Подкаст о космосе и науке на 160 000 прослушиваний в месяц — история The Big Beard Theory

3411

Антон Поздняков из Харькова уже более пяти лет делает подкаст о науке и космосе. Его The Big Beard Theory, TBBT (выходит в рамках проекта Beardycast) выпуски собирают по 130 000-160 000 прослушиваний каждый месяц. В гостях в подкасте уже побывали: руководитель миссии NASA, кандидат в астронавты, представители космических компаний таких как Planet, Space Structures, Copenhagen Suborbitals, Precious Payload, известные ученые, популяризаторы науки и т.д.

Редактор AIN.UA поговорила с Антоном о том, почему он решил заниматься популяризацией науки, как работает над выпусками The Big Beard Theory, кто его слушает, и можно ли на этом заработать.

The Big Beard Theory-3

Как запускали The Big Beard Theory?

Началось все со знакомства с Андреем Барышниковым, когда мы работали на Keddr. Так как тема космоса была мне всегда интересна, я пробовал запустить рубрику о науке и космосе на Keddr, но аудитории это не очень зашло.

К тому времени Андрей уже ушел из проекта и вместе с Сергеем Епихиным и Ильей Казаковым основали подкаст Beardycast (сейчас это уже не один подкаст, а целая студия, которая выпускает аудиошоу об IT, науке, фитнесе, фотографии, видоеиграх и т.д., мы писали о проекте ранее — ред.). Так как в подкастах у меня был небольшой опыт (я принимал участие в нескольких выпусках подкаста Keddrocast), я предложил Андрею реализовать мои научпоп-начинания уже на Beardycast.

Попробовали — получилось. Сначала это была короткая рубрика в «Бородокасте», а затем отделилась в отдельный подкаст, который теперь известен как «Теория Большой Бороды».

И вот, с марта 2015 года, подкаст выходит каждую неделю без перерыва.

Расскажите о количестве слушателей и других показателях?

В Apple Podcasts у TBBT рейтинг — 4,9 из 5 звезд при более чем 2400 оценках. В месяц у подкаста — от 130 000 до 160 000 уникальных скачиваний, в среднем каждый выпуск слушают от 16 до 25 000 человек (некоторые эпизоды могут собирать до 90 000).

Хорошо работают «вечнозеленые» выпуски, которые никак не привязаны ко времени. Такие подкасты могут активно набирать прослушивания в течение нескольких лет.

Кто слушает The Big Beard Theory?

У подкастов нет таких мощных инструментов аналитики, как, например, на YouTube. Но мы довольно плотно общаемся со своей аудиторией, проводили собственные исследования и опросы, чтобы лучше понять, кто же именно нас слушает.

Основная часть нашей аудитории — мужчины (~92%), в возрасте от 25 до 34 лет (~49%). У большинства есть высшее образование и у примерно четверти слушателей есть дети.

The Big Beard Theory-2
Данные по аудитории подкастов Beardycast, по словам Позднякова, для всех проектов — более-менее схожи

Наши подкасты часто слушают во время прогулок, занимаясь спортом, когда едут в общественном транспорте, за рулем, во время уборки и т.д. А так как слушатели знают, что «Теория Большой Бороды» выходит каждый четверг, это позволяет им встраивать подкаст в свою ежедневную рутину.

The Big Beard Theory-1

Так сложилось, что основной канал общения с аудиторией у TBBT — почта. Она указана на сайте и в описании к каждому выпуску. Туда слушатели присылают свои вопросы, на которые я периодически отвечаю в отдельной рубрике подкаста, туда же мне предлагают темы новых выпусков, советуют гостей (или свою экспертизу).

Очень часто крутые выпуски начинаются именно с писем слушателей. Например, выпуск о любительском слежении за спутниками мне предложил сделать Андрей Родионов, так как сам этим увлекается. Мы созвонились, записались и получился классный и необычный контент.

Или, например, выпуск о том, как создавался научный инструмент DAN, который прямо сейчас бороздит просторы Марса на борту ровера Curiosity, я сделал после того, как Федора Федосова (одного из конструкторов инструмента) мне посоветовали в Twitter после его треда.

Через все ту же почту я познакомился с Андреем Максимовым, который сейчас развивает собственную частную космическую компанию. И таких случаев было очень много. У меня — очень классная и креативная аудитория в этом плане.

Как выбираете темы: говорите о том, что на слуху, разоблачаете псевдонаучные мифы?

Меня часто спрашивают, преследую ли я какую-то высокоморальную миссию, неся науку в массы. Но, как бы не хотелось потешить свое ЧСВ, если честно, я просто говорю о том, что интересно мне. Делаю то, что самому нравится. И так уж удачно сложилось, что это интересно еще какому-то количеству людей.

Темы могут быть самые разные, мне интересны и новые разработки SpaceX, и исследования гамма-всплесков, и «балконная» астрономия, и разработка новых материалов, и геология с биологией. Я не хочу искусственно ограничивать тематику подкаста абстрактно выбранным форматом. Если мне что-то интересно — я хочу об этом рассказать.

Что касается моей компетенции, сам я — не ученый и никогда им не был. Я закончил Даремский университет, учился на физика. Хоть непосредственно наукой я дальше не занимался, профильное образование часто помогает в подготовке. Я бы не сказал, что без него справиться совсем нельзя, но с ним — проще.

Для примера, когда готовил выпуск о голографическом принципе, я просмотрел не один час лекций Леонарда Сасскинда (американский физик-теоретик, один из основоположников голографического принципа и теории струн — ред.). В общих чертах понять тему — не слишком сложно. Но чтобы доходчиво объяснить в подкасте, нужно глубоко погрузиться в вопрос. Без образования физика, как мне кажется, сделать это было бы значительно труднее.

Выбирая темы, я стараюсь не особо гнаться за хайпом и придерживаться исключительно гиперактуальной повестки. Конечно, бывает всякое, как, например, совсем недавно была эта история с «жизнью на Венере». Мне так часто задавали вопросы об этом, что я решил сделать об этом короткое видео на YouTube. Заодно и опробовал новый формат.

Но я не хочу уходить в кликбейт и желтизну, мне это не интересно. Хотя многие медиа успешно строят на этом свою бизнес-модель, публикуя дичь вроде «NASA подтвердило, что весь мир на месяц погрузится во тьму». Подобный бред, к сожалению, всплывает в новостях с завидной регулярностью.

Можно было бы снимать разоблачения таких «новостей», но мне кажется, что такой контент скорее тешит эго разоблачителя, чем приносит пользу. Ведь те, кто такие новости распространяет, все равно не прислушаются.

Хотя, признаюсь, пару раз у меня просто срывало крышу от псевдонаучной дичи, я шел и записывал выпуски об этом. Помню, когда меня в Twitter кто-то выбесил отрицанием теории относительности, я сел и написал целую статью о том, как работает наука: чем теория отличается от гипотезы, и о других распространенным ошибках в аргументации. Потешил я этим свое эго — да. Переубедил ли своих оппонентов — отнюдь. Но хочется верить, что кому-то кроме меня эта статья все же была полезна.

Был и выпуск, в котором рассуждал, почему движение плоскоземельщиков может быть полезным для общества (хотя я все же надеюсь, что большинство его участников — тролли). Ведь подобные истории заставляют задуматься и хотя бы для себя аргументировать даже такие очевидные вещи, как шарообразность Земли. Иногда полезно объяснять самому себе даже самые простые штуки.

Что же касается адептов плоской Земли, если бы кто-то из них реально задался целью увидеть кривизну планеты, это можно сделать своими руками и очень доступно. Взять обычный шар-стратостат (цены на такие начинаются от $50) и запустить на нем самую обычную камеру. К слову, это был бы отличный эксперимент для школьников. Если вы учитель физики или естествознания — подумайте об этом.

Сколько времени занимает подготовка выпуска?

Зависит от темы и формата. К некоторым выпускам сама подготовка занимает день, и еще полдня уходит на запись и монтаж. Рекорд для выпуска с гостем — 3 часа с момента «а давай запишемся» до готового подкаста.

Но гостевые выпуски могут готовиться и долго. Например, я записывал подкаст с Аланом Штерном, руководителем миссии New Horizons из NASA. От первого контакта до записи прошло около 3 месяцев. Я просто нашел его почту, написал, представился, предложил поучаствовать в подкасте, и он сразу согласился. Он — открытый и общительный, но очень занятой. Так что из-за его плотного графика пришлось столько ждать.

Получается ли зарабатывать на подкасте, это хобби или профессия?

Это можно назвать профессиональной деятельностью. С недавнего времени подкаст монетизируется — это и Patreon, и рекламные интеграции, и другие каналы.

Patreon удобен для монетизации?

С технической стороны это не лучший сервис, но как способ коммуникации с активной аудиторией и работы с новыми форматами мне подходит. Для примера, я сейчас обкатываю на Patreon новый формат для слушателей — дебаты в формате интеллектуальной игры. Выбираем темы и соревнуемся в искусстве аргументации со слушателями, которые поддерживают подкаст.

Как работаете с рекламодателями? Отбираете рекламу по тематике?

С рекламой есть частое заблуждение. Если у меня подкаст про космос, это не значит, что стоит рекламировать только телескопы. Ведь люди, которые интересуются космосом, и телефонами пользуются, и доставку еды заказывают, и машины ремонтируют, и иностранные языки учат, и вообще живут обычной человеческой жизнью. Контакт с такой аудиторией может быть полезен очень широкому спектру брендов.

Касательно выбора рекламодателей: я могу себе позволить работать только с теми, кто мне симпатизирует. Мне неинтересно работать со «стыдными» брендами, так что я отказываю условным ставкам, финансовым пирамидам и т.д.

Как на The Big Beard Theory повлиял коронавирус?

У «Теории большой бороды» была небольшая просадка с начала карантина. Подкаст для многих — часть еженедельной рутины. Так что когда эта рутина резко поменялась, подкаст на время тоже отошел на второй план. Но потом все выровнялось, вернулось на докарантинные показатели и сейчас мы даже активно растем.

Что из подкастов и книг о науке посоветуете?

Подкастов я слушаю много разных. У меня только в активных подписках больше 80 подкастов. Сложно выбрать так, чтобы никого не обидеть. 

Из околонаучных подкастов я слушаю:

Если вам интересна IT-тематика, то мне нравятся: 

О видеоиграх и игровой индустрии я слушаю:

Есть даже отдельная категория подкастов о подкастах, как, например, «В гостях у Подстер» или «Про подкаст». Ну и, конечно, я слушаю все подкасты, что выходят в рамках нашего проекта.

С книгами сложнее. Не уверен, что могу тут что-то советовать, так как не так много их сам читаю. Из того, что мне недавно понравилось: фанфик Юдковского «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Лучшее, что случалось с этой вселенной со времен третьей книги.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск