Сооснователь Basecamp Джейсон Фрайд в своей колонке рассуждает о том, зачем люди становятся предпринимателями. Редактор AIN.UA подготовила сокращенный перевод.
Ранее на этой неделе я встретился с другом и коллегой-CEO за обедом. Мы работаем в совершенно разных индустриях, но как обычно, мы обсуждали работу.
Мы оба руководим компаниями уже долгое время, и мы оба построили долговременный бизнес без внешнего капитала.
Одна из тем, которых мы касались: зачем становиться предпринимателем? Не «каким предпринимателем» или нечто вроде, а на самом деле, зачем? Если добраться до сути этого вопроса, какая будет та самая, основная причина? К чему можно свести суть предпринимательства?
Для меня это: ты совершаешь вещи, которые тебе бы никто не позволил. Вот и все. Это мое мнение.
Мне не нужно спрашивать чьего-то разрешения или искать его, или пытаться заслужить его. Это — не о том, как разбогатеть (последнее — всегда случайность с очень маленькими шансами). Это — не о влиянии или власти. Возможно, вам повезло с этими вещами, но это — просто бонус (или нет).
И это не только о том, чтобы делать то, что тебе хочется. Или о свободе. Эти определения теряют детали, они — слишком общие. На самом деле, это — делать те вещи, которые вам не разрешили бы делать, если бы пришлось об этом просить. Делать несмотря ни на что.
Это — решаться на вещи, которые кажутся бессмысленными. Не подходят в стандартные схемы. Которые не кажутся логичными или долговечными.
Именно эти вещи — необычные, необъяснимые, простые радости, чтобы ни случилось — именно это и заставило меня желать предпринимательства. И оставаться таким. Как только это исчезнет, я уйду из бизнеса. Есть миллион людей, готовых лучше подчиняться вашим правилам, чем я.
Но это, само собой, — очень специфический тип предпринимателей. Это тот, кто искал деньги сам. Это предприниматель без совета директоров или другого наблюдательного органа. Тот, кто не обязан отчитываться перед людьми, получающими выгоду от его успеха. Тот, кто единственный получит под дых, если что-то пойдет не так.
Этот тип мы и выбрали.
Очевидно, быть таким предпринимателем — преимущество, но одновременно это — и обязательство. Мы в Basecamp должны совершать вещи, которые никто другой нам не позволил бы. Если мы не будем поступать так, мы теряем возможности. И позицию, в которую сами себя поставили.
Мы должны запускать вещи, которые никто бы не одобрил. Выбирать названия, которые не одобрило бы ни одно собрание. Отстаивать вещи, которые означают риск для нас, но которые одновременно являются глобально важными. Мы должны выкладывать свои деньги на стол, поскольку любой другой забрал бы у нас све. Мы должны это делать.
Мы должны запускать то, что можем реализовать только мы. Это не делает такие продукты лучше или хуже. Но это делает их нашими. И, надеюсь, если вам нравится, что мы делаем, и вашими тоже.
Вот в этом причина.