В конце июня американские компании объявили бойкот компании Facebook: порядка 1000 компаний сократили или вовсе отменили свои рекламные бюджеты на продвижение в Facebook и Instagram. Таким образом они пытались привлечь внимание руководства соцсети, в частности, Марка Цукерберга, к проблемам: фейкньюз и хейтспич. Акция получила название Stop Hate for Profit. 

Предполагалось, что потеряв живые деньги, руководство Facebook опомнится и изменит свою политику, что-то предпримет. Правда, практически сразу стало понятно, что Цукерберг не станет ничего менять: горстка рекламодателей не может повлиять на общую выручку компании, рекламу покупают миллионы бизнесов по всему миру. Более того, акции Facebook даже выросли в цене: в начале бойкота капитализация составляла $620 млрд, на момент написания материала — $745 млрд. 

Редакция AIN.UA коротко рассказывает, как бойкот Facebook ни к чему не привел.


Первоначально предполагалось, что бойкот социальных сетей, которые входят в Facebook, продлиться месяц — до конца июля. Месяц прошел, а политика компании не изменилась. И не будет меняться: об этом говорил сам Цукерберг. Его заявления ситуацию не изменили и многие рекламодатели после месяца бойкота вернули свои кампании в Facebook и Instagram. 

Издание The New York Times провело опрос рекламных агентств и компаний с целью узнать, будет ли продлен бойкот: некоторые компании и правда планируют дальше сокращать свои затраты на рекламу, как минимум — до конца года. Но этого все равно мало: журналист, подготовивший материал, признает: потеря нескольких рекламодателей не заденет Facebook. И не скажется на многомиллиардных доходах компании. 

Более того: как сообщили в самой компании, в первую неделю июля, когда бойкот был практически в самом разгаре, рекламные доходы Facebook выросли на 10% год к году. Ожидается, что такой прирост продолжится на протяжении всего квартала. 

Все дело в том, что и указывалось выше: Facebook получает много от «китов», уровня Disney или Unilever. Но основной доход — это миллион компаний малого и среднего бизнеса. И именно они своими небольшим чеками приносят компании десятки миллиардов выручки ежегодно. Этот бизнес не сокращал закупку, поскольку соцсети — один из важных каналов привлечения покупателей. По этой же причине часть тех, кто поддержал бойкот, вернулся с рекламными бюджетами уже в августе. Кто-то, возможно, избежит покупки в Facebook, но продолжит это делать в Instagram. 

«Пиар-ход»

Провальным называют бойкот и модераторы Facebook — люди, которые часто работают в аутсорс-компаниях по всему миру и просматривают контент, на предмет того же хейтспича. По их мнению, бойкот на месяц, который устроили крупные компании — ничто иное, как обычный пиар-ход. 

В материале The Guardian несколько модераторов рассказали, что даже небольшие финансовые потери для Facebook в одном месяце — это ничто, компания их не заметит и наверстает упущенное в следующем. «PR-отделы  просто заполнят необходимые отчеты и забудут об этом», — заявил один из модераторов. 

Модераторы призывают компании и далее продолжать бойкот, чтобы усилить давление на компанию. «Хорошо, что на их правила и поведение обратили внимание, — говорит один из собеседников The Guardian. — Если этого не сделать, а бойкот прекратиться, Facebook даже не обратит на проблему внимание».

По некоторым данным, из-за бойкота Facebook может недосчитаться около $100 млн. Это около 1% выручки в третьем квартале 2020 года. В разрезе года это еще меньше. Сам Цукерберг бойкот теперь даже не комментирует.