В начале декабря на передовице популярного американского издания Business Insider появилась украинка Анастасия Холодова. Она рассказала о том, как получила оффер от Amazon, о котором многие могут только мечтать, но отказалась от него. Причем не из-за денег.
Анастасия переехала в Вашингтон в 2011 году по приглашению Всемирного банка (World Bank). Вместе со своим мужем, тоже украинцем, они стали самыми первыми штатными программистами этой организации. Сегодня у нее свой быстрорастущий стартап.
В интервью AIN.UA Анастасия рассказала о том, как стала программистом, переехала в США по необычной визе G4, получила грин-карту и основала собственную компанию. А еще – что ей больше всего не нравится в американском быту.
Начало карьеры
Я родилась в Харькове, закончила Харьковский мехмат по специальности “Теоретическая математика”. В университете мы учили программирование на очень базовом уровне.
По окончанию вуза у меня было два варианта карьеры: учитель в школе, преподаватель в университете или наука – для этого надо было защищать кандидатскую и дальше работать в этом направлении. Ни учить, ни идти в науку мне как-то не хотелось – было не очень понятно, сколько за это платят. Это был 2006 год.
Уже курсе на третьем я поняла, что хочу попробовать себя в IT. На то время это была очень маленькая индустрия в Украине и звучало не так секси, как сейчас. Но у меня было несколько знакомых, которые кое-как нашли работу, и уже тогда приблизительно было ясно, что зарабатывают айтишники чуть лучше, чем научные сотрудники.
Первую работу я нашла еще на 5 курсе, это была харьковская компания DB Best Technologies. Я работала на должности software development engineer in test – это что-то среднее между тестировщиком и девелопером.
Надо сказать, моя первая работа была из лучших возможных, которые можно было на тот момент найти в Харькове. Это был не аутсорс начала 2000-х, а продуктовая компания, разработки которой успешно продали Microsoft.
То, над чем мы работали, стало частью SQL-сервера – мы занимались базами данных, SQL Server Migration Assistant.
В этой компании я проработала 6 лет. DB Best Technologies до сих пор существует, у меня оттуда осталось очень много друзей и теплых воспоминаний.
Я поняла, что хочу стать программистом и перешла на другой проект – в стартап Pikaba. Это как Ebay для услуг: вы оставляете заявку на услугу, например, почистить машину, а люди предлагают свои условия по выполнению. Было интересно поработать в стартапе образца 2007 года, но, как вы уже догадались, проект не стал новым Facebook.
Переезд в Америку
В 2011 году я стала искать варианты релокейта в США. Несколько ребят с первой работы уехали работать в Microsoft с SQL-проектами. Мы с будущим мужем (он тоже разработчик) уже примерно понимали процесс, чего это стоит и что нас ждет. Готовились к интервью в Microsoft, но тут знакомые предложили проконсультировать какую-то компанию из Вашингтона, которая даже не IT.
Команда там состояла из русскоговорящих и искали именно тех, кто знает язык. При этом они даже не могли сформулировать, что именно им нужно, но готовы были оплатить нам двоим поездку в США и обратно.
Оказалось, что это – Всемирный банк. Огромная международная организация, та самая, о которой вы подумали. Они хотели начать большой проект по сбору данных, но не знали, как. Суть в том, что Всемирный банк генерирует огромное количество экономических данных по всем странам мира, делает анализ, исследования, рейтинги, оценки. В 2011 году они поняли, что им нужна глобальная софтверная система для сбора этих данных по разным странам, с серьезной защитой, контролем. И они не знают, с чего начать, потому что они – профессиональные экономисты, но не айтишники.
Мы общались с ними несколько недель, рассказывали, как мы это видим с точки зрения IT. И в какой-то момент они сказали – оставайтесь работать у нас. Изначально мы прилетали на 2 месяца, и у нас уже были обратные билеты, поэтому в конце января мы улетели в Украину – закрыть все свои дела. Тем временем Всемирный банк открыл специально для нас две позиции, и уже по ним в марте мы переехали в Вашингтон DC.
Так мы с будущим мужем стали двумя первыми девелоперам, нанятыми во Всемирный банк – до этого все IT-проекты они отдавали на аутсорс.
Про визу G4 и Всемирный банк
Как правило, программисты релокейтятся в США по визам H1B, L1B. Это рабочие визы, на их открытие уходит примерно 6 месяцев. Всемирный банк играет по своим правилам. Они релокейтят по визе G4, которая открывается за один день. На нее нету интервью и, за исключением редких случаев, в ней Американское посольство не может отказать. Эта виза создана для сотрудников международных организаций в США, таких как МВФ, ООН, Всемирный банк, НАТО и т.п. Полудипломатическая виза.
Помню, у меня ушло 30 минут на получение G4 – в Киеве я просто зашла в Американское посольство, мне дали визу – все, можно ехать. Очень удобно.
А еще, когда ты находишься на территории Штатов по визе G4, не надо платить налоги.
Но есть у этой визы и обратная сторона.
Когда мы только ехали в Штаты, мы не знали, навсегда ли. Есть немало историй, когда людям не понравилось и они вернулись в Украину. G4 легко открывается, она бесконечная – по ней ты можешь находиться на территории Штатов сколько угодно и продлевать ее не надо до тех пор, пока ты работаешь во Всемирном банке. Но она никогда не конвертируется в резиденцию.
За 4 года мы поняли, что нам нравится в США и мы хотим остаться. Но мы привязаны к Всемирному банку. Чтобы получить грин-карту, один из нас должен был уйти и устроиться на работу в частном секторе. Еще одно преимущество G4 – у супругов ее владельца нет никаких ограничений на работу. Я решила, что этим супругом буду я.
Во Всемирном Банке я проработала 4 года. Муж (мы поженились уже после переезда в США) работает там до сих пор. Это безумно интересный проект. Во-первых, очень ответственный, во-вторых, нужно было путешествовать по всяким экзотическим странам: у меня были командировки в Замбию, на Карибские острова… Нам как девелоперам нужно было учиться понимать, что такое государственный сбор данных, как он осуществляется, какие есть сложности и как это можно автоматизировать.
Летом 2016 года я сказала начальнику, что ухожу. И только потом стала искать работу. Все лето бегала по собеседованиям, в итоге к осени получила два оффера – от Amazon на $167 000 в год, и чуть поменьше – от небольшого стартапа.
Про оффер Amazon и почему отказалась
Интервью в Amazon было достаточно стандартное и совпадает со всей той информацией, которая есть в интернете про собеседования в больших компаниях.
- Сначала тебе звонят и по телефону ты решаешь 3-4 алгоритмические задачки – так они проверяют, насколько быстро ты соображаешь.
- Если ты решаешь эти задачки, проходишь на следующий уровень – звонок рекрутера. Это больше про «а поговорить». Они по сути проверяют, насколько адекватно ты в целом можешь свои мысли выражать, как принимаешь решения, реагируешь на сложности в работе.
- Если с этим все в порядке, дальше – приглашение на интервью в офисе Amazon. Там ты проводишь 6 часов: разговариваешь с разными людьми, решаешь задачки.
- А дальше они принимают решение, давать оффер или нет. Мне оффер дали.
На весь процесс у меня ушло полтора месяца. Я отправила резюме 4 июля, а оффер у меня был где-то в середине августа. Но они сразу предупреждали, что это 3-4 недели. Не знаю, как это происходит, когда собеседуется человек из Украины – я-то уже была в США, и для меня это было локальное интервью.
От оффера я отказалась по нескольким причинам.
Мы жили и до сих пор живем в Вашингтоне, почти в центре города. До офиса Всемирного банка идти пешком. А офис Амазона находится в пригороде, в 40 минутах езды – это как ехать из Киева в Борисполь. То есть кому-то из нас пришлось бы ездить на работу. И понятно, что это была бы я, потому что ехать из центра в пригород – это хотя бы против трафика. Но это не главная причина.
Вообще идея моего ухода из Всемирного банка – резидентство. Я сразу сказала Amazon, что у меня есть разрешение на работу, но оно привязано к визе моего мужа, если он по каким-то причинам уходит из Всемирного банка – я уезжаю с ним в Украину через два месяца. Поэтому мне нужно, чтобы они подали меня на грин-карту, на что Amazon ответили как-то уклончиво: то ли они этим вообще не занимаются, то ли у них очередь большая.
Уйти из Мирового банка в другую большую компанию, чтобы остаться в той же визовой ситуации, только еще добавить себе 40 минут езды на работу в одну сторону – это был бы выстрел себе в ногу.
У меня был и второй оффер – от стартапа в 15 минутах пешком от дома. Они предложили мне позицию lead developer – возглавить команду из трех человек (всего их там было четверо – компания в самом начале пути) и еще, что подадут меня на Green Card. Проект интересный, и они мне как люди понравились – поэтому я решила принять оффер. Разницу в зарплате я бы потратила на покупку машины и катание туда-сюда.
Я написала «Амазону» письмо, в котором поблагодарила их за opportunity, и честно написала, что для меня главная проблема – это виза, поэтому я вынуждена отклонить их офер. После этого они засуетились, мол, «погодите, может мы сможем вам помочь», но я уже подписала все бумаги со стартапом и договорилась, что выхожу на работу в сентябре.
Интервью для Business Insider
Есть такой веб-сайт Help A Reporter. Это палочка-выручалочка для американских журналистов из крупных изданий типа The New York Times. Дело в том, что они не имеют права использовать людей, которых знают, в качестве источников. Поэтому ищут героев своих статей на этом сайте. Я его иногда мониторю, и вот случайно наткнулась на заявку – искали людей для материала, которые отказались от офферов Google, Amazon, Facebook, Netflix и подобных гигантов. Я откликнулась, оказалось, что это для Business Insider.
Изначально планировалось, что это будет история про 3-5 человек. Но когда мы начали разговаривать с журналистом, оказалось, что у нас идеальный мэтч. Я – и женщина, и иммигрант, и фотография моя им понравилась, и история про визу. В общем, про меня вышла отдельная статья на BI Prime.
Скажу честно, я это делала исключительно ради пиара, потому что сейчас у меня свой стартап и мне нужна медийность.
Грин-карта
В том стартапе я проработала 3 года. До этого я всегда была .Net-чиком, а там переключилась на Node JS React и чуть-чуть Swift. Это был классический стартап в Америке, все делают все, близко коммуницируют, быстрый процесс разработки, много идей – кидают об стенку, может что-то прилипнет.
Там я хорошо подтянула английский, потому что во Всемирном банке все – «понаехавшие» и разговаривают на своей версии неправильного английского. Кто из Голландии, кто из Украины, кто из Китая – и мы все плохому друг у друга учились. А тут все – американцы.
Плюс startup environment и виза. Обычно в «Амазоне» или «Гугле» стоит целая очередь иммигрантов, которые хотят, чтобы им сделали Green Card. А в этой компании я была такая одна. Я могла просто зайти к адвокату и спросить, ну что там, как дела с моей визой. Процесс, правда, подзатянулся.
Когда я подавалась на грин-карту, Обама еще досиживал последнее месяцы. Адвокат тогда спросил, какое у меня гражданство. «Украины? А, ну тогда мы за 9 месяцев сделаем». В итоге получилось два года.
Едва подали мою заявку – Трамп стал президентом и принялся перекраивать иммиграционное законодательство. Поэтому все шаги делали дважды и получилось работы в два раза больше. Но два года – это еще ничего. Вот индусам тяжело, они грин-карту по 8 лет ждут, независимо от того, кто президент.
Муж резиденство тоже получил – за счет меня. Интересная петля логики: я получила доступ к работе в том стартапе через него, а он потом он через меня получил Green Card.
Кроссфит-антистресс и свой стартап
Отчасти я не хотела идти в Amazon, потому что работа в больших компаниях очень стрессовая. В том же Всемирном банке работать непросто, то и дело у тебя какой-то министр статистики Эфиопии бьется в истерике, потому что у него там что-то не работает… Чтобы от этого стресса избавиться, я в 2015 году начала ходить на crossfit. У меня был мой любимый зал, куда я ходила каждый вечер, друзья, и это все под домом. Поэтому я не хотела уезжать из Вашингтона – чтобы это все не потерять.
Постепенно я серьезно втянулась в кроссфит, стала заниматься по 5 раз на неделю. У нас в D.C. есть ребята, которые соревнуются на мировом уровне. Я училась у них и по чуть-чуть писала прототипы, чтобы достигать лучших результатов.
Где-то год назад я поняла, что из этого можно сделать продукт, который будет продаваться. Я уволилась, и сейчас у меня свой стартап. Это приложение WOD Insight на смарт-часы Apple watch и Galaxy Watch, которое трекает количество повторений и дает подсказки, как улучшить результат.
Сейчас у нас приличный рост – это очень целевая аудитория, которая живет и дышит кроссфитом. Знаете, это те люди, про которых в США шутят: «Как узнать, что человек – кроссфитер из Нью Йорка? Не переживайте, он вам сразу скажет об этом».
Даже по меркам стартапа у меня маленькая компания. Я все сделала по минималке. Никого не нанимала – все делала сама. Это мой passion product, то, что мне интересно, и есть скиллы это запрограммировать. Мне помогает моя сестра-близнец, которая живет в Харькове. Она тоже серьезно занимается фитнесом, и у нее есть свой стартап в Харькове. Еще муж помогал, он тоже кроссфитер.
Стартап в США: плюсы, минусы, подводные камни
Не могу сказать, насколько сложно открывать компанию в Штатах – мне просто не с чем сравнивать, потому что я никогда не делала этого в Украине.
В США, если вы делаете приложение и там есть платные фичи, то чтобы брать деньги за подписку даже компанию открывать не надо. Тут все по умолчанию частные предприниматели – не надо ничего идти оформлять. Вы просто должны подать декларацию, в которой прописано, какой сервис вы сделали и что заплатили с него налоги.
Другие дело, если вы хотите оказывать услуги не как фрилансер, а нанимать людей и привлекать инвестиции как стартап. Для этого нужно открывать С-corporation. Я сейчас как раз в процессе регистрации. Это достаточно быстрый и линейный процесс, можно его пройти онлайн. Стоит это где-то $800.
Сейчас мое приложение растет на 40% каждый месяц. Есть несколько пользователей из Украины, но 90% crossfit сосредоточено в Штатах, поэтому мой основной рынок здесь.
У нас Freemium-модель монетизации – приложение бесплатное для всех, но есть платные аккаунты с продвинутой статистикой и отсутствием рекламы. Еще у нас есть программы для тренажерных залов – мы помогаем им распространять свои тренинг-программы и наладить коммуникацию с их клиентам. К примеру, залы делают соревнования по кроссфиту, им нужна таблица лидеров – мы даем им красивую аналитику, где видно промежуточный результат каждого атлета. И еще плюс реклама, конечно же: кроссовки, протеин, гантели и т.д. Так что у нас три источника монетизации.
Пока дохода недостаточно, чтобы компенсировать мою зарплату в банке, но если учесть, что приложению 9 месяцев, а монетизацию я включила два месяца назад – дела идут неплохо.
Локдаун и его влияние на WOD Insight
С локдауном у нас love hate relationship. Частично, локдаун помог моему приложению распространяться. До карантина люди ходили по своим залам и со своими друзьями делились ачивментами, а когда заперлись по домам – и поделиться не с кем! Все сразу кинулись в Apple Store искать приложение для crossfit – и так находили WOD Insight. Потом, когда локдаун начали снимать и люди вернулись в зал, они делились с друзьями, мол, вот смотри какую аппку классную нашел.
С другой стороны, в карантин особо никто не занимается. Если человек в квартире живет, ему тренажеры поставить негде. Вторая страна по пользователям – Великобритания. Сейчас они пошли на второй локдаун, и я уже вижу в статистике, как снижается активность по упражнениям.
Кроме того, это сильно усложнило мне процесс фандрейзинга. Сейчас у меня уже есть трафик, который я могу показать инвесторам из Кремниевой долины. От них уже идет интерес. Но вместо того, чтобы сесть на самолет и полететь в Сан-Франциско, мы ведем этот процесс кое-как через ZOOM – а это очень замедляет прогресс.
Деньги сейчас нужны на контент-маркетинг. Мне нужно масштабироваться, а значит, привлекать новую аудиторию. Для этого нужно ее обучить. Профессиональные атлеты понимают, что это за данные, которые отдает приложение, и зачем они нужны. А человек, который просто для развлечения ходит на кроссфит, получит эту аналитику, но не сможет ее прочитать. Нам надо много контента, чтобы каждому объяснить, как заниматься кроссфитом безопаснее, потому что это очень травматичный вид спорта.
О разных подходах к стартаперству
Мы, девелоперы, в особенности из Украины, очень любим технологии. Хотим их использовать и не думаем, какую задачу конкретного пользователя мы решаем этими технологиями. А потом удивляемся: «Я же написал! Я же столько времени потратил! А пользователи не хотят юзать!».
Работа в американских стартапах научила меня концентрироваться на проблемах пользователя, а не проблемах технологий. Мне кажется, у многих девелоперов, которые начинают свой стартап, нет понимания, что технология – это инструмент.
Инструмент нужно использовать, чтобы решить какую-то конкретную задачу, а не придумывать задачу, чтобы использовать инструмент. Особенно остро эта проблема чувствуется в Украине, потому что очень много разработчиков – из аутсорса, а в аутсорсе девелоперов часто не сильно посвящают в то, какую задачу они решают для бизнеса.
О поездках в Украину и бытовых проблемах в США
До короны я ездила в Украину каждый год по два раза с удовольствием. Это мой отпуск. Но в этом году не поехали из-за локдауна. Вернемся ли мы когда-нибудь сюда жить? Пока не планируем, но никогда не говори «никогда». Помню в 2008 году я кому-то рассказывала, что никогда не уеду из Украины… Я не могу точно сказать, что будет. Нам нравится Вашингтон, мы здесь купили квартиру. Но мы тесно связаны с Украиной – у меня вся семья в Харькове, у мужа тоже все там.
Я бы сказала, что после переезда уровень достатка у нас остался примерно такой же, как в Украине. Единственное, что в США мне очень не нравится – здравоохранение. Очень дорого!
У нас хорошая страховка, она много чего покрывает, и мы хорошо осознаем нашу привилегию. Но если мой муж уходит из Всемирного банка, а я продолжаю свои стартаперские будни, то, например, за то, чтобы удалить аппендицит, придется выложить $20 000. Приблизительно столько же – родить.
У меня есть знакомый, архитектор из «Амазона», у него хорошая зарплата, страховка, и – ребенок на миллион долларов. В чем суть. У него недавно родился ребенок раньше срока, и долго находился на стационаре в инкубаторе. А потом больница прислала счет – на $1 000 000. Конечно, часть ему покрыла страховка, но если бы у него ее не было – он банкрот! У него нет претензий к больнице – они спасли его ребенка, и сервис был отличный. Просто не удивляйтесь, что американцы летают в Украину лечить зубы.
Десятки вакансий с релокацией для технических и нетехнических специалистов в обновленном разделе Работа на AIN.UA