и СЕО сети бизнес-пространств Creative States Илья Кенигштейн.


После трех месяцев строгого карантина в Украине постепенно запускается бизнес: с ограничениями и новыми правилами открылись рестораны, салоны, магазины и бизнес-центры. Пандемия резко изменила привычный уклад жизни. Мы стали внимательными к своему здоровью, следуем элементарным правилам гигиены и интересуемся развитием ситуации по всему миру. Парадоксально, но банальное мытье рук стало актуальным только сейчас.

Фото Ольги Закревской / AIN.UA

Ниже — мой взгляд на то, какие правила сегодня актуальны для бизнеса, которому пришло время выходить из кризиса.

Принять факт: любой кризис — это потери

Лжет тот, кто рассказывает, что кризис никак не отобразился на его бизнесе. 

Впервые со времен Великой депрессии страны с развитой экономикой и государства с только формирующимися рынками переживают рецессию. В анализе S&P Global говорится, что подобный спад производства случился впервые с 2009 года. Глава Европейского парламента Давид Сассоли заявил, что страны ЕС не знали насколько драматичного кризиса с момента окончания Второй мировой войны.

По прогнозам Международного валютного фонда, спад ВВП в США к концу года составит 5,9%, в странах ЕС — 7,5%, в Великобритании — 6,5%, в Китае — 1,2%, в Индии — 1,9%. В Украине аналитики ожидают снижение ВВП на 7,7%. Глобальные потери от пандемии — около $9 трлн. Это больше, чем общая экономика Японии и Германии.

Согласно подсчетам Green Street Advisors, в апреле стоимость коммерческой недвижимости на мировом рынке упала на 9%. Лендлорды бизнес-центров, где расположены наши локации, не предоставили дисконт на период карантина. Со своей стороны, согласно договору, мы оплатили аренду в полном объеме.

Суммарно за период карантина от нас съехало около 10–12% резидентов, преимущественно «хот-десков» и небольших офисов, соответственно — часть прибыли мы потеряли. Но локации работали даже когда к нам приходили и несколько человек, хотя мы рекомендовали придерживаться требований правительства и работать дома. Это тоже расходы, как минимум, на электричество. Появились затраты на сервис доставки рабочего места домой.

Еще одна существенная статья расходов ушла на обеспечение локаций всеми необходимыми средствами защиты по мерам безопасности: заказ брендированных масок и антисептиков, техники по дезинфекции, тепловизоров и прочего.

Например, наши системы аэрозольного обеззараживания верхней одежды, которые устанавливаются на всех локациях Creative States, обошлись в 20 000 грн за каждую. Но за счет того, что определенные категории мы не закупали вообще в этот период  — тот же кофе — в бюджете это все сбалансировалось. 

Непредвиденные расходы — та «боль», которая подкосила бизнес, в частности МСБ. В то же время, именно это должно мотивировать двигаться дальше: заработать, восполнить, покрыть и выровняться. В турбулентных ситуациях рождается антихрупкость. Выживает и становится сильнее тот, кто быстро адаптируется к новой реальности. 

Уделять внимание безопасности

После пандемии сотрудники станут требовательными к условиям работы в офисах. Их нужно убедить: они попадают в безопасную среду.

Полноценное возвращение команд к прежнему режиму может противоречить предписаниям Минздрава, как минимум, в плане сокращения дистанции между людьми. В таком случае нужен план, по которому постепенно соберется вся команда.

Возможно, часть подразделений так и останется работать удаленно, приезжать в офис будет только периодически: на стратегические сессии, отчеты или митапы. Китайские компании в ответ на пандемию ввели нефиксированные рабочие часы, тем самым уменьшив количество людей в офисе в одно время.

Нам в Creative States ближе «Правило шести футов», которое касается новых норм социального дистанцирования в офисах. Так, безопасная дистанция между людьми должна быть в пределах 1,6-1,8 м2. В офисных условиях это — дикая, но как-никак реальность.

Мы расположили рабочие столы не так плотно, как раньше, и расклеили в офисах указатели с безопасными маршрутами для резидентов. Таким образом, предотвращаем большое скопление людей. Также решили ограничить использование конференц-залов — теперь переговоры проводятся достаточно ограниченным количеством человек. В этом плане мы изменили гостевую политику: посетители заранее согласовывают с резидентами время визита. 

Постоянный доступ к санитайзерам и средствам индивидуальной защиты, использование на входе системы аэрозольного обеззараживания одежды, измерение температуры тепловизорами и бесконтактными термометрами, сохранение комфортной дистанции и регулярная дезинфекция помещений нашей клининг-командой COVID Warriors — такие базовые меры для резидентов и своей команды мы ввели на наших локациях.

Адаптировать рынок и адаптироваться

Пандемия стимулировала IT-бизнес разработать новые технологичные решения по управлению офисными пространствами.

Например, китайский техногигант Huawei заявил о создании приложения, с помощью которого можно вызвать лифт и не прикасаться к пульту. Достаточно загрузить приложение на смартфон и запустить его. Тенденция бесконтактных поездок в лифтах может быть интересна лендлордам, строительным компаниям и другим участникам рынка коммерческой недвижимости. Быть blade runners — уже не тренд, а попросту необходимость. 

Экономический кризис заставляет бизнес сокращать расходы, отказываясь от долгосрочной аренды традиционных офисов. Индустрия меняется, эпоха корпоративных офисов и помещений shell & core под аренду подходит к концу.

По окончанию карантина мы прогнозируем повышение спроса на готовые офисы в коворкинговых пространствах. Об этом говорят постоянно растущие запросы арендаторов на наших локациях, в том числе и новых — Creative State of Arsenal и Creative State of Dnipro, которые с июня уже открыты для резидентов.

Мы разработали несколько новых предложений для наших клиентов. Они хорошо подойдут тем, кто решил оставить команду на ремоуте до сентября, но при этом периодически хочет собирать сотрудников вместе, чтобы контролировать управляемость компанией. Офис на день, офис по подписке — эти форматы хороши для удаленной работы, но с периодическими сборами команды. Выбираете и бронируете день — и welcome.

Уже сейчас могу сказать о новом формате, параллельно над которым мы работаем — квази-офисы. Суть заключается в том, что в одном офисе по одному пропуску могут работать двое сотрудников, с единственным условием — по разным дням недели. То есть, команда из 20 человек может пользоваться офисом и платить за него как за 10х. Один день в неделю компания встречается на локации и работает всем составом.

Важно, чтобы офис ротировался внутри одной команды. Такой «посменный» формат особенно актуален для больших корпораций: это позволит им экономить и одновременно получать качественный и полноценный офисный продукт. Для арендодателя же — это возможность сохранить стабильную прибыль, не перегружая при этом офисную инфраструктуру.

Больше общаться и чувствовать потребности клиентов

Лендлордам стоит проанализировать новые требования бизнеса и определить последствия для своего портфеля недвижимости. Вызванные эпидемией изменения на рынке должны сочетаться с будущими бизнес-процессами.

Среди оптимальных решений — программы лояльности. Они удержат существующих клиентов и привлекут новых. Важно не столько пополнить капитал, сколько закрепиться в сознании потребителей.

В период карантина мы видим, что не все лендлорды идут навстречу арендаторам. Дисконт сегодня сыграет вам на руку завтра — безотказное правило, которое почему-то многие в упор игнорируют. В сегодняшней ситуации важно слышать друг друга и кооперироваться. В кооперации — сила. 

Кризис заставил пересмотреть подходы в работе, изменить внутренние процессы, перестроить отношения с клиентами и партнерами. Неопределенность еще долго будет влиять на каждое направление бизнеса. Антикризисное планирование становится ключевым инструментом для проверки готовности к очередным вызовам. План С теперь заменяет план B. 

С другой стороны — именно сложности подталкивают бизнес к смелым решениям, и я уверен, это только начало. Реакция на кризис измеряется в месяцах, а восстановление — в годах. А пока — мы выполняем привычную работу, умноженную на новые реалии. 

Автор: Илья Кенигштейн, основатель и СЕО Creative States

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск