Управляющий партнер Trustme Law Firm Сергей Барбашин и юрист компании Олег Чип в материале для AIN.UA рассказывают, почему App Store и Google Play могут блокировать приложения, и что нужно учитывать, чтобы этого избежать.
Если в общем — разработчик автоматически соглашается при публикации приложений (игры, программные продукты и тд) на платформах App Store и Google Play соблюдать условия работы с ними. Иначе опубликовать объекты попросту не получится.
Основные условия зафиксированы в договоре с разработчиком Apple (далее – Договор Apple) и соглашении Google Play о распространении программных продуктов (далее – Соглашение Google). Кроме этого, разработчик и его продукты должны подчиняться и соответствовать правилам программ для разработчиков, правилам для разработчиков Apple. Указанные документы и развязывают руки платформам.
В своих правилах App Store и Google Play предоставляют гайдлайны, нарушение которых может стать причиной предупреждения, блокировки приложения, а также отклонения их публикации.
Например, если последствиями нарушения Правил Google Play станет лишь предупреждение, это никак не повлияет на репутацию аккаунта. Но в случае, если приложение банится несколько раз — Google блокирует весь аккаунт.
Не всегда блокировка происходит по понятным причинам, существует даже петиция, адресованная Google, против бана с помощью «бесчувственного» бота — Restore Google Play Developer Account and stop banning by senseless bot.
В статье мы опишем основные договорные и правовые аспекты, которые являются причиной блокировки игр и приложений в магазинах. Надеемся, после прочтения материала разработчики будут уделять больше времени юридическим моментам или делегировать это профильным юристам.
Обеспечение конфиденциальности и защита персональных данных
Согласно данным Apple, 40% приложений было отклонено компанией. Самая распространенная причина для отказа в размещении — незначительные ошибки в работе приложения. На втором месте — нарушение конфиденциальности.
О том, что защита конфиденциальности пользователей является первостепенным в экосистеме Apple упоминается и в соглашении Apple.
Какие пункты о конфиденциальности необходимо соблюдать?
- Во-первых, все приложения должны содержать ссылку на политику конфиденциальности, часто разработчики с небольшим опытом могут «пропустить» такое требование и получают отказ.
- Во-вторых, все личные и конфиденциальные данные пользователя должны обрабатываться безопасным образом, в том числе с применением современных методов шифрования, например протокола HTTPS. Следует определить, какие именно данные приложение собирает и как такие данные будут использоваться.
Приложение должно запрашивать и собирать те данные, которые необходимы для работы. К примеру, служба геолокации не должна использоваться, если это непосредственно не касается функций и услуг, которые предоставляет приложение.
По этой причине в 2019 году Google Play заблокировал приложение Xiaomi Quick Apps из-за «слежки» за пользователями.
Программ имела расширенный доступ к более 55 разрешениям, которые позволяют собирать практически любые данные. У приложения был доступ к телефонным звонкам, номерам IMEI, номерам SIM-карт, подробным сведениям от вышек операторов, пользовательским учетным записям, также оно могло вести запись аудио и видео.
Исследователи компьютерной безопасности указали в отчете, о том, что Xiaomi использует эти данные для таргетированной рекламы, которая может появляться на заблокированном экране, в новостном виджете, браузере и других местах.
Также, в 2019 году обвиняли в шпионаже разработчиков приложение ToTok. Газета New York Times, со ссылкой на источники во власти США, назвала мессенджер ToTok «шпионским инструментом, запущенным правительством ОАЭ». ToTok было успешно заблокировано в App Store и Google Play.
Мы рекомендуем перед публикацией приложения, сделать анализ на соответствие Правилам по защите данных и конфиденциальности. С полным перечнем требований по обеспечению конфиденциальности и сбору данных можно ознакомиться в Правилах App Store и Google Play.
Удаление приложений не освобождает от обязанностей поддерживать продукты
Соглашение Google не освобождает от обязательства осуществлять поддержку приложений или сервисов, которые были ранее приобретены или скачаны пользователями, в случае удаления таких приложений.
А если приложение было удалено из Google Play в связи с нарушением закона, и пользователь приобрел его в течение года (или более долгого срока, если так предусмотрено местным законом о защите прав потребителей) до даты удаления, по запросу Google необходимо возместить пользователю все оплаченные суммы.
Данную тему можно развить и дальше. Предприимчивые пользовали могут дополнительно затребовать компенсации убытков, например, если приложение было использовалось в хозяйственной деятельностью и после принудительного удаления нарушились бизнес-процессы (встречи, продажи, напоминания, база данных и т.п.).
Запрещенный контент
Недопустимость «запрещенного контента» является одним из основных пунктов правил. Запрещается публиковать приложения, предназначенные для детей, но содержащие материалы для взрослых. Также будут заблокированы приложения, которые содержат дискриминационные высказывания, реалистичные изображения или подробные описания насильственных действий, материалы террористического характера.
В итоге, знание правил, и сопоставление их контентом — must have. К примеру, в правилах Google закреплено отдельное ограничение по реализации марихуаны. Если с помощью приложения можно заказать марихуану или продукты, содержащие тетрагидроканнабинол, даже исключительно в стране, где ее реализация легальна, содержащее такие материалы приложение будет нарушать правила.
Ограничения относится и к приложениям для некоторых финансовых услуг. Запрещено публиковать приложения, предоставляющие пользователям доступ к вводящим в заблуждение или вредоносным финансовым продуктам и услугам, это могут быть:
- бинарные опционы;
- криптовалюты;
- потребительские кредиты и так далее.
Приведенный выше перечень ограничений не является исчерпывающим. Каждое приложение необходимо анализировать на предмет соответствия правилам. Обязательно нужно учитывать специфику каждого продукта.
Интеллектуальная собственность
Само собой, запрещается нарушать права интеллектуальной собственности. Это могут быть торговые марки, авторские и смежные права, патенты и так далее. Запрещается поощрять нарушение этих прав или способствовать ему. Этот запрет относится к приложениям и аккаунтам в целом.
Нарушают правила приложения, названия и лого которых похожи на названия и бренды других продуктов или сервисов до степени сходства:
Использование торговых марок Apple и Google для рекламных целей
Разработчики обязаны соблюдать Руководство по использованию торговых марок и авторских прав. Нельзя использовать ТМ Apple и другие объекты интеллектуальной собственности компании без прямого письменного разрешения Apple, которое требуется в каждом отдельном случае. Исключения предусмотрены руководством Apple.
Можно использовать один из веб-значков Apple, если приложение используется или было создано с помощью аппаратного или программного обеспечения Apple. Или же такое использование должно происходить согласно правилам использования веб-значков Apple. Примеры веб-значков:
У Google — похожие правила использования бренда Android, Google Play. Приложения, нарушающие правила фирменного оформления Android, могут быть также заблокированы Google.
Пример правильного использования бренда:
- Когда бренд Android упоминается впервые, рядом с ним должен быть надстрочный символ товарного знака: ™.
- Использование названия Android в материалах должно сопровождаться следующей ссылкой: Android является товарным знаком компании Google Inc.
- Слово Android всегда должно быть написано с заглавной буквы и не должно использоваться во множественном числе или в притяжательном падеже.
Разработчики, распространяющие приложения для Android, могут использовать именно этот логотип Google Play в маркетинговых материалах (периодически логотип подвергается ребрендингу).
Правила по комиссиям и платежам
Разработчики получают 70% от суммы покупок в приложении за загрузку платных приложений, а также за подписку внутри приложения. Соответственно 30% комиссии получает Apple и Google.
С размерами комиссии не без исключений. Например, если разработчик хочет продавать подписку внутри приложения, действует специальная система Apple. В этом случае в течение первого года подписки разработчик получает те же 70% от продаж подписки, а 30% комиссии выплачивается компании Apple. Через год и во все последующие годы, пока пользователь остается подписчиком, 85% получает разработчик, а компания Apple — 15% комиссии. Некоторые разработчики считают такой размер комиссии несправедливым.
Летом 2020 года началось интересное судебное разбирательство между Epic Games и Apple, Google по выплатам комиссий. Разработчик Epic Games, посчитали комиссии на платежи и внутриигровые покупки в магазинах Apple App Store и Google Play высокими и внедрила в популярный шутер Fortnite собственную платежную систему. Таким образом, разработчик обходил комиссию 30% на такие покупки.
В ответ, Apple и Google удалили Fortnite из своих официальных магазинов. Epic Games обвиняет Apple и Google в нарушениях антимонопольного законодательства, на основании чего подала иски в суд. Apple же подала встречный иск и требует компенсацию ущерба.
«Коррупция» в приложениях также не приветствуется
Достаточно часто разработчик требует «добровольно-принудительно» оценить приложения. За это можно получить бан. Исходя из правила Apple, приложения не должны заставлять пользователей оценивать приложение, просматривать его, загружать другие приложения или другие подобные действия, чтобы получить доступ к функциональности, содержания или использования приложения.
Существуют и другие особенности правил (и множество пунктов, подпунктов). Например, в 2019 году было заблокировано приложение LibreTorrent из-за множественных дубликатов приложения (клонов). Или, например, согласно Правилам Google, вы не должны изменять свой код каким-либо способом, кроме обновления через Google Play.
Выводы
Правила Apple и Google — достаточно общие, что позволяет «поймать» бан по разным причинам. Иногда блокировка не имеет видимых причин, но они выявляются при работе над ошибками и разблокировкой приложений. Основаниями для блокировки, недопуска у публикации могут являться и жалобы конечных потребителей.
Мы рекомендуем следовать правилам, инструкциям и рекомендациям платформ Google и Apple. Для оценки на соответствие приложений правилам, разработки политики конфиденциальности и общению с представителями платформ — привлекать профильным юристов. Ведь в некоторых случаях, размещение приложений на платформах являются частью договорных обязательств, как и соблюдение сроков. Другой момент — это репутация и история по каждому разработчику, аккаунту.
Отметим, что Google и Apple оставляют за собой право в любое время изменять договоры, соглашения и правила. Материал актуален на дату публикации и мы рекомендуем проводить анализ в каждом конкретном случае.
Авторы: Сергей Барбашин, Олег Чип, Trustme Law Firm