Исследователи антивирусной компании Avast обнаружили 204 так называемых fleeceware-приложений, которые в общей сложности достигли более миллиарда загрузок в Apple App Store и Google Play Store. Таким образом, они заработали более $400 млн. Как отмечают в Avast, некоторые флисвары списывают с по $3000 в год с одного пользователя.

Полный список обнаруженных флисвар с указанием тарифов доступен здесь. 134 из них – iOS-приложения, 70 – Android. По данным Avast, за все время разработчики этих приложений заработали $365 млн на App Store и $38,5 млн на Google Play.

Что такое “флисвара”

Такие приложения выманивают деньги у пользователей посредством распространенной free trial-модели: они предлагают бесплатно “протестировать” функциональность, но для этого необходимо ввести свои платежные реквизиты. По истечению тестового периода, если пользователь вручную не отписывается от приложения, оно начинает снимать с его карты регулярную оплату.

Казалось бы, ничего незаконного – все так делают. Но у “флисвары” есть несколько черт, которые сильно отличают их от добросовестных коллег.

  • Флисвара продолжает снимать с пользователя плату даже после того, как тот удалит приложение со своего смартфона. При этом специально отписаться от флисвары непросто – механизм отписки реализован непрозрачно и запутанно.
  • Плата за пользование неадекватно высокая, при этом польза, которую приложение дает, достаточно невелика, а то и вовсе отсутствует.

Чаще всего флисвары попадаются среди приложений с музыкальными инструментами, гороскопами, различной эзотерикой, а также считывателей QR-кодов, PDF- и фоторедакторов, симуляторов. Большинство из них не обладает никаким уникальным функционалом, но при этом стоят в разы дороже аналогов. И хотя это трудно доказать, едва ли пользователи осознанно платят за подобные приложения, ведь на рынке огромное количество более качественных и дешевых аналогов.

Тарифы у флисвар очень разные. Среди обнаруженных аналитиками Avast приложений некоторые взимали по $66 в неделю – то есть $3432 в год. Неадекватная цена даже для действительно полезного приложения, сложно представить, чтобы пользователи в здравом уме готовы были столько платить за гадание по руке.

Впрочем, большинство флисвар устанавливают тарифы в диапазоне $4-12 в неделю, то есть $208-$624 в год.

Пользователей заманивают на бесплатный пробный период. Реальная цена в такой рекламе указана где-то сбоку или бледным шрифтом – чтобы не привлекать внимание.

Существует мнение, что флисвары таргетируют преимущественно на детей и юных пользователей, которые не до конца понимают, как работают платные подписки в магазинах приложений. После этого разработчики качают деньги с карт родителей до тех пор, пока тех не насторожат непонятные списания с карты и они не начнут разбираться в проблеме.

Участились случаи, когда неадекватно дорогую подписку со временем добавляют в популярные приложения, которые изначально были бесплатными. Более того, некоторые платные приложения попались на флисвара-тактиках: они переходили на модель подписки, после чего даже те пользователи, которые ранее купили их за полную стоимость, утратили доступ к функционалу. Теперь от них требуют еще и платную подписку.

Как магазины приложений борются с флисварой

При попытке удалить приложение с активной подпиской, Google и Apple показывают сообщение, которое уведомляет пользователя о том, что с него продолжат списывать средства. И предлагает перейти в настройки управления подписками, чтобы оформить отписку.

Если вы стали жертвой флисвары, вы можете отписаться от приложения, следуя инструкциям от служб поддержки магазинов приложений. Инструкцию для iOS-пользователей можно найти здесь, для Android – здесь.