В основе любого успешного бизнеса — особенно если это производство — лежит планирование. Не пресловутое выполнение и перевыполнение планов на пятилетку, а гибкий процесс, учитывающий множество постоянно меняющихся факторов и помогающий достичь оптимального финансового результата.

О том, что такое современное планирование и с помощью каких инструментов можно довести его механизм до совершенства, мы беседуем с Вячеславом Сушинским, ведущим архитектором SAP-решений компании LeverX Group. В 2020 году компания получила статус SAP Global Strategic Supplier of Technical Services.

С какими недостатками существующих решений для планирования производства предприятиям приходится сталкиваться чаще всего? И чем на эти проблемы могут ответить современные решения?

На рынке есть достаточно много узкоспециализированных решений, рассчитанных на определенные задачи различных предприятий, иногда даже в привязке к конкретному оборудованию и процессам. 

Со своей работой они справляются быстро, правильно и эффективно, но таким решениям не хватает универсальности. Как только дело доходит до каких-то изменений в рамках бизнес-процессов или, например, интеграции с системой управления ресурсами предприятия (ERP), возникают проблемы — и необходимость искать более гибкие и универсальные варианты.

Система управления ресурсами предприятия курирует все процессы в компании — от финансов и закупок до производства и продаж. Как правило, после ее внедрения дополнительно имплементируются те или иные опции для улучшения работы отдельных направлений, например, системы планирования. 

Специальные компоненты, которые работают внутри ERP-системы, позволяют улучшить и усовершенствовать стандартные методики планирования. Здесь нужно учитывать, что ERP-систем на рынке представлено достаточно много, а вот встроенных в них (embedded) решений для дальнейшей оптимизации процессов — уже значительно меньше. Тем более если речь идет не о специфических нишевых продуктах, а об универсальных вариантах, способных адаптироваться под нужды любой отрасли и предприятий любого масштаба.

Как понять, что внедрение ERP-системы и компонентов для улучшенного планирования (таких, как SAP PP/DS) стало необходимостью?

Часто бывает так, что компании работают на ПО, которое создавалось специально для них пару десятков лет назад, а сегодня уже устарело настолько, что логичнее и эффективнее приобрести и внедрить новую систему, чем пытаться доработать существующую.

Еще одна типичная ситуация — для разных процессов используются разные системы, а значит, нужно не только внедрить новую систему для определенного процесса, но и обеспечить ее интеграцию с уже используемыми решениями от разных поставщиков. Важно выбирать именно те продукты, которые в принципе поддерживают такую интеграцию. И решения SAP тем и хороши, что успешно с этим справляются.

И наконец, масштабируемость решений. Для многих компаний, которые вышли на путь цифровой трансформации и роста, может не существовать иной альтернативы: им либо уже сейчас приходится иметь дело с огромным массивом данных и операций, либо они столкнутся с такой необходимостью в перспективе. 

Если такая вероятность есть, ориентироваться стоит не только на стоимость того или иного решения, но и на способность справляться с растущими объемами данных и интегрироваться с другими решениями. Эти возможности в будущем помогут значительно снизить финансовые издержки. Иначе можно просто потерять время и деньги в попытках добиться нужного эффекта от системы, которая в принципе не способна его обеспечить.

Есть ли отрасли, для которых применение систем улучшенного планирования особенно важно?

Эффективнее всего такие решения будут работать в дискретном производстве, где одновременно могут планироваться сотни и даже тысячи заказов: от машиностроения и приборостроения до производства мебели и упаковки, фармацевтики и т. д. Планирование здесь решает буквально все, поэтому использование систем для его оптимизации в этом случае — жизненная необходимость и способ избежать ненужных финансовых потерь, в том числе и в результате экспериментов с другими решениями.

Предприятий такого типа безусловное большинство (они составляют 75% всей мировой промышленности). Например, среди клиентов LeverX Group — представители автомобильной и химической промышленности, нефтегазовой и энергетической отраслей, банковской и транспортно-логистической сферы, а также страхования, торговли, IT и телекоммуникационных услуг, производители потребительских товаров. То есть, когда мы говорим об универсальности этих систем, это не преувеличение.

Из каких этапов состоит процесс внедрения?

Во-первых, это приобретение самой лицензии (программного обеспечения и лицензионных ключей для работы с ним в необходимом количестве). ПО нужно адаптировать с учетом специфики предприятия и отрасли, в которой оно работает, будь то фармацевтика, машиностроение или ритейл.

Чтобы все заработало, необходим интегратор — специалист, который займется внедрением системы и ее настройкой под нужды конкретного заказчика. И это самая стратегически важная часть. Интегратор должен вникнуть в специфику каждого клиента, изучить существующие на его предприятии процессы, предложить оптимальный способ их внедрения в систему, а при необходимости — варианты оптимизации этих процессов. 

Часто обнаруживаются некоторые неочевидные «изнутри» моменты, которые стоит исправить, чтобы бизнес начал работать эффективнее. Например, надо ли, чтобы каждую входящую заявку видели все ключевые отделы (от маркетинга до производства и бухгалтерии) или какие-то звенья можно исключить? Или что-то нужно изменить во взаимодействии между подразделениями, чтобы их работа (в том числе с помощью системы планирования) стала лучше. 

Интегратор — это не просто технический специалист, который знает, какие кнопки нажать, чтобы все работало. Он еще и консультант, который помогает довести существующую на предприятии систему до совершенства.

Внедрение — основная часть. Работа с проектом полного цикла занимает около года. И если не выполнить этап обследования качественно уже на старте, не выстроить связи между различными процессами и подразделениями в том порядке, который обеспечивал бы нужный результат, в дальнейшем непременно понадобятся доработки и связанные с ними дополнительные расходы.

Можно ли говорить о конкретных результатах, которых позволяет добиться внедрение системы точного планирования?

Такие результаты можно разделить на количественные и качественные. Количественные — увеличение выручки, снижение складских запасов, себестоимости продукции и затрат на ее транспортировку и дистрибуцию — зависят от конкретного заказчика и колеблются в пределах 2-3% для всего предприятия (надо понимать, что когда счет идет на миллионы долларов, то 2-3% — это существенно) и до 20-30% для отдельных процессов, например, производственного планирования и оптимизации. Вместе с тем, основное, на мой взгляд, — это качественные изменения, ключевое из которых — создание единого процесса всей цепочки производства, от поставок материалов до реализации продукции, и возможность принимать более точные управленческие решения.

Более подробно узнать о системе SAP PP/DS и ее возможностях, а также обсудить с экспертами актуальные вопросы планирования производственных процессов можно на бесплатном онлайн-вебинаре от LeverX Group, который пройдет 18 февраля. Зарегистрироваться для участия в нем можно по ссылке.