Руководитель розничных и финансовых исследований компании CBR Лидия Кулиба на мероприятии OmniMeeting представила результаты исследования поведения украинских онлайн-покупателей. За время пандемии их количество выросло, а также изменились привычки.

Конспект доклада опубликовал Retailers. AIN.UA выбрал самое интересное.


CBR провела опрос в ноябре 2020 года, в не поучаствовали 1000 интернет-пользователей в возрасте 16+ по всей Украине.

  • 70% взрослого населения Украины пользуется интернетом. Еще год назад эта цифра была на уровне 60%.
  • Практически все интернет-пользователи уже имели опыт хоть каких-то покупок онлайн.
  • При этом почти 33% взрослого населения совершает покупки в интернете регулярно.
  • В интернете не покупают люди старшего возраста, жители малых населенных пунктов, в которых плохо работает доставка. 
  • 35% опрошенных сталкивались с мошенничеством в онлайне: когда заплатили деньги, товар не получили или получили поврежденным. Только треть из них смогли решить проблему с пользой для себя.
Слайды здесь и далее: Retailers
  • Около 45% опрошенных онлайн-покупателей имели опыт покупок в социальных сетях. Активно растет Instagram – здесь преимущественно покупают одежду, косметику, парфюмерию, аксессуары и обувь.
  • Около 48% онлайн-покупателей совершают покупки в зарубежных интернет-магазинах. Этот канал используют из-за более низких цен по сравнению с украинскими аналогами в определенных категориях. В 2020 году стали чаще покупать товары для спорта, для детей, для дома.

Топ интернет-магазинов и площадок, на которых покупают украинцы

Лидеры по числу упоминаний в большинстве категорий:

Топ-3 по категориям:

  • Техника: Rozetka, Comfy, “Алло”.
  • Косметика: Eva, Rozetka, Watsons, Prostor.
  • Одежда: Rozetka, Lamoda, Kasta, Zara.
  • Детские товары: Rozetka, “Антошка”, Kasta.

Самый популярный зарубежный сайт для покупок – AliExpress. Сейчас его популярность снижается и растет популярность других китайских сайтов, байеров для доставки более дорогих товаров.

Как оплачивают

  • 39% интернет-пользователей оплачивает покупки картой.
  • Вторым по популярности видом оплаты онлайн-покупок является наложенный платеж. В этом году популярность этого метода оплаты возросла.
  • 15% все еще оплачивает наличными курьеру.
  • 13% осуществляет перевод с карты на карту, как предоплату за товар.

Доставка

  • Около 23% онлайн покупателей получали свою последнюю покупку через “Укрпошта”. Этот канал не особо растет, но и не падает.
  • Самовывоз из пункта выдачи самих магазинов просел в первой половине года, но восстановился в конце 2020 года, поскольку офлайн открылся и люди вернулись к этому каналу получения товара.

Тоска по офлайну

Онлайн растет, однако заметно, что на карантине потребители соскучились по офлайн-шопингу. По сравнению с прошлым годом растет желание купить именно в офлайне, а не в интернете. Это приводит к некоторым корректировкам на рынке.

  • “Чистые” онлайн-игроки на рынке техники имеют тенденцию к потере своих позиций.
  • Крупные ритейлеры, которые представлены во всех форматах, не теряют свою долю рынка.
  • Ритейлеры, которые имели сильные позиции в офлайне, в период карантина начали показывать определенный рост доли онлайн-покупок. Это говорит о том, что аудитория, которая не могла делать покупки в офлайне, сделала это в интернете.