В Fedoriv Agency взялись использовать нашумевшую Clubhouse в нетипичном формате: юнит CX & Product development провел первое качественное исследование в Clubhouse в рамках проекта финансовых инвестиций. Анастасия Стратович и Влад Шпиль, CX-стратеги агентства, рассказали в своей колонке для AIN.UA о нюансах модерации фокус-группы в соцсети и результатах исследования.

Анастасия Стратович и Влад Шпиль. Фото — Fedoriv

Идея

Качественное исследование помогает быстро разобраться в любой теме, пообщавшись с живыми представителями целевой аудитории. Мы применяем его для обнаружения возможностей или проблем, с которыми сталкиваются люди. В дальнейшем эти идеи трансформируются в гипотезы.

Сейчас мы анализируем тему личных финансов, выясняем, во что люди вкладывают деньги и какие инструменты используют, каких возможностей им не хватает, какие у них страхи и опасения на этот счет.

Clubhouse как площадку для фокус-группы мы выбрали потому что там хорошо представлена наше целевая аудитория — early adopters цифровых продуктов.

Изначально использовали эту социальную сеть для первичного исследования нашей темы (desk research). Для этого искали релевантных экспертов, ходили к ним на эфиры, поднимали руку и задавали вопросы. Это очень помогло быстро и эффективно (а главное — бесплатно) углубиться в индустрию, получить ответы на свои вопросы.

Рекрутинг

В Clubhouse можно создавать приватные комнаты, в которые могут попасть только приглашенные участники. Мы рекрутировали семь человек, сделав объявление о наборе фокус-группы в Instagram. Для релевантной выборки создали скринер — профиль респондента, где прописаны все параметры подходящих нам людей.

Получилось привлечь людей разных профессий: от специалистов по кибербезопасности или блокчейн-девелоперов до сервис-дизайнеров или представителей агрокомпаний.

У нас было три основных требования: уровень дохода, опыт в личных финансах, наличие «свободных» денег для сбережений и инвестирования. Также нас интересовала занятость и род деятельности – эти параметры уточняли в личном общении.

Подготовка и реализация

Все общение в Clubhouse происходит в реальном времени, и только в аудиоформате. В комнате есть модераторы, спикеры и слушатели. Мы предварительно добавили всех участников в группу как спикеров, и любой желающий мог высказывать свое мнение.

Но для того, чтобы никто не перебивал друг друга и дискуссия не превратилась в балаган, наперед прописали в био и озвучили правила, которых участники должны были придерживаться в течение всего разговора.

Не обошлось без нескольких факапов. Мы создали комнату, отправили инвайты, заполнили био с правилами, но в последний момент пришлось создавать новую комнату и рассылать приглашения по второму кругу. Еще очень важно голосом предупредить всех респондентов о длительности эфира, чтобы дискуссия не затянулась на неопределенный срок.

Мы забыли оговорить время в начале исследования, и оказалось, что несколько человек спешат. Пришлось немного перестроить ход дискуссии, чтобы каждый успел высказаться.

Правила в био

Дискуссия получилась информативной. Нам удалось привлечь людей с разным опытом и финансовым поведением: были как те, кто просто откладывает «под подушку» или инвестирует только в традиционные инструменты (недвижимость), так и люди, которые достаточно хорошо разбираются в трейдинге на криптовалютных биржах или инвестируют на Interactive Brokers.

Такая выборка позволила собрать инсайты о достаточно полярных подходах к личным финансам. И в результате мы узнали, распоряжаются свободными деньгами в Украине, каких возможностей и инструментов сейчас не хватает на рынке.

В конце мы уже перешли к открытому разговору, в ходе которого некоторые участники давали друг другу советы по инвестированию или обсуждали партнерство в бизнесе. Бизнес matchmaking не был частью плана, но, когда выборка фокус-группы качественная, все возможно.

Плюсы и минусы

Хотя это наш первый опыт проведения исследования в Clubhouse, у нас получилось хорошо модерировать группу. Все происходило френдли, органично, дискуссия развивалась в рамках намеченной структуры. Если кому-то нужно было уйти раньше, мы уделяли ему больше времени и опрашивали быстрее.

У исследования в формате фокус-группы есть существенный минус — это живое взаимодействие людей друг с другом, зрительный контакт, в результате чего респонденты начинают влиять на мнение друг друга. Здесь модератор должен сильно фильтровать информацию и уметь максимально объективно ее интерпретировать. В нашем случае все респонденты находились в виртуальной среде, которая больше раскрепощает — они свободно делились своей позицией и меньше поддавались влиянию других.

Из минусов: функционал Clubhouse весьма ограничен. Например, возникают сложности с добавлением участников, копированием ссылок, отсутствует опция записи трансляции.

Итоги и рекомендации

В целом мы остались довольны результатом и получили много инсайтов, которые уже полным ходом применяем в работе над проектом. Будем использовать Clubhouse как инструмент для исследований и дальше.

А если вы тоже хотите, даем пошаговую инструкцию:

  1. Соберите выборку через релевантные каналы, где может быть ваша ЦА. Проведите скрининг респондентов, хорошо продумайте сам скринер. Важно, чтобы люди не только подходили для темы и по параметрам, но и умели общаться, поддерживать дискуссию на платформе. Уточните, был ли у них опыт спикера  в других комнатах.
  2. Количество людей в фокус-группе не должно превышать семи человек, а оптимально 3-5 помимо модератора. Если группа больше семи людей, ее становится сложно модерировать.
  3.  Пропишите правила в био и установите четкий таймлайн. Его стоит напоминать в эфире каждые 15-20 минут, чтобы не сбивался ход обсуждения.
  4.  4) Убедитесь, что вы создали приватную комнату.

Авторы: Анастасия Стратович и Влад Шпиль, CX-стратеги Fedoriv Agency