В Антимонопольном комитете Украины инициировали проверку ценообразования на поездки в такси по Киеву. Об этом в Facebook сообщил председатель столичного территориального отделения АМКУ Алексей Хмельницкий. Чиновники заподозрили службы такси, в том числе Uber, Bolt и Uklon в сговоре и в том, что они воспользовались своим монопольным положением на рынке, чтобы увеличить доходы в условиях карантина.

Что случилось?

5 апреля в Киеве стал первым днем очередного строгого локдауна, который городские власти объявили ранее 31 марта. В рамках локдауна киевлянам ограничили передвижение общественным транспортом – в маршрутки, автобусы, троллейбусы и метро стали пускать только по специальным проездным, которым выдали сотрудникам критической инфраструктуры. Всего в городе с населением почти 3 млн человек выдали около 500 000 таких проездных.

“И конечно же, этим мгновенно воспользовались киевские службы такси”, – пишет Хмельницкий.

Действительно, в условиях ограничения работы общественного транспорта киевляне, у которых нет личного транспорта, вынуждены были передвигаться по городу на такси. Это привело к тому, что цены на популярные службы резко подскочили из-за невероятного спроса. В некоторых районах за поездку на Uber или Bolt с Левого берега на Правый фиксировали тариф свыше 1000 грн. Пользователи в Facebook также активно обсуждали этот феномен и негодовали.

О том, почему это произошло, AIN.UA рассказал эксперт рынка такси Тарас Потичный – он заверил, что виной тому не жадные службы такси, а алгоритмы ценообразования, и уже скоро рынок стабилизируется. Действительно, уже на следующий день, когда волна интереса схлынула, цены на такси стабилизировались и вернулись к докарантинным показателям.

Однако тут в ситуацию включились чиновники.

А что АМКУ?

По словам Хмельницкого, в АМКУ поступило очень много жалоб от киевлян на резкий скачок цен на такси. Особенно негодовали в адрес Uber, Bolt и Uklon.

“Такое количество жалоб мы не можем игнорировать. Тем более, что ситуация может свидетельствовать о наличии в действиях перевозчиков и особенно организаторов таких перевозок возможных признаков нарушения, предусмотренного частью третьей статьи 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования) и / или частью первой статьи 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (злоупотребление монопольным (доминирующим) положением)”, – написал председатель столичного территориального отделения АМКУ

В связи с этим, Киевское областное территориальное отделение АМКУ начало расследование по соблюдению законодательства участниками рынка такси (а также сервисов, которые оказывают услуги на этих рынках).

В комментариях к записи пользователи отмечают, что цены на такси у вышеупомянутых компаний уже вернулись в норму, а резкий скачок, который в АМКУ расценили как злонамеренную попытку извлечь выгоду из ситуации с коронавирусом, – вполне нормальная реакция рынка на феноменальный спрос. Однако есть и те, кто похвалил инициативу чиновников и выступил за госрегулирования тарифов на такси.

Почему это интересно: видимо, в АМКУ хотят узнать, как работают алгоритмы международных и украинских сервисов, а также изучить законы рыночной экономики, когда спрос в разы превышает предложение.