Редакция AIN.UA запускает рубрику «Стартап дня». Для основателей проектов это трибуна, на которой он может познакомить потенциальных клиентов и инвесторов со своим продуктом. Рассказать о своем стартапе можно заполнив анкету по ссылке ссылке.


Toast — расширение для организации вкладок между разными браузерами

Основатели и команда стартапа

Основатели Toast – Максим Шинкаренко и Максим Потапенко.

В команде постоянно работают только два фаундера, остальные сотрудники, которых на пике загруженности было 7 человек, работают на частичной занятости.

Что делает стартап?

Мы делаем SaaS-инструмент, который с помощью браузерного расширения помогает организовывать открытые вкладки и хранить ссылки для дальнейшего использования между разными браузерами и устройствами.

Это помогает нашим пользователям держать все свои ссылки в одном месте, вместо того, чтобы искать их по всем закладкам и заметкам на своих устройствах, так как получить доступ к нашему сервису можно с любого устройства. Toast помогает быть более эффективным во время работы, когда нужно быстро найти нужную вкладку.

Сколько времени ушло на MVP? Какие ошибки допустили?

Первый MVP (минимально жизнеспособный продукт) запустили в апреле 2019 года — мы сами написали расширение для Chrome за две недели, затем наняли разработчика для Safari, затем подтянули Opera.

Стали Product of the Day на ProductHunt, к концу 2019-го мы выпускали уже вторую версию, с возможностью синхронизации браузеров и появлением веб-приложения с дополнительными функциями.

Тут же и была самая большая ошибка, когда вводили платную подписку, сделали это чуть жестко, обрезали пользователям, которые любили наше расширение, некоторые функции и лимитировали в сессиях.

Так же было ошибкой то, что мы не могли до конца точно высказать свое позиционирование на рынке, мы и до сих пор работаем над этим, так как наблюдаем за нашими пользователями, их поведением и приходим к выводу, что продукт может быть использован абсолютно для разных задач.

Второй факап был этой весной с Apple Review Team — они посчитали, что мы нарушаем их правила и дали нам месяц на фикс. Но через 2 дня удалили нас из магазина без какой-либо причины. Правда затем Apple признали свою ошибку и вернули нас, дав еще больше времени для правок, это был интересный опыт.

Последний большой апдейт был в начале сентября, прошел он весьма гладко: мы изменили немного логику расширений, подготовили дизайн к новой MacOS Big Sur (но самые важные изменения были под “капотом”), и вкатили новую классную веб-апку, которую сделали бесплатной абсолютно для всех наших пользователей, учитывая предыдущий опыт.

Сейчас мы работаем над нашей маркетинговой стратегией, запускаем рекламные кампании и прорабатываем сильное позиционирование на рынке.

Как появилась идея создать стартап?

Было неудобно работать в захламленном браузере, текущие решения не устраивали, а в Safari так и вовсе не было никаких решений.

Мы хотели сделать маленькое нативное расширение для браузера. Это и остаться нашей целью — незаметно решать ежедневную задачу пользователей.

Кто конкуренты?

Наши конкуренты — это браузеры с их стандартными закладками, но по большому счету, это не совсем удобно, особенно если используешь разные браузеры. И конечно же, другие расширения, как Toby или One Tab.

Их главные достижения – это большая клиентская база, а так произошло потому, что они появились в момент рассвета расширений. Но они все однотипные, мы же предлагаем пользователю решить эту проблему иначе.

Почему-то многие конкуренты не придали значению внешнему виду продукта, тогда как для нас очень важна была визуальная часть. Оба основателя по своей основной профессии были дизайнерами.

Каких конкурентов уже нет и почему они провалились?

Сложно сказать, кого уже нет — расширений много, мы следим только за основными игроками, они остаются в магазине, но многие из них не обновляли уже долгое время. Возможно, потому что такие проекты остановились.

Мы считаем, что проекты приостановлены из-за того, что основатели не видели в них экономического смысла и не смогли их монетизировать, они набрали хорошие базы пользователей, которые уже привыкли, что этот продукт будет постоянно бесплатным.

Как вы оцениваете рынок для вашего продукта и почему для него сейчас подходящее время?

Это не быстро растущий рынок, можно сказать, даже больше консервативный, так как это ежедневные инструменты, а не быстро заканчивающиеся тренды. Но при этом есть позитивные знаки — мы видим, как Apple продвигает сейчас Safari и расширения в нем.

Плюс, для того чтобы диверсифицировать риски, мы переходим от просто понятия расширения в раздел веб-сервисов. Это позволяет нам коммуницировать с пользователями напрямую, а не через провайдеров, таких как Mac Store и т.д., оставаясь более гибкими в дальнейшей стратегии.

Сколько денег/времени инвестировано?

Вложили $9000 своих денег (разработка + реклама), но больше инвестировали своего времени. Пока активно не ищем инвестиций, но сейчас находимся в поиске доступного трафика привлечения пользователей, чтобы инвестиции были более эффективными.

Чего удалось добиться?

Проект работает и генерирует небольшой доход. У нас сейчас более 7000 пользователей, мы сохранили более 500 000 вкладок за все время.

Доходы: мы самоокупаемы, высчитали стоимость рентабельного пользователя, учимся привлекать новых юзеров ниже этой стоимости, зачастую это выходит. У нас 1,5-2 процента платных подписок, при достаточно хорошем LTV.

Итог: Для нас это не первый стартап, но первый, где мы зашли так далеко. Изначально первые 10-12 месяцев мы занимались проверкой теории и постройкой хорошего продукта, последнее время набиваем шишки в сфере продвижения и рекламы.


Рассказать о своем стартапе можно заполнив анкету по ссылке ссылке. Если вы ранее заполняли анкету, заполнять еще раз не нужно — стартапы публикуются в порядке очереди.