Как украинскому бизнесу запустить франшизу на западных рынках (с точки зрения защиты прав)

1216

Мария Ортинская, патентный поверенный и CEO IPStyle, в своей статье дает советы украинским предпринимателям, как запускать франшизу на зарубежных рынках с точки зрения защиты своих прав.


Запуск франшизы и выход на зарубежные рынки — то, что давно и всерьез интересует украинских предпринимателей. За последние пять лет свою территорию влияния расширили десятки украинских компаний. И продуктовых, и сервисных. Среди главных преимуществ франшизы для владельца бренда – высокие темпы роста бизнеса, более высокий доход по сравнению с Украиной, сокращение эксплуатационных расходов.

Но развитие бизнеса — это путь, и на этом пути встречаются ямы и выбоины. Вот несколько советов, как не попасть в них потенциальным франчайзерам и не растерять свою интеллектуальную собственность.

Мария Ортинская, фото предоставлено автором

Торговая марка на карте мира. Что учесть?

Прежде, чем запустить франшизу и заставить ее на себя работать, важно понимать, что соглашение о франшизе — это особый тип договорных отношений, в котором одно юридическое лицо (франчайзер) позволяет другому (франчайзи) использовать свою бизнес-модель в качестве основы для ведения своего бизнеса. 

Наряду с правом использования бизнес-модели владелец франшизы позволяет использовать свою интеллектуальную собственность, а это — торговые марки (ТМ), промышленные образцы, изобретения и прочие объекты, в зависимости от характера бизнеса. Например, ТМ являются неотъемлемой частью моделей Domino Pizza, McDonald’s, Hilton.

Здесь важно помнить, что ТМ имеют территориальный характер. А это означает, что если у вас зарегистрирована ТМ только в Украине, то и действительна она только в Украине. При выходе на рынок, скажем, Германии или США вы не только не имеете права использовать ее, но и рискуете нарушить права других компаний со схожими ТМ.

Соответственно, при создании франшизы необходимо комплексно исследовать: действительно ли то, что вы производите, найдет спрос на других рынках, и сможете ли вы зарегистрировать там свою ТМ. Ваше имя может быть уже попросту занято и придется искать другое. Так, например, немецкий ритейлер Metro Group в Польше сегодня работает как MAKRO Cash & Carry. В свое время и Burger King, когда приступил к запуску франшизы в Австралии, обнаружил, что торговая марка уже была зарегистрирована и ее владелец не хотел идти на уступки.

Потому с недавних пор некоторые компании, крупные международные владельцы франшиз регистрируют свои права интеллектуальной собственности во всем мире или в интересующих странах за много лет до начала «экспорта» для своего бизнеса.

При этом помните, что в каждой стране — свои нюансы. Например, в Китае не удастся зарегистрировать ТМ для смарт-часов, блокнотов из рисовой бумаги, азартных игр и казино. В то же время в США необходимо максимально детализировать перечень товаров и услуг при получении «местной прописки». Патентное ведомство США выдаст вамсвидетельство только для конкретного, узкого перечня услуг. Например, если вы хотите зарегистрировать ТМ для финансовых услуг, то ведомство попросит уточнить, финансовые услуги — это услуги банков, кредитных учреждений, обмен валют или операции с криптовалютами. Дабы избежать дополнительных затрат и времени на переписку, рекомендую сразу сужать и уточнять перечень для США.

Дизайн продукции. Как не потерять лицо?

Помимо бренда потребителей привлекает внешний вид продукта, его упаковка. Именно поэтому многие компании предпочитают использовать не только логотипы и узнаваемые символы в качестве своих ТМ, но и дизайн продукции — обеспечить его охрану можно путем регистрации промышленного образца. И цвет, и форма — все это отличительные черты, которые могут быть объектами правовой защиты.

Особенно это актуально для ювелирных изделий и предметов роскоши, косметической и парфюмерной продукции, продуктов питания и кондитерских изделий, бытовых электроприборов, транспортных средств и моделей одежды.

Для каждой сферы «набор» рекомендуемых промышленных образцов для регистрации может быть разным. Так, например, в ресторанном бизнесе — форма одежды персонала, предметы мебели и даже внешний вид блюда.

Как и в случае с ТМ, свидетельство на дизайн действует на территории той страны, где он зарегистрирован. Перед тем, как подавать заявку на регистрацию в ЕС, США, не поленитесь и промониторьте уже зарегистрированные решения и те, что поданы на регистрацию — не совпадают ли ваши упаковки с ними.

Сделать этого нужно не только для того, чтобы оценить свои шансы на успех, но и чтобы убедится в том, что вы не нарушаете чьи-либо права. Иначе дизайн упаковки сегодня зарегистрируете, а завтра какая-нибудь компания подаст на вас иск и потребует в судебном порядке компенсировать ущерб. Если промышленный образец охраняется, его владельцу гарантируется исключительное право на защиту от несанкционированного копирования или имитации.

Кроме того, перед тем, как подписывать соглашение о франшизе, убедитесь, что сроки действия свидетельств ваших ТМ и промышленных образцов не истекли и не требуют пролонгации.

Авторское право во франчайзинге

Во франчайзинге важна каждая деталь, которая должна быть продумана на уровне франчайзера и использоваться всеми без исключений пользователями франшизы.

Например, в фирменных магазинах звучит одна «фирменная» мелодия. Продумать концепцию и иметь файл с такой музыкой — еще не означает иметь право передать ее использование своим франчайзи. Потому еще на этапе подбора музыки, купите авторские права на нее или подпишите лицензионный договор с возможностью выдачи сублицензий другим лицам на территории потенциальных для вас рынков.

Аналогично и с моделями, селебритиз, которых привлекаете для продвижения. Скажем, используете модель на обложках, рекламных бордах и в другом промо. Тогда, подписывая контракт, укажите, что лицо вам передает право на использование изображений не только на территории одной страны — Украины, а и других.

Как раскрыть информацию и не лишиться бизнеса? Режим коммерческой тайны во франчайзинге

Во многих странах действуют законы о раскрытии информации о франшизе. Цель этих законов в том, чтобы предоставить потенциальным партнерам полную информацию для принятия решения: в каком объеме потребуются инвестиции и за сколько окупятся, сведения о регистрации прав интеллектуальной собственности и структуре бизнеса, порядок выплаты взносов и условия соглашения.

По сути, владелец франшизы раскрывает всю информацию о себе и своем детище. Включая ноу-хау, которые являются коммерческой тайной компании. Например, фирменный рецепт приготовления абрикосового джема или технологию переработки (утилизации) отходов на биогаз.

Интересы будущего пользователя франшизы понятны – он хочет все проверить на юридическую чистоту, убедиться в рентабельности и т.п. Но на практике имеют место случаи, когда после расторжения партнерства ноу-хау «уплывает» вместе с партнером или к третьей предприимчивой стороне. А иногда и еще раньше — как только вы раскроете тайну своему потенциальному франчайзи.

Чтобы этого не произошло, позаботьтесь, чтобы в необходимых вам странах информация охранялась как коммерческая тайна. Иными словами, для того, чтобы рецептура, способ приготовления продукта, база контактов подрядчиков стали коммерческой тайной, вы должны их охранять. В первую очередь, внедрить положение о коммерческой тайне в своей компании, ознакомить с документом всех сотрудников, ограничить доступ к секретным данным и дать его только тем лицам, которым действительно необходимо их знать для работы. На первый взгляд — формальности, но в случае чего — в суде вам необходимо будет доказать, что вы относились к определенной информации как к коммерческой тайне.

Также в арсенале компаний-франчайзеров есть и т.н. неюридические меры. Самые разнообразные. Например, если вам важно защитить базу поставщиков, договоритесь с ними об «эксклюзиве» в интересующих вас юрисдикциях.

Выход на зарубежные рынки — стратегически важное решение. И, если ваша компания планирует франчайзинг за пределами страны, заранее позаботьтесь о защите своих прав на этой территории. Бдительность важно проявить в отношении как случайных, так и преднамеренных нарушений.

Автор: Мария Ортинская, патентный поверенный, CEO IPStyle

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск