«Нужно много усилий, чтобы выйти в ноль» — интервью с Тарасом Потичным о работе самокатов Bolt

6908

Сервис проката электросамокатов компания Bolt готовилась запускать весной 2020 года, тестовую площадку еще в 2019-ом запустили на территории инновационного парка UNIT.City. Однако из-за карантина в связи с пандемией коронавируса сервис начал работу летом — в августе 2020 года.

В интервью для AIN.UA региональный менеджер Bolt в Украине Тарас Потичный рассказал о процессе запуска, показателях, сложностях бизнеса, конфликте с КМДА и о дальнейших планах развития сервиса электросамокатов Bolt. 

Тарас Потичный
Фото здесь и далее: Bolt

Сколько самокатов в Киеве

В 2020 году мы импортировали 500 самокатов. Операционно происходит так, что какая-то часть всегда находится на техническом обслуживании или ремонте, а какая-то часть — всегда в запасе. Поэтому ежедневно в работе находится от 300 до 400 самокатов. 

О показателях электросамокатов Bolt спустя месяц работы

Мы первые запустили этот сервис в Киеве, а если говорить о массовом запуске, то и в Украине. Поэтому, на данный момент, вся детальная информация о показателях является крайне важной коммерчески. Мы бы не хотели разглашать какие-то глубокие аналитические данные.

Помимо этого, всего чуть больше месяца прошло с момента запуска и сложно строить глобальные предположения. Первые результаты важны, но не хотелось бы делать выводы поспешно.

На сегодняшний день средняя дистанция поездки 6 км и она длится в среднем 20-25 минут. В целом, исходя из этих показателей можно сделать определенные выводы. 

Касательно аренды на весь день, то таких случаев тоже немало,  это десятки пользователей каждый день. На пару сотен самокатов десять человек в день — это тоже немало.

Кроме этого, больше половины людей, которые установили приложение Bolt, чтобы воспользоваться самокатом, в течение  месяца начинают пользоваться услугами заказа поездок в нашем приложении.

Сколько нужно самокатов, чтобы покрыть весь Киев

Я предполагаю, что в Киеве нужно от 5000 до 7000 самокатов, чтобы полноценно покрыть город. 

Это дает понять, насколько наш масштабный запуск не полностью покрывает потребность города. Мы предполагаем, что в следующем году суммарное количество всех компаний, которые войдут в этот бизнес, будет гораздо ближе к цифрам, которые я называю. 

Где производят самокаты Bolt 

Самокаты производят в Китае. При этом, сейчас в Украине самокаты не нашей разработки. Их производство было остановлено. Но нам все равно удалось найти самокаты, хоть они и были забронированы для другого рынка. После тестового запуска, нам удалось их завезти в Украину. Но это не та модель, которую мы разработали, производим и которая сейчас массово используется во всей Европе. Она, с большой вероятностью, будет в Украине в следующем году. 

Самая большая зона риска этого бизнеса — это вандализм и износ самоката. Часто он сам по себе не проживает срок окупаемости. Поэтому самой важной задачей было создать такой продукт, который сложно повредить и он был бы максимально полезным в плане запаса хода и возможности его арендовать каждый день. 

Про конфликт с КМДА на этапе запуска 

Это один из тех случаев, когда технологии и современный мир сильно обгоняют законы, а также иногда меняют мнения и позицию чиновников. 

Мы привыкли к тому, что не всегда страны готовы к развитию технологий. Мы помогаем им к этому прийти, подталкиваем их, показывая, как все работает в реальности. Вот это был тот самый случай, когда пришлось это показать и пойти от обратного. 

Но важно заметить, что мы анонсировали запуск год назад, а потом — зимой. Кроме этого, мы написали официальное письмо меру Киева Виталию Владимировичу Кличко о том, что мы собираемся запустить сервис. Обратной связи нам не поступило. Оставлять город без самокатов нам очень не хотелось.

Более того, я так долго об этом говорил не просто так. Мне лично сильно хотелось привезти этот бизнес в Украину. Потому что, если выехать за пределы страны, то везде есть возможность воспользоваться таким сервисом. Это очень удобно. В Киеве такого не было и я понимал, что нужно это менять. 

На мой взгляд, основной причиной, почему многие международные компании которые занимаются только прокатом самокатов, не заходят в Украину является то, что они боятся, что в Украине этот бизнес не полетит. Это связано с рядом объективных причин: спрос, вандализм и так далее. Мне кажется, мы смогли показать, что можно приходить в Украину, можно инвестировать, можно привозить самокаты. Предполагаю, что так произойдет в следующем году. Несколько компаний привезут значимое количество самокатов и сервис станет популярным.

Про конкуренцию с сервисом проката самокатов Kiwi

Говорить о каких-либо конкурентных историях еще очень рано, потому что рынок гораздо больше. Киеву нужно 6000 самокатов. До Kiwi было 500, а стало 600 — это никак не влияет на наши бизнес-показатели. То есть, Киеву нужно в разы больше, чтобы мы начали чувствовать разницу.

В этом году не с чем бороться. Мы наоборот хотим дать возможность пользователям сравнить: что они получают за одну стоимость, а что — за другую. Оценочный срез показывает, что пользователи возвращаются по ряду причин — качество приложения, качество самоката и тд. 

Опыт, который получает человек с момента скачивания приложения до момента поездки — он тоже отличается. Тот финансовый флоу, который происходит у пользователя, страхование самих поездок на самокатах и третьих лиц, частная охрана, которая готова выехать на место любого происшествия — это все важно учитывать. 

Есть ряд значимых факторов, которые сознательный пользователь примет во внимание и поймет за что платит. Безусловно, когда самокатов станет 5000, то ценообразование будет совершенно иным. Однако сейчас ситуация другая. 

Почему нельзя покрыть весь Киев 

Здесь есть определенные расчеты и подход, который дает возможность операционной команде определить какая должна быть территория на то или иное количество самокатов. 

Мы и так сильно расширили покрытие под то количество, которое есть. Оно должно быть раза в полтора меньше. Однако, поскольку поступало очень много запросов с разных локаций, мы расширили зону покрытия. На самом деле, мы это делаем перманентно. Чем больше самокатов, тем больше будет зона покрытия. 

Есть определенные сомнения, что зона покрытия будет равна границам города. Скорее всего, этого не случится никогда. Самокаты — очень сложный операционный бизнес с точки зрения обслуживания. Уже сейчас у нас каждый день работает 15 человек. Каждый вечер самокаты необходимо собрать, утром выставить, провести техосмотр, ремонт, помыть и т.д. Это будет достаточно сложно на большой территории.

Об основных сложностях бизнеса 

Сложность в том, что даже с теми ценами, которые у нас есть сейчас сложно назвать это бизнесом. У нас очень большая затратная часть и нужно приложить очень много усилий, чтобы выйти в ноль. Поэтому, для нас это скорее социальный проект, призванный развивать структуру городского транспорта, нежели дополнительный бизнес. К тому же, этот вид передвижения помогает решить проблему «последней мили» для пользователей. Если он может стать прибыльным, то это длительный процесс отладки очень многих мелочей.

Мы надеемся, что бизнес самокатов не будет убыточным. Мы можем его себе позволить по причине того, что у нас в одном бренде находится несколько продуктов и нет однозначной задачи заработать на этом бизнесе. Мы можем себе позволить его содержать, понимая, что присутствует очень хорошая конверсия потребителя. 

В каких городах, кроме Киева появятся самокаты Bolt

В 2021 году есть план расширить присутствие и запуститься в других городах. Кроме этого, расширять географию будем и внутри Киева. Сейчас я города не назову, но я думаю, что это будет несколько крупных городов Украины.

Почему завезти самокаты в Украину было сложно 

Все происходило в период жесткого карантина, в том числе в Китае, откуда везли самокаты. Контейнер плыл в Украину больше месяца. Когда он появился в Одессе, началась достаточно непростая история с растаможкой — мы оформляли и покупали самокаты украинской компанией. Электромобили в Украине имеют налоговую льготу, а электросамокаты — нет. По этой причине, нам пришлось заплатить НДС, 10% пошлины и акциз до 5%.

В Киеве мы начали создавать то, чего не было на рынке — новый операционный сервис, который будет обслуживать задачи, которыми никто в городе не занимался. Т.к. это не наша ниша в бизнесе, то пришлось нанимать подрядные компании создавать логистику, основываясь на опыте Bolt. 

К примеру, чтобы зарядить самокаты нужно большое складское помещение, которое будет вмещать 500 самокатов. Кроме этого, нужна зона для осмотра, ремонта, мойки и так далее. И создавать этот операционный процесс тоже было интересно. Процесс этого обучения и подстройки под город будет длиться еще долго. 

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск