Ярослав Цыганенко, сооснователь и CEO онлайн-платформы для запуска сервисов доставки еды Dots Platform, собирает для AIN.UA дайджест самых интересных новостей мировой фудтех-индустрии в ежемесячном обзоре.


Прошедший месяц был полон анонсов и событий из сферы роботизации ресторанного бизнеса и продуктового ритейла. Поэтому в сегодняшнем выпуске — роботы, которые варят кофе, готовят и доставляют пиццу, обслуживают гостей в ресторанах, следят за остатками в супермаркетах и собирают заказы.

Master варит кофе

Китайская компания OrionStar представила свой новое устройство с двумя роботизированными руками и искусственным интеллектом для приготовления кофе — Robotic Coffee Master. Он управляется с пуровером, как настоящий бариста и готовит напиток за 3 минуты. Cтоит он $50 000 и пользуется достаточным спросом (на пресейле продано уже 200 экземпляров).

Это не единственный представитель в сфере автоматизации кофейного бизнеса, здесь уже работают такие компании, как Rozum Cafe, MontyCafe, fibbee и Crown Coffee, но хорошие новости в том, что люди пьют много кофе. В одном только в Китае кофейный рынок оценивают в $42 миллиарда.

Piestro готовит пиццу, Kiwibot — доставляет 

Автоматизация процессов в сфере food delivery выходит на новый уровень. На прошлой неделе о своем партнерстве объявили стартапы Piestro и Kiwibot, которые занимаются разработкой автономных роботизированных решений для приготовления и доставки еды соответственно. Piestro проектирует киоски для заказа и приготовления пиццы без участия людей.

Kiwibot — компания, которая производит наземных роботов для доставки, а также предоставляет ресторанам и сервисам платформу для организации роботизированной логистики. Коллаборация этих двух стартапов позволит оцифровать весь процесс заказа, приготовления и доставки пиццы на 100%, исключив из этой цепочки людей. Будущее уже близко. Но сроков запуска совместного проекта пока нет 🙂

Servi работает официантом

Bear Robotics совместно с SoftBank показали Servi, робота для обслуживания гостей в ресторанах. Его можно использовать для подноса еды и сбора пустой посуды.

Servi также далеко не единственный в своем роде, но в отличие от своих собратьев (например, из PuduTech или Keenon Robotics) он не требует специальных меток в зале, являясь полностью автономным. Интересно, опция «Вам повторить?» уже доступна в текущей прошивке?

Tally следит за остатками товаров

Этот долговязый малыш от компании Simbe Robotics сканирует полки супермаркетов для выявления товаров, которые заканчиваются.

А еще он в 14 раз эффективнее живого человека и как результат, именно поэтому на прошлой неделе Schnuck Markets (ритейлер из США) объявил о расширении его полномочий. Теперь Tally заменит людей в 62 магазинах сети.

Ocado собирает заказы

Американская сеть супермаркетов Kroger (второй по величине ритейлер в США после Walmart) объявила о запуске очередного автоматизированного фулфилмент-центра Ocado.

Это современная технологичная платформа, которая представляет собой систему тележек, рельсов и роботов для автономного сбора онлайн-заказов. Посмотрите, как красиво. Сотни заказов собираются одновременно и практически без участия людей.

Dark kitchens и виртуальные рестораны активно развиваются

Ситуация с пандемией серьезно пошатнула традиционную ресторанную индустрию, но в то же время создала предпосылки для невероятно быстрого развития сервисов доставки и dark kitchens. В период с 2014 по 2019 рынок food delivery удвоился в своем размере. Примерно такой же рост в этом году был зафиксирован рядом бизнесов, связанных с доставкой еды.

Например, Uber Eats отчитался об увеличении выручки на 103% за последние 12 месяцев. И все это — во многом благодаря карантину. Согласно последним отчетам от Eurimonitor такие темпы развития позволят рынку темных кухонь достигнуть размера в 1 триллион долларов уже к 2030 году.

На сегодня лидирующие позиции в этом сегменте занимают Китай (где открыто уже более 7500 dark kitchens), Индия (3500) и США (1500).

Трэвис Каланик потратил $130 миллионов на покупку недвижимости для темных кухонь

Согласно отчету Wall Street Journal стартап CloudKitchens, основанный ex-CEO Uber Трэвисом Калаником, приобрел более 40 объектов недвижимости в Лос-Анжелесе, Сиэтле, Лас-Вегасе и других крупных городах США общей стоимостью $130 миллионов.

Компания, которая получила $400 миллионов инвестиций в прошлом году, строит и сдает в аренду рестораторам кухни, полностью оборудованные всем необходимым для приготовления заказов на доставку.

Ordermark получил $120 миллионов на масштабирование виртуальных ресторанов

В октябре компания объявила о закрытии раунда С, где ведущим инвестором выступил Softbank Vision Fund. Эти средства будут потрачены на развитие сети собственных виртуальных брендов. Ordermark предоставляет заведениям hardware-software-решение (планшет + принтер чеков + софт) для управления заказами из разных источников (в заведении, самовывоз, доставка через десятки интегрированных сервисов).

В то же время компания развивает еще один проект — Nextbite. Его цель — использовать кухни ресторанов для приготовления блюд на доставку в рамках созданных ими виртуальных брендов. На сегодняшний момент таких брендов насчитывается уже 15, а количество заведений, которые их используют, — более 1000.

Онлайн-калькулятор dark kitchens

Если вам интересно, как работает экономика темных кухонь — взгляните на этот онлайн-калькулятор. Просто вносите ряд основных параметров (таких, как средний чек, предполагаемое количество рабочих часов и заказов, фудкост и т.д.) — и получаете базовый отчет по прибыли и убыткам (PnL).

Этот инструмент использует экономическую модель, созданную Дэном Флейшманном, вице-президентом Kitchen Fund, на основе его многолетнего опыта инвестирования в ресторанные проекты.

Упаковка и посуда становятся более технологичными

Одноразовая упаковка и пластиковые приборы — неотъемлемая часть большого количества бизнесов, связанных с ритейлом и доставкой еды.

А еще — огромная проблема для экологии. Согласно прогнозам, к 2050 году общий вес пластика в мировом океане будет превышать вес всех его рыб. В связи с этим актуальными являются инициативы по производству альтернативных технологичных решений в контексте заботы об экологии. И вот некоторые их них.

IncrEdible Spoon — съедобные ложки вместо пластика

Стартап Planeteer представил IncrEdible Spoon. Это съедобные ложки, которые изготавливаются из натуральных компонентов, таких как пшеница, кукуруза, овес, рис, нут и имеют разные (от сладких до пикантных) вкусы, например, шоколад, ваниль или чили-орегано.

Приборы держат свою форму даже при их использовании для горячих блюд (до 25 минут), являясь полноценной альтернативой пластику. Пачку из 20 ложек можно купить на Amazon за $14,49.

Burger King анонсировал многоразовую упаковку для закаказов

Компания представила решение под названием Loop — контейнеры для еды и напитков с возможностью повторного использования. Начиная со следующего года, Burger King предоставит посетителям некоторых ресторанов опцию выбора многоразовой упаковки.

Она будет предполагать дополнительный депозит с его последующим возвратом после сдачи использованной тары «на базу». Этот совместный с TerraCyle’s пилотный проект осуществляется в рамках глобального плана компании перейти на многоразовую или полностью перерабатываемую упаковку 100% заказов до 2025 года.

Coca-Cola представила прототип бумажной бутылки

Первый тестовый вариант, разработанный совместно с компанией Paboco, изготовлен преимущественно из бумаги, но все же имеет пластиковые элементы (дно и крышка).

Этот проект — часть общего плана Coca-Cola по переходу на полностью перерабатываемую бумажную тару. Те же цели преследует их прямой конкурент, PepsiCo, который объявил о выпуске похожих бутылок в 2021 году.

Сделки месяца

Nestle поглощает Freshly за $950 миллионов. Стартап продает наборы готовой здоровой еды по подписке. Еженедельно они доставляют более 1 млн. заказов в 48 штатах США. Общая сумма привлеченных ранее инвестиций — $107 млн. Сделка также предполагает выплату дополнительных $550 млн. в случае достижения поставленный целей.

Instacart получил очередные $200 миллионов. Американский онлайн-сервис доставки продуктов планирует потратить эти средства на развитие продукта, новые бизнес-инструменты для партнеров-ритейлеров и улучшение пользовательского опыта клиентов. Общая сумма инвестиций в Instacart достигла $2,3 млрд, а капитализация — $17,7 млрд.

Plenty анонсировал сделку на $140 миллионов в рамках раунда D. Стартап занимается развитием вертикальных ферм для выращивания зелени и ягод.

Livekindly подняли $135 миллионов. Это группа компаний, которые специализируются на производстве альтернативного протеина в рамках таких брендов, как Like Meat, Fry Family и Oumph, а также медиа-платформа, ориентированная на продвижение употребления растительной пищи.

Индийский сервис доставки еды Zomato получил $52 миллиона в рамках текущего раунда финансирования, общий размер которого может составить до $600M. Капитализация компании достигла $1,2B.

Автор: Ярослав Цыганенко, сооснователь и CEO в Dots Platform