Дизайнер автомобилей Хенрик Фискер с нуля строит компанию Fisker Inc, которая должна стать конкурентом Tesla. В его арсенале — электрический автомобиль стоимостью до $40 000. А еще, как утверждает издание Forbes, секретное оружие — жена.
Редакция AIN.UA подготовила сокращенную историю компании Fisker Inc — производителя электрокаров, у которого все может получиться.
Forbes описывает Хенрика Фискера не как дизайнера автомобилей, а как актера, который бы отлично подошел на эту роль для голливудского блокбастера: высокий, привлекательный блондин 57 лет. Одна из самых известных его работ — серебристый спорткар BMW Z8 для «бондианы»: на таком ездил Пирс Броснан в роли Джеймса Бонда в фильме «И целого мира мало». В начале нулевых он перешел в «Астон Мартин», затем в Tesla — компанию Илона Маска (которая с ним потом судилась).
В 2007-ом Фискер основал свою собственную компанию — Fisker Automotive, которая выпустила в мир один из первых электромобилей. И потерпела крах через шесть лет. Тогда компания строила дорогой суперкар под названием Karma с ценником от $100 000. Но Fisker Automotive постигли все неудачи, которые только можно представить: бракованные батареи, технологические проблемы, а еще — ураган, который уничтожил целую партию люксовых автомобилей. В итоге, компания признала себя банкротом в 2013-ом, ее активы выкупила китайская Wanxiang Group: Fisker Automotive переименовали в Karma Automotive и продолжают выпускать авто под названием Revero.
Сейчас Фискер возвращается в игру и он уверен, что все получится. Во-первых, у него новый партнер — его жена Гита Гупта-Фискер: она сооснователь и финансовый директор. Во-вторых, он уже вывел свою новую компанию Fisker Inc на IPO, в ходе которого привлек более $1 млрд. В-третьих, акции компании выросли на 56% с октября 2020-го, Фискер и его супруга — уже миллиардеры с состоянием $1,1 млрд каждый. Обычно бизнес делают друзья, отец и сын, но муж и жена — впервые в автоиндустрии.
Фискер не просто так взял в партнеры жену и вывел компанию на IPO: научили уроки прошлого провала. Тогда он был лишь руководителем, вся власть и сила принятия решений — у инвесторов, которым фактически продали Fisker Automotive. Теперь все иначе: у супругов есть акции, голоса в правлении и опыт. Каждый отвечает за свою сферу: Хенрик — за дизайн и инженерию, Гита — за финансовую сторону. Она получила отличное профильное образование, работала в международной инвестиционной компании Lloyds Banking Group.
Основная задача Гиты — сделать так, чтобы Fisker Inc сумела представить свой автомобиль в обещанном ценовом диапазоне. Речь о первой машине компании — кроссовере Fisker Ocean за $37 499, который должен появиться на рынке в 2022 году.
Цена — главный фактор привлекательности Fisker Ocean, считает Хенрик. Tesla Model Y в США стоит от $49 990 без учета местных льгот, а значит, почти на $12 000 дороже базовой стоимости Ocean. Последний, с учетом правительственных льгот в США, и вовсе обойдется дешевле $30 000. Автомобили схожи: Ocean — также пятиместный кроссовер с запасом хода порядка 400 км.
Чтобы не тратить средства на дорогостоящий завод, Фискер заключил контракт с известной автомобильной компанией Magna: она берет подряд от автомобильных брендов и на своих заводах собирает машины, производит детали и тд — по сути это аутсорс в автомобильной индустрии. Сейчас Magna сотрудничает с такими производителями как BMW, Daimler (Mercedes-Benz), Jaguar Land Rover, Toyota и другими. Новым партнером стала Fisker Inc. В октябре 2020 года компании заключили партнерство, Magna будет собирать Fisker Ocean на своем заводе в Австрии. В рамках сотрудничества Magna также получила 6% Fisker Inc.
Хенрик Фискер и его супруга уверены, что на этот раз все получится. Как минимум, Fisker Ocean уже забронировали порядка 10 000 человек, оставив депозит в $250. А зная ошибки прошлого, создатель «автомобиля Бонда» постарается их не повторить.