Кризис COVID-19 ускорит ряд изменений и преобразований в человеческом обществе. В частности, ожидается, что пандемия значительно ускорит распространение бесконтактных технологий.
Наиболее быстро распространяются технологии цифровой трансформации, включая онлайн-конференции, виртуальную и дополненную реальность, робототехнику и искусственный интеллект (ИИ).
В рамках Всемирного экономического форума специалисты заявили, что совершенствование робототехники и алгоритмов искусственного интеллекта может привести к массовой безработице, но есть шесть навыков, которые не сможет заменить робот.
Четвертая промышленная революция
Стремительное развитие цифровых технологий, названное Четвертой промышленной революцией, может привести к замене простых сотрудников роботами и автоматизированными системами.
Массовая безработица возникнет из-за технологий робототехники, искусственного интеллекта, дронов и автоматизированного вождения, которые быстро распространяются в обществе в ответ на кризис. Эта революция отнимет рабочие места у многих работников самых разных профессий.
Тем не менее, эти люди, вероятно, смогут получить новую работу, изучив немного более продвинутые навыки ручного труда, даже если их рабочие места будут сокращены.
Более серьезная проблема безработицы, созданная Четвертой промышленной революцией, – это перспектива того, что многие работники, ранее работавшие в экономике знаний, потеряют работу из-за стремительно развивающегося ИИ.
Примечательно, что многие из тех, кто потеряет работу, – это люди, занятые на работе, которая зависит от применения профессиональных знаний и суждений, основанных на логическом мышлении – двух навыков, в которых ИИ имеет подавляющее преимущество. Юристы, бухгалтеры, врачи, фармацевты и представители других профессий не исключение.
Но есть шесть навыков, которые ИИ все еще не может воспроизвести, и человек владеющий хотя бы одним из них будет оставаться востребованным.
Вести невербальную коммуникацию
Искусственный интеллект может быстро сообщить, принять или передать информацию, но все же он не способен понять человека на невербальном уровне. Человек, в отличие от ИИ достаточно легко может распознать напряжение или заинтересованность клиента по выражению лица или интонациях в голосе.
«Нужно улучшить нашу способность слышать безмолвный голос клиентов, понимать, что они чувствуют, и выражать теплые чувства невербальными способами», ― отмечает автор отчета профессор Хироши Тасака.
Проявлять эмпатию к клиентам
Осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, позволяет нам намного лучше его понять. И это недоступно ни одному ИИ.
По словам профессора, «способность проявлять глубокое сочувствие к клиентам» ― это самая важная способность, которая позволяет нам использовать свои невербальные коммуникативные навыки на высшем уровне.
Управлять развитием команды
Способность поддерживать членов организации в развитии их навыков и профессиональном росте очень важна для любого менеджера. Если команда остается на прежнем уровне, то ИИ может заменить такого менеджера. Но пока ИИ не способен к развитию тренерских навыков.
Поддерживать других сотрудников
Автор отчета также уверен, что лидеру необходимо уметь поддерживать участников команды, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
«Способность поддерживать восстановление членов организации, которые переживают страдания в результате межличностных отношений или других проблем – она основана на навыках консультирования», – отмечает профессор Хироши Тасака.
Управлять «коллективным интеллектом»
Способность лидеров управлять членами организации, объединяя их, поощряя их делиться своими знаниями и мудростью и способствуя появлению новых решений и развития каждого члена команды.
«Жизненно важные элементы, которые позволяют продемонстрировать этот навык ― это способность выражать видение, которое стимулирует членов вашей команды, а также способность управлять своим эго, создать среду, в которой участники могут выйти за пределы «личного я», научатся слышать и сотрудничать друг с другом», ― отмечается в докладе.
Развивать и продвигать новые идеи
Фактически, креативность, которая действительно требуется в корпоративной организации, подразумевает гораздо больше, чем способность предлагать новые идеи.
«Способность выйти за рамки простого предложения новых идей, красиво объяснить идею, умело убедить начальника и плавно продвинуть организацию вперед для реализации идеи», – описывает креативность автор отчета.
Для креативности также требуются две другие способности, которые ИИ никогда не заменит: способность управлять коллективным интеллектом и способность реализовывать новые идеи в организации.