Как снизить косты на юридическое обслуживание
Платить много уже не модно, наступила эпоха cost effective. Так сложилось, особенно в СНГ, что юридические услуги мы записываем в статью расходов, а любые расходы бизнес должен оптимизировать. Вячеслав Устименко из юридической компании Icon.Partners рассказал о том, как уменьшить косты на юридическое обслуживание и при этом не потерять в качестве.

Почему диджитал-бизнес сокращает бюджет на юридическое обслуживание
Я девять лет провел на позиции управляющего партнера в юридической компании и хочу отметить, что в диджитал, а в частности в IT-бизнесе, всегда был смарт-подход. Не скажу, что сокращение бюджета – это правильная характеристика происходящего и массовое явление, но в 2020 году все сильнее прослеживается нежелание среднего и большого бизнеса платить тот прайс за юридические услуги, который платили раньше.
Сейчас всеобщий тренд – оптимизация расходов и переход в subscription model. Если исключить корпоративную коррупцию, большие и средние компании стремятся платить за юридические услуги по рыночной цене (или дешевле). Мелкий же бизнес всегда боролся за выживание, и вопрос костов тут стоит остро, как и раньше.
Откуда данные?
Мы видим рынок изнутри, общаемся ежедневно с представителями IT и онлайн-бизнеса.

Кстати, недавно я создал аккаунт в Instagram, где пишу о юриспруденции, продажах в IT, проджект-менеджменте и бизнес-девелопменте.
Что посоветуете бизнесу
Анализ и чистка. Увольнение неэффективного сотрудника или остановка партнерства с обслуживающей компанией не являются шагом назад. Ведь привыкают не только к хорошему, но и к плохому. Поиск лучших альтернатив ведет к росту, а движение по течению приведет к стагнации.
Какой формат сотрудничества с юристами самый выгодный
Все индивидуально. Если у бизнеса потребность в решении точечных задач – нет смысла брать инхауса или абонентское обслуживание. Лучшее решение – Fixed Price сделка с юридической компанией.
Абонентское обслуживание (подписку) выбирает бизнес с потоком юридических задач, когда требуется комплексное обслуживание.
В Icon.Partners, например, за клиентом ежемесячно резервируется фиксированное количество часов. В зависимости от потребности бизнес может регулярно потреблять как 10 часов в месяц, так и 250 часов. Клиент не вынужден инициировать задачи и бесконечно обсуждать эстимейты, таким образом экономится время. Отвечает Icon.Partners не за конкретную оказанную услугу, а за всю юридическую часть проекта.
Инхаус-юриста выбирает бизнес с регулярным потоком однообразных и тривиальных задач. Универсального инхауса, который «знает все» — не существует. У любого эксперта есть сильные и слабые стороны. Юридический отдел – это хорошее решение, но в последние годы не cost effective.
А как же Legal Tech
Технологии пока не доросли до робота-консультанта в сфере международного корпоративного права, но явно помогают не тратить время на формирование очередного инвойса в excel-табличке. Инвестиции в собственные диджитал-инструменты и интеграция сторонних позволяют автоматизировать часть работы. Мы пилим CRM, заточенную под реалии нашего бизнеса.
Как вы добились рейта в €35, когда другие юридические компании вашего уровня билят от €75 в час за линейного юриста и по €350 за час работы партнера?
- Системный подход. На каждое действие или документ есть регламент или гайдлайн, выверенный годами работы. За счет системности требуется меньше времени на выполнение задач.
- Высокий уровень проджект-менеджмента лежит в основе своевременно выполненных задач. За последние 7 месяцев мы не пропустили ни одного дедлайна.
- Обучение и шейринг опытом. Внутри компании выстроены процесс и идеология обмена знаниями. Сотрудники не конкурируют, а дополняют друг друга.
- Дополнительная монетизация. Банки, платежные институции платят аффилейтские вознаграждения за приведенных клиентов. Например, партнерка Payoneer может давать с одного клиента 2-3к пассивной прибыли в месяц.
- Не жадничаем и держим курс на формирование клиентского портфеля. Наша цель – перерасти в полноценный бизнес-консалтинг, а там и проекты больше, следовательно, и заработок будет выше.

Сколько платят за обслуживание IT-компании
Упоминал выше в часах, переведу в денежный эквивалент. Это может быть и €350, и €8000 в месяц. Речь идет о местных компаниях, которые работают на локальный или глобальный рынок.
Сколько стоит содержание юридического отдела?
Зависит от страны и города. Если брать столичные зарплаты, то три юриста, в составе одного синьора и двух-трех уверенных мидлов, обойдутся в €10 000+.
Не верится, что работа с юридической компанией выгоднее, чем найм собственного отдела
Давайте от обратного. Если это невыгодно, то почему существует огромная индустрия юридического аутсорса? Компании не нанимают дантиста в штат, а подписывают контракт с компанией, которая будет следить за здоровьем зубов сотрудников, хотя профессиональные осмотры и плановый ремонт необходимы постоянно.
Юридические услуги – аналогично. Выстроить сильный юридический отдел возможно, но не всегда экономически целесообразно. Если у бизнеса два суда в год, то невыгодно держать в штате адвоката. Сильный корпоративный юрист вряд ли потянет такие направления, как право интеллектуальной собственности или защиту персональных данных, а это еще плюс два сотрудника.
Юридический отдел состоит из инхаус-юристов, которые:
- ходят в отпуск и болеют;
- экспертиза юриста ограничена, один человек не может быть экспертом везде;
- бегают из компании в компанию в погоне за зарплатой;
- зарплата фиксированная, даже если работы мало – платить все равно придется.
А еще нужно вкладываться в обучение сотрудников (для юристов это очень важно).
А если отойти от финансовых метрик?
Если выгодность работы с юридической компанией рассмотреть не в финансовой плоскости, то главное, что получает клиент, – это готовую команду по принципу «здесь и сейчас» с выстроенными процессами выполнения задач и контроля качества.
Получается, вы против инхаусов и предлагаете бизнесу работать с юридическими компаниями?
Наоборот, мы любим работать с компаниями, у которых есть инхаус, юридический отдел, или если кто-то из директоров или топ-менеджеров максимально вовлечен в юридическую часть проекта. Мы не конкурируем с инхаус-юристами клиента, а дополняем компанию экспертизой. Хотя, не спорю, попадались инхаусы, которые очень враждебно относились к появлению Icon.Partners в жизни компании их работодателя. Но это скорее проявление собственной слабости, неуверенности и некомпетентности инхауса.
Есть ли скидки или промокоды для читателей AIN.UA?
Мы не делаем скидки, кроме предусмотренных в Subscription Model при подписке на 3+ и 6+ месяцев. Недавно запустили в закрытой бете новую услугу — Back office as a service, это юридические услуги + финансы (платежи, учет, мониторинг, KYC). Будем рады презентовать доступ читателям AIN.UA.

Комментарии | 6
От безграмотности болели глаза (( а еще написано в профиле совет о том, как нужно писать грамотные тексты…
Приветствую, спасибо за критику! В статье действительно есть ошибки. Мы заплатили 7,000 гривен за размещение статьи. Финальный пруфридинг взяли на себя редакторы ain.ua, к сожалению, они не справилась с этой задачей. Мы уже написали в редакцию просьбу исправить ошибки.
😀
После прочтения возникло ощущение, что юристы пытаются говорить «по-айтишному», что бы было понятней целевой аудитории. По-моему, вышло очень топорно, но смешно)) «Косты» вместо расходов, синьор юрист вместо старшего партнёра, инхаус вместо штатного и т.д. Почему-то сразу вспомнилась Проня Прокоповна из «за двумя зайцами» с её попытками выглядеть модно 😉
Я бы лишил премии того маркетолога, что придумал вам такой «неординарный» рекламный ход, что бы казаться своими в среде айтишников
Давайте не будем судить маркетолога.
Ниже аргументы:
1. Я автор статьи, почти 7 лет назад появилась моя первая IT компания.
2. Почти 10 лет оказываю юр. услуги IT бизнесу и общаюсь в большинстве случаев с айтишниками.
3. У меня даже супруга проработала 5 лет директором крупной IT компании.
4. Уже давно стало нормой использовать иностранные слова в лексике.
Поэтому, давайте не будем вешать ярлыки на нашего маркетолога, он не ошибался, просто я так разговариваю, и соотвественно пишу.
Крутая статья по оптимизации! Юридические услуги в любом случае необходимы, как на начальных этапах создания того же бизнеса, так и для уже разросшейся корпорации. Если вы думаете, что обойдетесь без юридических услуг, на меня ж в суд никто не подает, правильно…НЕТ. При создании любого бизнеса, необходимо знать много тонкостей в законе, чтобы правильно оформить документы и после, не влететь на огромный штраф. Мне повезло, я в начале создания своего первого Маркет Агентства пользовался услугами юр фирмы — https://gryshyn-partners.com.ua/ . Платил таксу в размере 500$. Вложенные деньги в юридическое сопровождение моего дела знатно окупились. Это я еще понял чуть позже!