Основательница PR-агентства «Знать!» Ния Никель в своей колонке для AIN.UA рассказывает, чем украинским IT-компаниям может быть полезен PR на внутреннем рынке.


Хоть Украина опережает большинство стран Европы в качестве и скорости интернета, у нас огромные проблемы с пиратством, из-за чего — очень маленький рынок пользователей платных приложений и стриминговых сервисов. Особенно по сравнению с США.

Фото предоставлено автором

Привычка ломать, воровать, делиться друг с другом продуктами интеллектуальной собственности связана еще и с низкой покупательной способностью населения.

Поэтому часто даже местные продуктовые компании не рассматривают рынок Украины как целевой, и сразу же целятся на Запад. Но это не означает, что пиар стоит направлять только «туда». Пиар нужен и здесь.

Продуктовые и аутсорсинговые компании нужно пиарить на тот рынок, на котором продаются их продукты, но при этом любую компанию нужно пиарить на внутренний рынок, потому что на нем вы ищете для себя специалистов. А от уровня персонала зависят все — вдумайтесь, все! — ваши прибыли.

Вот — 5 причин серьезно подумать о том, насколько важным может быть внутренний PR.

№1 — персонал

До какого-то момента главный азарт в отрасли — повышать себе зарплату до максимума. Потом, когда квартира и машина куплены, и вы слетали на месяц в Мексику, эта гонка затухает. Профессионалы начинают искать смыслы жизни и проекты/компании с «их» культурой. Они хотят создавать великое, а не просто рубить бабло (есть и те, кто до конца жизни хочет просто рубить бабло, но, давайте честно, эти люди не создадут что-то крутое).

Допустим, вы построили крутой продукт, заработали денег, и даже стали успешны на англоязычных рынках. Но продажи — это одно, а найм разработчиков — совершенно другое.

И тут возникает вопрос: а как потенциальные сотрудники узнают о том, что вы – классная компания, а ваш продукт решает актуальные проблемы? Ответ — никак. Потому что вы не захотели тратить $2000-3000 на PR для внутреннего рынка. Что странно, ведь разработчик будет готов работать у вас за $3000, а не $6000 ради глобальной цели проекта, если правильно ее донести. А в масштабе команды из 20–30 человек сумма становится особенно интересной.

№2 — карантин

Допустим, карантин окончательно закончится. Как загнать всех коллег обратно в офис? Вам еще не приходили звоночки о том, что им сильно понравилось дома и они никуда теперь не хотят? Это — очень большая проблема в сфере и вот почему: люди учатся друг у друга. Я видела множество команд, в которых люди буквально не разговаривали друг с другом неделями и не сообщали о своих багах и проблемах. Несложно догадаться, к какому результату это приводило.

Теперь «удаленка» станет нормой жизни, если все будут сидеть по норам. Не будет корпоративной культуры, не будет пятничного пива, а значит не будет и смысла отдавать лучшие годы именно этой компании. Зачем? Я могу сидеть навстречу своей судьбе дома и работать на Долину. Зачем мне Украина?

Другое дело — создавать сотрудникам ивенты, напоминать как они любят друг друга, учить новым технологиям, проводить лекции от ученых о последних новинках, возить их к Илону Маску по итогу внутреннего конкурса эффективности. А потом еще и рассказать СМИ, о том, насколько у вас круто работать. Сложно поверить – но это тоже история про внутренний пиар.

№3 — полная свобода

Внешний пиар, тот, что предназначен для других рынков и, скорее, для клиентов и сейлзов, явно будет согласовываться с миллионом инвесторов, которые уже успели вложиться в проект. Внутренний же должен идти исключительно от главы офиса. Дома можно тестировать любые идеи и передавать отчеты об интересных находках. Чем меньше уровней согласования – тем больше пространство для креатива.

Развитие внутреннего пиара может помочь и внешнему. Потому что новость, что какая-то украинская компания возит своих работников в NASA — это достаточно интересный инфоповод, а для заказчиков и инвесторов еще и явный бонус к тому, чтобы выбрать именно вас. В отличие от очередного отчета с совместной вечеринки за городом. С образованными и интересующимися намного интересней работать, чем с нарко/алко-тусовкой.

№4 — гордость компании

«Я работал в Google», «я работал в Apple», «я писал платформу для Netflix» — есть компании, появление которых всегда вызывает «ВАУ!» в резюме. Для Украины это тоже работает. Если ты работал в Petcube или MacPaw — это круто! И если Petcube считается крутым, потому что это локальная тусовочка, и достаточно милый продукт, то в случае с MacPaw — это очень серьезный внутренний пиар. Тут и благотворительность, и социальная активность, и обучения, и гезеринги — все, что должно быть в IT-компании здорового человека. И нет, я не их пиарщица, просто, когда хорошо – тогда хорошо.

Перестаньте думать, что ваш брендированный мерч — это пиар. В большинстве случаев это — унижение персонала. Во-первых, он делается из дешевых материалов (у меня не было еще ни одной качественной футболки от компаний). Во-вторых, дизайн: ну в конце концов, напишите какому-то киевскому дизайнеру одежды и сделайте что-то действительно крутое и приятное для ношения. А лучше вообще не лепите лого на футболки, а подарите действительно нужный красивый подарок. Делайте своим работникам по-честному приятно, и они будут вас любить.

№5 — социально ответственный бизнес

Бизнес должен быть ответственным. Это современный манифест социума, адресованный корпорациям. Ты покупаешь чай на WOG’е? Тогда мы отдадим на благотворительность 1 грн за то, что ты пьешь из стаканчика и не можешь приучить себя к своей чашке. Мы — Coca-Cola, и производим кучу пластика? Тогда будем высаживать деревья и стараться компенсировать свой вред. Это касается любых компаний — меньше, слабее, только начинающих — вы обязаны компенсировать социуму свое существование.

И да, мы можем отнекиваться, что это делается за счет высоких зарплат и приятных условий работы. Но нет. Если вы хотите работать с великими инженерами, создавать легендарные продукты, формировать рынок — вам нужно заниматься социальной деятельностью в той стране, где ваш офис. И об этом нужно говорить, потому что это меняет окружение.

Представьте, что вы ежедневно доносите своим коллегам мысль о том, что они не просто пилят mobile-приложение, они меняют мир к лучшему? А компания не просто зарабатывает деньги, а дарит многим жизнь и будущее? В такой компании хочется работать, даже если зарплата — ниже и офис — не в центре.

Резюме:

  • Делайте внутренний PR, а не только внешний.
  • Делайте его дерзким и интересным, хватит бесконечных нудных образовательных ивентов для 10 человек. У вас скорее всего есть ресурсы и возможности нанять лучших специалистов.
  • Создавайте культуру своей компании, а не футболки с логотипами.
  • HR и офис-менеджер — не пиарщики, и то, что они делают в этой сфере, чаще всего отвратительно.
  • Занимайтесь благотворительностью и создавайте великие продукты.

Автор: Ния Никель, основатель PR-агентства «Знать!»