Александра Самойленко, стратег Carat Ukraine, в своей колонке для AIN.UA проанализировала рынок электронной коммерции и что изменилось за время карантина.

Более половины украинцев стали онлайн-покупателями
Благодаря COVID, рост ecommerce-рынка в Украине в 2020 году оказался взрывным. По данным EVO, вместо прогнозированных +15%, категория выросла на 41%. Это почти в два раза выше, чем средний показатель в регионе «Центральная и Восточная Европа» – 21,5% (eMarketer).

База покупателей в интернете тоже активно растет: на данный момент 55% украинцев в городах 50 000+ – это онлайн-покупатели (TNS MMI Ukraine). Преимущественно (75%) они представлены возрастной группой 25-54, меньше всего онлайн-покупателей среди пользователей в возрасте 55+.

Детское питание и строительные материалы – категории-лидеры по приросту
Главным приростом в онлайн-ритейле за 2020 год может похвастаться категория «Детского питания» (36%), которая на данный момент уже достигла 50% пенетрации среди онлайн покупателей. Следующими драйверами по приросту являются категории «Строительные материалы» (33%), «Товары для автомобилей» (32%), Электроника (30%) и «Косметика» (30%). Категория «Одежда» традиционно держит лидерство по продажам в интернете.

При этом по регулярности закупок (раз в месяц и чаще) топ-3 выглядит по-другому: главные категории тут «Продукты питания», «Одежда» и «Лекарства».

В топ-15 самых посещаемых ecommerce-площадок – OLX, Rozetka и Prom.ua.

Рост Social Shopping
Social Shopping активно развивается в мире, и ожидается, что в ближайшие годы будет набирать популярность и в Украине. Отставание от мирового тренда, в частности, связано с тем, что в Украине позже появляются функции магазинов и витрин в соцсетях. Пока что продавцы в Instagram используют «олдскульный» метод через директ-коммуникацию.
Главной социальной площадкой для продаж остается Instagram, в первую очередь для небольших локальных брендов. 12% женщин и 2,8% мужчин покупают через эту соцсеть одежду, обувь, аксессуары. Также растет спрос на товары для дома, декор и косметику.

Онлайн-магазины интегрируют на свои сайты видео и пользовательский контент
Увлеченность соцсетями ведет к нескольким важным трендам в функционировании онлайн-магазинов. Во-первых, люди привыкли к потреблению видеоконтента, и даже на страницах сайта хотят рассматривать товары в динамике. Поэтому возможность добавить видео на сайт продукта существенно улучшает восприятие потребителя.
Во-вторых, пользователи в соцсетях уже привыкли видеть рекламу от блогеров, которая транслирует личный опыт взаимодействия с брендом и реальные фото/видео товара. Наличие фото одежды на обычных людях, а не на профессиональных моделях усиливает авторитетность отзывов при покупке.
Еще один фактор влияния соцсетей – все больше онлайн-ритейлеров переходят в мобайл: либо создают приложения, либо адаптируют мобильные верстки сайтов под дизайн приложений. Ecommerce-игроки и неотъемлемые помощники в онлайн покупках – банки и службы доставки – давно и прочно обосновались в топ сайтов и приложений.

Онлайн выходит в офлайн, создавая собственные магазины
Главные три барьера, которые препятствуют покупать онлайн, – это небезопасность для личных данных, невозможность убедиться в качестве товара и невозможность примерить его.

Как ответ на эти барьеры., ecommerce развивает безопасные сделки с продавцами на маркетплейсах и создает возможности живого взаимодействия с товаром.
Онлайн выходит в офлайн, создавая собственные магазины или точки выдачи. Например, «Розетка» активно офлайнизируется, не только открывая свои магазины, но и продавая франшизу. В свою очередь Kasta открыла 50 отделений в помещениях «Укрпочты», чтобы предоставить возможность примерки. А «Новая почта» ускорила развитие сети почтоматов, чтобы стать еще ближе к дому покупателей и усилить ценность доставки (не нужно стоять в очередях, контактировать с людьми, можно забрать посылку 24/7).
Большинство из этих мероприятий направлены, в том числе, на снижение цены доставки, которая в среднем составляет от 5 до 15% стоимости покупки. С ростом количества заказов покупатели все больше будут обращать внимание на наличие бесплатной доставки в интернет-магазине и возможность бесплатного возврата.
Автор: Александра Самойленко, стратег Carat Ukraine