Итоги-2020. Проект года — «Дія». Рассказываем о главном приложении украинцев

С приходом новой власти в 2019 году в Украине появилось Министерство цифровой трансформации. Оно взяло на себя задачу оцифровать все государственные услуги за 5 лет, создав комплексный механизм, объединяющий все ведомства и доступные сервисы в онлайне.

Так появилось приложение «Дія» (а затем и отдельный портал) цель которого — создать «Цифровое государство» и «перенести страну в смартфон». 

Михаил Федоров, министр Министерства цифровой трансформации. Иллюстрация: Стаси Сиваш специально для AIN.UA.

Наверное не все до конца осознают, что «Дія» — главное приложение всех украинцев сегодня и в несколько следующих лет. Незаметно команда Минцифры переносит туда все услуги, добавляя не только цифровые копии документов, но и, например, возможность открывать и закрывать ФОП. Именно через «Дія» в конце 2020 года ФОП могли получить помощь от государства. Именно «Дія», а точнее ее дочерний проект «Дій.Вдома» должен был стать способом остановить распространение COVID-19 в Украине (но не стал). 

Проект столь амбициозный, что в Минцифры привлекли самых разных партнеров для его реализации. Дизайн рисовали в Fedoriv и Spiilka Design Büro, техничку помогали делать в EPAM и Kitsoft, набирали свою команду. Для различных проектов привлекали гранты и спонсоров из Украины и мира. 

Если отбросить формальности, «Дія» — главный проект года в Украине. Всего за 10 месяцев он собрал 5 млн установок, перенес в онлайн десяток документов и три десятка услуг. Дальше — больше. Амбиции министра Михаила Федорова — полный отказ от бумажных документов в следующие несколько лет и полноценная реализация идеи, заявленного выше: государства в смартфоне.

Несмотря на то, что в Украине популярно ругать все государственное, в «Дія» прогресс есть. Постепенно, но электронные документы входят в обиход, их уже принимают в аэропортах (что случилось не сразу), и на почте (тоже путь не из легких), автомобилисты могут оставить дома не только права и техпаспорт, но и страховой полис (это правда удобно!). 

Но история не получилась идеальной. Где-то из-за проблем отдельных партнеров-подрядчиков, недоработанного законодательства, где-то из-за своих недоработок. Например, регистрация ФОП то и дело сталкивается с проблемами налоговой, дыры в реестрах, откуда утекают документы, бьют по репутации «Дія». А провал «Дій.Вдома» и вовсе не описать словами: сейчас приложение, к слову, в аэропортах устанавливать не просят: зачем — всего-то по 12 000 заболевших ежедневно, не то что 150 человек весной. 

Редакция AIN.UA вспоминает, как стартовал, развивался и что умеет главный апп на вашем телефоне.


Приложение «Дія». Нелегкий старт и развитие

11 декабря 2019 года приложение «Дія» появилось в режиме бета-теста, официальный релиз состоялся 6 февраля 2020 года. В Министерстве его позиционировали как государство в смартфоне и антикоррупционный инструмент на местах. За первые 4 дня приложение скачали более 1 млн раз. 

Изначально, в «Дія» добавили копию водительских прав и свидетельство про регистрацию транспортного средства, а через некоторое время — электронный студенческий. Наиболее ожидаемой стала презентация «паспорта в смартфоне». С этого момента украинцы якобы получили возможность путешествовать внутренним железнодорожным и авиатранспортом, получать некоторые административные услуги, банковское и почтовое обслуживание. Однако по факту, все это стало возможным спустя месяцы.

К примеру, использовать э-паспорт в аэропортах Украины разрешили только в июле 2020 года — спустя три месяца после анонса такой возможности. Почтовые операторы начали принимать цифровые документы в октябре, а банки – в декабре 2020 года.

То есть, изначально документы просто находились в смартфоне, но использовать их было нельзя или это вызывало дополнительные вопросы. На момент подготовки материала большая часть трудностей исчезла, «Дія» становится полноценным заменителем обычного паспорта.

Со следующими обновлениями, «Дія» получило поддержку автоцивилки, QR-ридер для проверки подлинности цифровых документов, а также функцию шеринга. Тем временем, количество скачиваний преодолело отметку в 3,6 млн (июнь 2020 года), а в Министерстве работали над следующей версией приложения. 

Презентацию «Дія 2.0» провели 5 октября 2020 на Diia Summit (к слову, это новый формат мероприятия, на котором министерство планирует показывать новые услуги каждые полгода). В приложение добавили идентификационный код, справку переселенца, свидетельство о рождении ребенка, возможность поделиться техпаспортом транспортного средства, а также изменить информацию об актуальном месте регистрации. Помимо этого, появилась возможность оплатить штрафы ПДД, а также задолженности по исполнительным производствам. 

По словам Михаила Федорова, в октябре 2020 года количество скачиваний приложения преодолело отметку в 6 млн – довольно внушительная цифра для приложения, которое работает 10 месяцев. Однако, не так гладко, как хотелось бы.

Юзеры приложения «Дія» заявили об ошибках еще со дня официального релиза. В большинстве случаев, цифровые копии документов не отображаются, или отображаются некорректно. В Министерстве это связали с неточностями и ошибками в реестрах, из которых подтягиваются данные. Изначально с проблемой столкнулись водители – из 9,5 млн граждан с правами только у 2,5 млн смогли увидеть документ в приложении. В ведомстве попытались частично решить проблему и подтянули фото из демографического реестра. Но тут опять проблема – это сработало только для тех, у которых есть биометрический паспорт или ID-карта. 

Похожие трудности ожидали пользователей и в случае с э-паспортами. ФИО или идентификационный номер демографического реестра могут не совпадать с данными банка, через который проходила авторизация в приложении. Другая проблема – у большинства граждан все еще паспорта-книжечки старого образца. Поскольку они не могут быть преобразованы в цифровой формат, то и в приложении они не появятся. Единственным способом решения этой проблемы является замена документа на ID-карту, для чего потребуется обратиться в миграционную службу. 

Такие нюансы означают, что многие украинцы до сих пор не могут полноценно использовать возможности «Дія», независимо от того, какие обновления приходят. 


Помимо э-документов и некоторых услуг, в декабре пострадавшие от карантина ФОП и наемные сотрудники смогли получить помощь от государства через приложение (кому она положена и как оформить читайте в материале). Для это требовалось заполнить необходимые формы и ждать уведомления об успешной обработке.

Однако и тут загвоздка. Вскоре после того, как пользователи начали активно подавать заявки, сервис «Дія» лег. Как пояснили в Министерстве, в пиковые моменты заявку оформляли до 1000 человек в секунду – система не выдержала нагрузки. Интересно, что в тот же день легли и сервисы Google, а один из сотрудников Минцфиры пошутил, что «мол и Google может упасть». Представители попросили не спешить получить услугу в первый же день, обозначив, что «все смогут воспользоваться сервисами» в период отведенных на это двух недель.

На момент подготовки материала через сервис успешно подали 280 000 заявок, «Дія» больше не падает.

Вопрос безопасности

Немало вопросов возникло на и тему безопасности приложения. Как обещают в ведомстве, персональные данные пользователей «Дія» не хранятся на сервере, а информация передается в зашифрованном виде. Однако, слова Михаила Федорова о том, что «Дія» – «самый безопасный IT-продукт, который производили в Украине», не сказались на недоверии пользователей. Как только случилась утечка личных данных граждан в Telegram-боты – ее непременно связали с «Дія». Позже Национальная полиция и Минцифры опровергли эти подозрения, но замечаний на тему безопасности данных меньше не стало. 

Чтобы подтвердить защищенность приложения, ведомство запустило программу Bug Bounty. В частности, белые хакеры со всего мира получили возможность найти уязвимости «Дія» и получить вознаграждение. Для проведения программы Минцифры выбрало американскую платформу Bugcrowd. Однако это вызвало вопросы у комьюнити украинских этических хакеров. По их мнению, такой выбор является подозрительным, смущает и непрозрачность отбора участников. Подробнее – в материале

Провал года –– приложение «Дій.Вдома»

На фоне удачных и не очень разработок Минцифры появилось приложение «Дій. Вдома», которое можно назвать слабым местом всего проекта «Дія» от Минцифры. Его запустили в апреле 2020 года с целью контроля за соблюдением самоизоляции. К этой группе отнесли тех, кто контактировал с больными коронавирусом, болеет сам или недавно вернулся из-за границы.

Акцент сделали на последней группе – от приезжих требовали установки «Дій.Вдома» прямо в аэропортах и наземных контрольно-пропускных пунктах. Видимо, отслеживать контакты людей с позитивными тестами внутри страны было второстепенной задачей – их принудительная установка не касалась.

Если вкратце описывать принцип работы, то «Дій.Вдома» проверяет геолокацию пользователя и просит сделать селфи. В случае, когда человек не успел отправить фото, или геолокация не совпала –– на место выезжает полиция. Если нарушения доказаны –– правоохранители имеют право выписать штраф (больше о работе приложения — здесь).

«Дій.Вдома» выпустили за 5 дней. Скорость сказалась на качестве: оно оказалось недоработанным технически, функциональность оставляла желать лучшего, а некоторые граждане оказались не на самоизоляции, а «в заложниках» у приложения. 

Свое недовольство пользователи выразили одной звездой в рейтингах AppSrore и Google Play, а вкладка с отзывами переполнена негативными комментариями. Чаще всего юзеры критикуют проблемы с пушами: они приходят в беззвучном режиме или вообще не приходят, из-за чего к людям приезжает полиция. Возникают проблемы с отправкой селфи — система может не засчитать фото с первого раза и подтверждать личность приходится пять, а то и десять раз.

Кроме этого, отмечается неточное определение геолокации, а при проблемах с интернет-соединением или телефонном разговоре приходит уведомление о «нарушении самоизоляции». У многих пользователей не отображается клавиатура, не включается камера – это все спустя 7 месяцев после релиза приложения и постоянные обновления.

Изначально «Дій.Вдома» работало только на украинском языке. То есть, иностранцы, которым принудительно установили приложение в аэропорту, даже не могли им пользоваться. Приезжие были вынуждены пользоваться переводчиком и проходить верификацию наугад. 

Кроме этого, для регистрации требовалась привязка только к украинскому мобильному номеру. Английскую версию «Дій.Вдома» получило только в сентябре 2020 года, добавили и возможность ввести номер заграничного оператора связи.

Отзывы о приложении в AppStore

Издание mind собрало все негативные отзывы и задала по ним вопросы Минцфиры. Ответы чиновников обычно выглядели как «у нас все работает, это у вас нет», но сотни негативных отзывов свидетельствуют об обратном. Кроме того, как утверждают многочисленные сообщения, приложение сейчас и вовсе ни у кого не просят устанавливать.

«Дія. Веб-портал»

2 апреля 2020 года, заработал веб-портал «Дія» — он включает в себя все электронные услуги, которые запускаются в рамках проекта «Цифровое государство». По данным Минцифры, в октябре 2020 года инструментами для бизнеса и населения на портале воспользовалось 2 млн человек. Изначально украинцы могли удаленно получить 27 публичных услуг онлайн, в частности: 

  • стать предпринимателем, сменить вид деятельности или прекратить ее;
  • оформить справку о несудимости;
  • оформить помощь при рождении ребенка или ежемесячное возмещение стоимости услуг по уходу за ребенком до трех лет;
  • подать иск в суд;
  • оформить помощь по безработице;
  • зарегистрировать авто или получить услуги, связанные с документами водителя;
  • оформить ряд лицензий, разрешений или получить выписки из реестров.

Наиболее ожидаемым стало появление сервисов открытия и закрытия ФОП онлайн, а также изменение данных. Ранее такие услуги предоставляли, в основном, в режиме офлайн, а в случае с онлайн-подачей требовалось дополнительно посещать налоговую, заполнять некоторые формы заявлений и приносить оригиналы. На заполнение заявки уходило до часу времени. 

В ведомстве анонсировали самую быструю «регистрацию бизнеса», заявив что на процедуру понадобиться 10 минут (к слову, через полгода стали говорить — «15 минут»). Количество полей в форме для регистрации сократили с 58 до 12, а позже –– до 10 штук. На исполнение заявки отвели сутки. То есть, если сегодня вы откроете ФОП через «Дія», то уже завтра можете приступать к предпринимательской деятельности (почти). 

На самом деле, 10 минут уходит только на заполнение необходимых полей в заявке, а вот рассмотрение соответствующими органами может занять 2 и больше дней. Процесс оптимизировали и оформить ФОП действительно можно без посещения дополнительных структур.

Однако основная проблема «Дія» в том, что сервис не может работать автономно. Госорганы, которые занимаются рассмотрением заявок и принимают решение о регистрации, могут работать с перебоями или вовсе не работать по разным причинам. И Минцифры ничего сделать не может. Это влияет на скорость оформления ФОП и открытие бизнеса, появляются нарекания на функциональность «Дія». Кроме этого, работу сервиса часто останавливают из-за технических неполадок или чрезмерной нагрузки.

Новые возможности на «Дія. Веб-портал» Минцифры представило вместе с новыми документами в приложении «Дія» —  5 ноября 2020 года. Появились оптимизированные услуги по оформлению пакета документов для новорожденных, прописке ребенка онлайн, а также в сфере строительства. Для представителей бизнеса запустили регистрацию ТОВ на основании модельного устава, а также обновленные услуги оформления ФОП. В декабре список доступных э-услуг на портале расширился до 38 позиций. С полным перечнем можно ознакомиться по ссылке

Что еще запустили в Минцифры

  • 21 января в Украине заработала национальная образовательная платформа «Дія: Цифрова освіта». Идея –– повышение уровня цифровой осведомленности граждан через серию видеороликов.
  • В рамках проекта работает комплексная услуга для родителей новорожденных.
  • 8 февраля 2020 года появилась информационная онлайн-платформа «Дія.Бізнес», которая также работает, как  служба онлайн консультаций.
  • Открываются офлайновые Центры поддержки предпринимателей (первый заработал в Харькове в июле 2020 года). В будущем, ведомство планирует создать сеть таких центров по всей Украине.
  • На базе портала «Дія» работает «Национальная онлайн-школа для предпринимателей» — представители бизнеса могут выбрать и бесплатно пройти желаемый образовательный курс.

Возвращаясь к хорошему

Несмотря на технические и другие трудности, а также массу вопросов и замечаний пользователей, несправедливо называть реализацию проекта «Дія» неудачной.

Электронные документы в смартфоне действительно работают (хоть и не у всех). Спустя 10 месяцев с ними можно получать посылки, пользоваться транспортом, показывать на кассах магазинов, оплачивать штрафы и долги, получать услуги и так далее, имея при себе только смартфон. Полезным является и одноименный портал –– можно подать заявку на оформление ФОП/ТОВ, получать выписки из реестров, справки и другие услуги в онлайне, не отстаивая длинные очереди в госструктуры. Работают и развиваются другие сервисы.

По подсчетам Министерства, реализованные проекты помогли украинцам сэкономить 495 млн грн за год, при этом антикоррупционный эффект оценивается в 841 млн грн.  В свою очередь, государство сохранило 2,8 млрд грн на госзакупках, а ликвидация налоговых скруток приносит дополнительные 2 млрд грн в бюджет ежемесячно. 

Как отмечают в Минцифры – это «только начало», своего часа ждет множество разработок. По словам главы ведомства, в следующие несколько лет Украина может стать самой диджитализованой страной, первым номером в мире с точки зрения цифровой трансформации.

Принимая во внимание темпы развития электронного правительства и результаты деятельности Министерства за год – такую вероятность не стоит отрицать. Таким образом, продукты «Дія» вскоре могут стать единственными самыми удобными с точки зрения взаимодействий человек-бизнес-государство. 

Тетяна Грицик: Журналист AIN.UA. Также пишу истории бизнесов для AIN.Business. Делаю инструкции и разборы, чтобы детально объяснить и описать все процессы. Также занимаюсь расследованиями.

Для связи: Почта | LinkedIn | Facebook