Кельвин Бентон, СEO британской психотерапевтической компании Spill, решил платить всем сотрудникам одинаковую зарплату. Он рассчитывал, что это принесет в команду гармонию. Но уже через год эту модель пришлось отменить. Историю об этом опубликовало BBC, предлагаем ее сокращенный перевод.


Spill располагается в восточном Лондоне и занимается онлайн-консультациями и терапией сотрудников других компаний, в случае выгорания, депрессии или рабочих стрессов.

Компания основана 2,5 года назад, сейчас у нее более 100 клиентов, постоянный штат в 13 человек и некоторое количество психотерапевтов, которые работают удаленно, со всех концов страны.

За последний год продажи Spill выросли на 40%, по словам основателя, случился взрыв спроса на их услуги.

«Частично это случилось из-за давления, которое испытывали люди, работая из дому в локдаун. Многим не удавалось отложить работу к концу дня, поэтому они страдали от выгорания. Другие не могли найти мотивацию работать, пока находятся вне офиса», — говорит создатель компании.

По его словам, все больше компаний оплачивают своим сотрудникам психотерапию, поскольку через систему национального здравоохранения NHS эти услуги получить все сложнее.

Оба родителя Кельвина — дипломированные психотерапевты, а он занимается компьютерными технологиями. Он объединил две дисциплины и придумал свой сервис: психотерапию по видеосвязи (к примеру, через Zoom).

Одно из важных решений, которые основатель принял еще на старте компании: платить всем своим сотрудникам (включая себя) одинаковую зарплату.

«В команде было пятеро людей и каждый делал более-менее одинаковый вклад в развитие. Поэтому мы попробовали эксперимент: платить всем одинаковую сумму, независимо от опыта или роли. Мы хотели бросить вызов традиционной зарплатной модели, подумали, что 36 000 фунтов стерлингов в год — достаточно, чтобы безбедно жить в Лондоне», — рассказывает сооснователь.

Сначала этот прием сработал неплохо и создал хорошую рабочую атмосферу.

«Например, мы все вместе собрались выпить. Не было проблемы в том, кто оплатит счет, или мнений о том, что поскольку менеджер получает больше, чем подчиненный, то и платить должен он. Каждый получал одинаковую сумму, поэтому не возникало проблем в подобных социальных взаимодействиях», — говорит CEO компании.

Но компания развивалась, Кельвин нанимал все новых людей в штат (к примеру, разработчика, менеджера по продажам, офисных сотрудников) и предлагал им всем ту же зарплату. Начались сложности.

«На разработчиков обычно большой спрос и они получают зарплаты больше, чем 36 000 фунтов в год. Менеджеры по продажам зарабатывают с комиссии. Наша модель не очень им подходила», — говорит основатель компании.

Было очень сложно найти разработчика. А на поиски менеджера по продажам ушло три месяца, ведь все кандидаты просили оплату в соответствии с показателями продаж. Фиксированная зарплата им не годилась.

В то же самое время, Кельвина забрасывали резюме на позиции офисных сотрудников с зарплатой в 36 000 фунтов. Ведь для такой должности это — высокая оплата. Кандидаты шли за деньгами, а не потому, что хотели работать конкретно в этой компании.

Но и среди уже действующих сотрудников подобная система начала вызывать недовольство.

«Наша команда росла, и некоторые сотрудники получили более важные роли. Кто-то работал больше. И начались обсуждения: должен ли мой коллега получать столько же, сколько я? Это вызывало конфликты в команде и мнение, что эксперимент нужно закрывать»,— рассказывает CEO.

После года работы в таком формате Кельвин поддался давлению команды и отменил политику равной зарплаты, заменив ее традиционным подходом (в зависимости от позиции и опыта).

«То, что эксперимент провалился, стало большим разочарованием. Мы хотели создать нечто демократическое и основанное на принципах равенства. Но иногда традиционные практики возникают не на ровном месте», — считает глава компании.

Эксперимент имел и положительные результаты. После того, как его свернули, Кельвин решил, что размер зарплат всех сотрудников должен быть публичным.

«Все наши зарплаты открыты. В офисе не ходят слухи о том, кому и сколько платят. Это помогло достичь гармонии в офисе. А если вы работаете в бизнесе психотерапии, очень важно, чтобы в вашем рабочем пространстве была гармоничная атмосфера», — говорит Кельвин Бентон.