Исследование рекрутинга в украинской IT сфере: ожидания от 2021, приоритеты и сложности найма

2745

Рекрутинговая платформа Make it in Ukraine провела исследование основных проблем, намерений и ожиданий рекрутеров в украинских IT и Digital компаниях.

Согласно результатам исследования, только 27% опрошенных довольны всеми рекрутинговыми процессами в компании. В список наиболее часто упоминаемых проблемных процессов попала коммуникация с менеджерами, заказчиками, Sales-менеджерами, полнота и скорость ответов по кандидатам.


Как проводилось исследование

Для проведения исследования была сформирована целевая фокус-группа на платформе LinkedIn. В нее вошли рекрутеры, Talent Acquisition и HR менеджеры в украинских IT и Digital компаниях, рекрутеры-фрилансеры и агентства, руководители HR-отделов.

Респонденты заполнили опросник с 29 закрытыми и открытыми вопросами, с возможностью выбрать несколько вариантов и оставить уточняющий комментарий. На момент написания обзора получено 207 ответов.

Участники опроса:

  • Аутсорс, аутстаф и комбинированные варианты — 45%;
  • Продуктовые компании — 35%;
  • Рекрутинговые агентства и фрилансеры — 20%.

Как ищут и как нанимают

36% компаний закрывают вакансии исключительно силами штатных сотрудников и отметили, что полностью справляются. Почти половина респондентов комбинирует варианты: in-house и подрядчиков. Остальные (кроме агентств) закрывают с помощью внутренних рекрутеров, но не справляются на 100%.

На момент опроса ответов о кризисном сворачивании найма не было. У 61% — в работе от 1 до 10 открытых вакансий.

Автоматизация и профессиональные методы рекрутинга

Булев поиск (Boolean Search) использует 71% компаний, то есть почти 30% компаний пока упускают возможности для целенаправленного вдумчивого сорсинга пассивных кандидатов.

Системы управления: из опрошенных компаний только 14% не используют ATS. Остальные пользуются внутренними разработками, приобретенными системами или находятся в процессе их подбора.

Топ-3 ATS: две украинских разработки — CleverStaff и Hurma, а также американская GreenHouse. Явного лидера на рынке нет, «парк» систем достаточно разнообразный.

Приоритеты в стратегии рекрутинга и оптимизации процессов 

Мировой тренд развития бренда работодателя нашел отклик  и в украинской IT-сфере. 94% компаний либо уже работают над брендингом, либо планируют в ближайшее время начать. Только 6% не считают его приоритетом для компании.

Оптимизировать процессы интервью в следующем году рассчитывают 45% компаний. К автоматизации относятся более прохладно  — важность для будущей стратегии отметили только 37%.

При этом каждая десятая компания не «загадывает наперед», не разрабатывает долгосрочных стратегий и предпочитает действовать ситуативно, по мере появления вакансий.

Сложности коммуникации с командой и клиентами

Довольны всеми рекрутинговыми процессами в компании только 27% опрошенных. В список наиболее часто упоминаемых проблемных процессов попала коммуникация с менеджерами, заказчиками, Sales-менеджерами, полнота и скорость ответов по кандидатам. Также приоритетное направление —  сокращение количества этапов найма и ускорение этих процессов.

При этом 72% ответили, что в целом они довольны фидбеком от руководства компании, что говорит о перекосах больше во внешней коммуникации и сложностях общения со смежными отделами внутри компании.

Тексты вакансий рекрутеры составляют, в основном, совместно (привлекают нанимающих менеджеров, тимлидов, руководителей) — 87% респондентов. Только 7,8% кадровых специалистов делают это в одиночку. 4% предпочитают не сильно углубляться в процесс или составлять тексты по готовому шаблону.

Скорость закрытия вакансий

Шоковый «холд» («замороженные» вакансии в неопределенном состоянии, без принятого решения), который был в начале карантина, уже прекратился. 

54% компаний закрывают вакансии за 3-4 недели, а у 23% процесс все же растягивается на 1-2 месяца.

Аргументы для убеждения кандидата

Практически все украинские компании понимают, что одной зарплатой кандидата не убедить. Только 2,5% респондентов используют высокую зарплату как главное преимущество.

Остальные комбинируют материальные и нематериальные преимущества и бонусы. 37% рекрутеров отдельно подчеркнули то, что важнее всего — найти личную мотивацию кандидата. 

Что мешает закрывать вакансии и привлекать нужных кандидатов

61% отметили высокие требования и сложные задачи на проекте, из-за которых не удается найти подходящих кандидатов. 23% отмечают высокую загрузку рекрутеров, которые не могут на 100% выкладываться на заполнение каждой вакансии и искать во всех каналах.

26% отметили недостаточную конкурентность предложений и зарплаты, из-за чего кандидат принимает другой оффер.

Прочие причины того, что кандидат отказывается или выбирает другую компанию:

  • Не заинтересовала сама суть работы и обязанности (37%)
  • Слишком долгий процесс найма (28%)
  • Не подходят условия работы или предлагаемый формат (26%)

Вакансии, которые сложнее всего закрывать

Практически с одинаковым процентом лидируют в списке наиболее сложных вакансий: опытные профессионалы с высоким грейдом (43%) и специалисты по редким и сложным технологиям (45%).

Реже приходится нанимать руководящий состав и «звезд», или топ-перформеров (A-Players) — 11% и 14% соответственно.

Адекватная оценка кандидата

72% респондентов ответили, что владеют для этого необходимыми техниками и методиками, 10% признают, что время от времени пропускают кандидатов, которые позже проявляют недостатки в Soft Skills. 13% отмечает, что больше проблем возникает при оценке технических навыков.

37% считает, что нет методов, позволяющих гарантированно проверить адекватность человека, а 64% стараются выстраивать правильную цепочку интервью.

79% респондентов проверяют кандидатов с помощью непосредственно технического тестирования их навыков, 31% предпочитают услышать ответы кандидата по системе STAR (ситуация, цель, действие, результат), 32%, среди прочего, доверяют, психологическому тестированию и оценке личности.

Критерии эффективности найма

Важность метрик качества кандидатов отметили 83% (в том числе, прошел ли сотрудник испытательный период), время найма — 50%, расходы на привлечение сотрудника — 32%.

26% призвали оценивать то, приносит ли сотрудник компании прибыль.

Чего ждут рекрутеры в 2021

IT и Digital индустрия настроена оптимистично: 76% респондентов отмечают, что в найме у них все под контролем и к 2021 году готовы. Ждут глобального кризиса — 11%, локального спада в Украине — 6%.

В комментариях рекрутеры уточнили, что ожидают увеличение числа открытых вакансий (особенно, удаленного формата) на фоне уменьшения количества кандидатов.

Ухудшения условий для компании, остановки набора и даже сокращений ожидает только 1% респондентов.

Что читают рекрутеры — Топ-5 источников

  1. DOU (29%);
  2. Разнообразные профильные Telegram-каналы и чаты (27%);
  3. LinkedIn — блог и подписки (12%);
  4. Блог Hurma (10%);
  5. Habr (6%).

Заключение

Согласно исследованию платформы Make it in Ukraine, большинство украинских IT- и Digital-компаний достаточно быстро пришли в себя после шокового локдауна и настроены оптимистично насчет 2021 года.

«Компании все еще упираются в недостаток профессионалов, затянутый и неоптимизированный процесс найма, но в целом быстро адаптируются и охотно перенимают мировые тренды», — отмечают в Make it in Ukraine.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск