В колонке для AIN.UA Игорь Маньковский, руководитель интернет-проекта Lenovo, рассказал, как искусственный интеллект, интернет вещей, технологии виртуальной и дополненной реальности снижают расходы и расширяют возможности розничной торговли.

Игорь Маньковский

Использование новых технологий позволяет кардинально менять способ взаимодействия компаний с потребителями. Согласно исследованиям, 57% покупателей готовы делиться личными данными в обмен на персонализированные предложения или скидки. В то же время, больше половины потребителей будут делиться информацией о себе в обмен на рекомендации по продуктам.

Устройства заберут на себя бытовые задачи

Важную роль в получении информации о клиентах играет Интернет вещей .IOT, Internet of things). Исследования подтверждают, что благодаря использованию IoT, 89% торговых компаний получают все большее представление о предпочтениях и поведении клиентов. 

77% розничных продавцов утверждают, что IoT, не только влияет на покупательский опыт, но и меняет формат покупок и структуру покупателей. Устройства, подключенные к интернету, обретают новые возможности, чтобы облегчить жизнь пользователей.

«Умная» бытовая техника может решать задачи, за которые раньше отвечал человек. Например, вы увлекаетесь спортом и придерживаетесь рациона, который состоит из определенного набора продуктов. У вас есть холодильник, поддерживающий технологии IoT, который это «знает» и «следит», чтобы нужные продукты всегда были в наличии. Когда холодильник «понимает», что продукты заканчиваются, он может самостоятельно их заказать. Кроме того, благодаря современным технологиям устройства могут автоматически проводить диагностику и сообщать о поломках. 

С увеличением количества устройств, подключенных к интернету, будет трансформироваться и маркетинг. Если сегодня внимание специалистов по продажам сфокусировано на потребностях потребителей, то в будущем появятся системы, которые будут продвигать товары и услуги не людям, а устройствам, учитывая потребности их владельцев. 

Иммерсивные технологии превратят походы по магазинам в развлечение

Технологии дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) расширяют возможности шоппинга и предлагают новые способы взаимодействия брендов с покупателями. Почти 75% потребителей в США ожидают, что розничные магазины предложат опыт AR.

Используя технологии дополненной реальности, торговые компании могут создавать каталоги продуктов с возможностью предварительного просмотра. Все, что нужно ㅡ это смартфон. Такие виртуальные каталоги часто используют среди брендов одежды и обуви, мебели, игрушек, ювелирных изделий и косметики. Все работает очень просто: покупатель присмотрел шкаф, но не знает, подойдет ли он к интерьеру комнаты.

С помощью AR-технологий достаточно выбрать нужный товар в каталоге и навести на то место в комнате, где он будет стоять. Таким образом, легко посмотреть, как мебель будет смотреться дома еще до ее покупки. Точно также можно примерить одежду, обувь, ювелирные изделия или нанести макияж. Возможность предварительного просмотра товара поможет снизить количество возвратов и денежные потери. 

Дополненная реальность позволит создать удобную и информативную навигацию в магазинах. С помощью мобильного приложения покупатели смогут быстро найти нужный отдел или даже вещь, а также изучить характеристики товаров.

Кроме того, иммерсивные технологии могут быть использованы для интерактивной презентации продуктов, чтобы еще глубже цеплять чувства клиента. AR/VR-технологии трансформируют маркетинговые кампании и помогут вдохнуть новую жизнь в рекламные щиты или картинки с продуктами. Достаточно скачать специальное приложение и навести камеру смартфона на билборд, как изображение «оживет».

Такой подход особо актуален для работы с современными потребителями — миллениалами и поколением Z. В будущем появятся и другие гаджеты, которые смогут транслировать необходимую информацию уже не через экран смартфона, а сразу на «умные» очки или специальные линзы для глаз.

Искусственный интеллект изменит способ покупок

Искусственный интеллект увеличивает эффективность операций, а соответственно, и прибыльность розничной торговли. Мировые тенденции показывают, что к 2021 году 85% торговых компаний со всего мира планируют внедрить технологии ИИ для планирования цепочки поставок. Розничные продавцы считают, что использование искусственного интеллекта приведет к ежегодному росту прибыли на 10%. В чем же его преимущества? 

  • ИИ позволяет обрабатывать большие массивы данных о покупателях, их интересах и предпочтениях, количестве покупок, запросах и т.д. Компании, у которых больше всего данных о клиентах, смогут стать наиболее клиентоориентированными, делая персонализированные скидки и предложения. Благодаря ИИ компании смогут идентифицировать своих клиентов не только в сети, но и в офлайн магазинах. Это поможет продавцу в любой точке продаж получить доступ к информации о клиенте, истории его покупок и предпочтениях. 
  • Применение технологий искусственного интеллекта поможет ритейлерам лучше предсказывать спрос на продукты, анализируя предыдущий опыт.
  • Использовать чат-ботов и роботов в магазинах и для онлайн-шоппинга. В магазинах роботы смогут встречать покупателей, идентифицировать их в базе, отвечать на запросы и помогать найти необходимую вещь, выполнять инвентаризацию.
  • Совместно с IoT, внедрение технологий ИИ поможет автоматизировать внутренние бизнес-процессы и более точно прогнозировать будущее. Компании смогут в разы быстрее собирать информацию о частоте заказов, трафике в магазинах, продажах.
  • Появятся интерактивные примерочные комнаты, оборудованные цифровыми зеркалами с сенсорным интерфейсом. Походы по магазинам и примерки одежды могут превратить шоппинг в настоящее испытание. Но будущее магазинов за такими «умными» зеркалами, которые позволят без примерки посмотреть, как будет смотреться понравившийся наряд.

Опыт Lenovo

Интегрируя новые технологии, компания Lenovo создала смарт-решение на основе искусственного интеллекта для автоматизации работы розничных сетей. Смарт-решение включает технологии распознавания объектов и лиц, обнаружения и отслеживания действий людей, а также интернета вещей. Для эффективного управления магазином и быстрой обработки большого потока данных используются граничные и облачные вычисления. 

Первый полностью автоматизированный магазин был открыт в штаб-квартире Lenovo в Пекине. В нем можно найти продукты питания, напитки и предметы первой необходимости. Магазин работает по принципу самообслуживания, роль консультантов выполняют терминалы и планшеты. Делать покупки очень просто. На входе покупателю нужно остановиться перед одним из планшетов, чтобы система могла идентифицировать его.

Благодаря технологиям компьютерного зрения, IoT и датчикам распознавания движений, магазин «отслеживает», какие товары выбирают покупатели и «добавляет» их в виртуальную корзину. Даже не нужно стоять у кассы, когда клиент выходит из магазина, с его счета автоматически списывается необходимая сумма. 

Это не единственный автоматизированный магазин на территории Китая. В городе Чанша, провинции Хунань смарт-решение от Lenovo внедрили в книжном магазине.

Решение для розничных сетей объединяет новейшие технологии обработки изображений, глубокого обучения, распознавания людей и предметов. Применение инновационных технологий в секторе розничной торговли дает возможность покупателям совершать покупки на ходу, а компаниям ― повышать эффективность работы магазинов. 

Выводы

Будущее розничной среды определяется комплексом инструментов, среди которых сбор и анализ информации как о продажах, так и клиентах, внедрение инновационных и бесконтактных технологий, автоматизация процессов. В ближайшее время торговые компании все больше будут использовать инновационные технологии для улучшения опыта покупок и построения длительных отношений с клиентами.

Потребители хотят получать персонализированный подход, поэтому ритейлеры сосредоточатся на внедрении технологий, позволяющих получать все больше данных о клиентах. Действительно, должно пройти некоторое время, чтобы бизнес и потребители полностью адаптировались к новым системам. Но розничная торговля продолжает активно трансформироваться, а клиенты со всего мира — получать более качественный сервис.

Автор: Игорь Маньковский, руководитель интернет-проекта Lenovo