Американец обвинил сотрудницу в краже $200 000 из своего украинского бизнеса. Она все отрицает

Несколько лет назад предприниматель Джон Сунг Ким продал в США свою компанию Five9, переехал из Сан-Франциско в Киев и здесь собрал команду разработчиков, чтобы запустить стартап по автоматизации продаж и маркетинга JetBridge. В 2021 году бухгалтеры Джона обнаружили, что одна из топ-менеджеров JetBridge Юлия Фролова на протяжении года выводила деньги компании на собственные счета, и общая сумма их достигла $200 900. Джон в комментарии AIN.UA рассказал, что произошло. Юлия же, со своей стороны, называет эти обвинения клеветой.

Предыстория

Юлия присоединилась к команде JetBridge как операционный менеджер с момента запуска, в 2019 году. Одной из ее задач была выплата зарплат украинской команде, поэтому у нее был доступ к счетам компании. По словам Джона, первое время она хорошо справлялась со своими обязанностями. Но в 2021 году украинские операции начала мониторить команда из США и обнаружились проблемы.

«Когда было объявлено, что контроль переходит к команде в США, Юлия сказала, что заболела коронавирусом, и исчезла. Мы попросили ее предоставить бумаги из больницы, поскольку наша компания оплачивает медицинские затраты, но она отказалась. Тогда команда в США обнаружила ее мошеннические финансовые действия», — рассказывает Джон.

Детали истории

По словам Джона, финансовые специалисты JetBridge в США проверили транзакции по счетам компании и обнаружили, что Юлия использовала счета в «ПриватБанке» и счет в Payoneer, чтобы множественными транзакциями переводить себе средства компании. Это стало возможным в том числе потому, что с момента коронавирусных ограничений Джону и другим американцам стало сложнее приезжать в Украину и следить, что происходит с деньгами компании.

«По нашей текущей оценке, компания потеряла порядка $200 900 вследствие транзакций, осуществленных Юлией Фроловой. Окончательной суммы мы еще не знаем, поскольку она создала сложную сеть переводов на и со своих счетов в «ПриватБанке» и Payoneer», — рассказал предприниматель AIN.UA.

По словам предпринимателя, часть этой суммы сотрудница сняла в банкоматах: есть данные о 50 таких операций в разных банкоматах на общую сумму в $46 000. Как пример предприниматель приводит данные о снятии 60 000 грн со счета компании за 2 дня:

Скриншот предоставлен основателем компании

По словам предпринимателя, с точки зрения компании снимать деньги наличкой в банкоматах было бессмысленно, поскольку JetBridge не платит сотрудникам наличкой. Сотрудница совершала такие операции на протяжении 19 месяцев. Когда о них стало известно, она заблокировала его в Facebook и перестала выходить на связь. На днях основатель компании все же связался с ней по Zoom, встреча была безрезультатной.

«Я из Сан-Франциско, там принято уважать и продвигать женщин в IT, поскольку они в этой отрасли недопредставлены. Поэтому мы очень старались обучить Юлию, знакомить ее со знаменитыми людьми из Долины, выделить ей большую ответственность. Нам не так важны деньги, но нас неприятно поразило ее решение обманывать нас на протяжении такого длительного времени. Сейчас у меня нет цели разрушить ей жизнь, просто хочу предупредить IT-комьюнити», — говорит предприниматель.

По словам предпринимателя, часть этой суммы ($35 000) Юлия также перевела человеку по имени Виктор Кучко, живущему в Житомире. Дополнено: по данным AIN.UA, родной город Юлии – также Житомир.

Скриншот предоставлен основателем компании

По данным компании, с ноября 2019 года она также переслала с корпоративного аккаунта Stripe на свой Payoneer-аккаунт около $119 944.

Предприниматель в комментарии также подчеркнул, что не хотел бы, чтобы эта история дурно отразилась на имидже Украины и что она не повлияет на его решение вести здесь бизнес. По данным компании, Юлия — россиянка, которая сейчас живет в Украине. Сама Юлия это отрицает и говорит, что она — украинка.

Джон говорит о том, что собирается подавать заявление о действиях Юлии как в американские, так и в украинские правоохранительные органы (об интернет-мошенничестве и растрате чужого имущества).

Комментарий второй стороны

Сама Юлия называет это заявление клеветой. В комментарии AIN.UA она указала такие моменты.

  • Юлия работала в JetBridge с основания компании. Сначала нанималась туда как сейл-менеджер, но потом на нее перебросили и другие обязательства, в том числе, она отвечала за выплаты сотрудникам и закупку оборудования на месте.
  • Подписанного контракта у Юлии с JetBridge нет, и, по ее словам, Джон требовал у нее подписать такой договор задним числом (в записи Zoom-колла, которая имеется в распоряжении редакции, он не об этом говорит, а просит показать договор). У нее был доступ к счету компании, но, по словам Юлии, это был личный счет Джона в украинском банке и без его ведома проводить операции с ним она не могла. По ее же словам, в Украине у JetBridge не было зарегистрированного юрлица.
  • По версии Юлии, обвинение в краже денег возникло потому, что когда прошел аудит и выяснили, что деньги компании уходят на непонятные украинские счета, нужно было найти объяснение. По ее словам, ситуацию ухудшило то, что в марте компания потеряла нескольких крупных клиентов.
  • По словам Юлии, сотрудникам платили деньги на личные счета или наличкой. «По снятию денег с банкоматов 15-16 апреля 2021 года — это были выплаты сотрудникам зарплат наличкой. Компания частично выплачивала зарплату in cash. А 15 апреля — это payroll period», — говорит она. По версии Юлии, поскольку снимать деньги с украинского счета Джона в банке на выплаты зарплат она не могла, деньги переводились на ее личный счет или снимались в банкомате. Сам предприниматель подчеркнул, что компания никогда не выплачивала сотрудникам зарплаты наличкой и работает в правовом поле.
  • Также деньги нужно было снимать на закупку оборудования, поскольку по безналичному расчету компания не могла этого делать. Юлия предоставила несколько фото бумажных чеков на ноутбуки, купленных в киевском магазине Technoplace в 2020 году (в распоряжении редакции имеются чеки менее чем на $10 000). Но нет подтверждения того, что эта техника закупалась именно для JetBridge. Сам предприниматель также отрицает, что Юлии отдавались такие распоряжения.
  • Юлия также прокомментировала утверждение о том, что у нее — российский паспорт, показала фото украинского документа (редакция AIN.UA должна отметить, что иметь в Украине два паспорта нельзя, но многие имеют два и больше, в том числе паспорт России. Есть ли у Юлии паспорт РФ — мы не знаем).
Фото предоставлено Юлией Фроловой
  • Юлия заблокировала Джона на Facebook, потому что после его публикации ей стали приходить сообщения с обвинениями и угрозами.
  • Она созвонилась с Джоном, чтобы обсудить эту ситуацию, но стороны не пришли к соглашению.

Редакция ознакомилась с видео Zoom-колла, на котором стороны обсуждали ситуацию.

Дополнено: с разрешения Джона редакция AIN.UA публикует видео их разговора, его можно послушать по этой ссылке.

Во время колла Джон говорил о том, что Юлия снимала и переводила на свои счета десятки тысяч долларов. А также: что не знал, что компания платит кому-то из сотрудников наличкой. Юлия отвечала на эти обвинения тем, что может предоставить данные по каждой из транзакций и что это было нужно для покупки оборудования. Юлия отметила, что не знает Виктора Кучко лично, и что его карту использовали, чтобы не платить комиссию, что эти деньги позже были обналичены для покупки оборудования и выплат людям. Она также отказалась предоставить доступ к своему Payoneer-аккаунту, куда предположительно выводились деньги.

Ольга Карпенко: Пишу о стартапах с тех времен, когда еще слова такого не было:) Журналист AIN.UA с 2012 года, до этого писала об IT на Лиге. Для свази со мной: Почта | Facebook | LinkedIn