Александр Резунов, директор онлайн-кинотеатра SWEET.TV, в колонке для AIN.UA рассказал, как создавалась платформа и как украинский дубляж помог конкурировать с уже популярными OTT-сервисами.

Александр Резонов. Фото здесь и далее предоставлено автором


Украина в общемировом тренде 

Рост аудитории OTT-сервисов — общемировая тенденция последних лет. Пандемия только подстегнула развитие интерактивного интернет-телевидения, и по данным обзора PwC Media Outlook, до конца 2024-го этот сегмент мирового рынка будет расти в среднем на 13,4% в год. 

Украина также находится в общемировом тренде. На 2020 год в стране было уже порядка 850 000 платящих абонентов OTT-платформ, которые показывают самые большие темпы роста среди прочих поставщиков видео. Этому способствует популярность Smart TV и рост потребления контента через планшеты и смартфоны. На последней конференции TIM 2020 эксперты прогнозировали рост оборота в этом сегменте с 4 млрд грн (2020) до 9 млн грн (2024). 

На сегодня, согласно нашим оценкам, аудитория сервисов с лицензионным видео в Украине составляет полтора миллиона человек. Среди платформ, которые представлены на рынке, по размеру платящей аудитории лидирует Megogo, на втором месте SWEET.TV, на третьем — Oll.tv.

Таким образом, на рынке Pay TV никому уже не нужно доказывать перспективность данной сферы. Однако, для создания национальной стриминговой платформы с нуля, требуются достаточно серьезные вложения времени и ресурсов. Хотя официальная дата выхода SWEET.TV на рынок – 2017-й год, мы начали работать над этой идеей еще в 2012-м.

Основатель и инвестор сервиса SWEET.TV – украинский предприниматель Александр Витько. На первом этапе мы вложили несколько миллионов долларов в разработку платформы. Пилотную версию получили после трёх лет работы – в 2015 году. 

Идея 

На начало 2010-х у нас уже был успешный региональный проект в сфере интернет-технологий, который стал ключевым игроком в Мариуполе. Логично, что дальнейшее развитие мы увидели в технологии OTT, которая позволяла доставлять пользователю телевидение через интернет. В конце 2000-х телевизоры, компьютеры и смартфоны сильно подешевели и появились у многих. А в 2010-х рост международных ОТТ-сервисов задал новый тренд – отказ от линейного ТВ и потребление контента онлайн. В Украине на тот момент эта ниша только начинала формироваться. Определённо, это был «голубой океан».  

Мы заказали исследование пользователей онлайн-кинозалов среди жителей областных центров Украины возрастом 18-55 лет со средним доходом и выше. И среди прочего, это позволило нам выяснить, что 76% населения больших городов смотрят фильмы онлайн хотя бы 1 раз в неделю. Всего 19% из них когда-то платили за это. 

Технологии

Важным направлением разработки для нас стал интерфейс. Мы хотели, чтобы дизайн был простым, понятным и технологичным, а платформа стабильно работала в том числе на слабых устройствах. Сегодня тестирование скорости показывает, что приложение работает в 2 раза быстрее аналогов на устройствах с небольшими объемами оперативной памяти и встроенного накопителя. 

Вызовом стало качество интернета в Украине. С одной стороны, согласно последнему отчёту Speedtest Global Index, скорость связи растёт, но медленнее, чем в мире: в 2020-м мы находились на 83 месте из 190. Однако во многих областях  проблемы еще есть. Поэтому приложение написали так, чтобы оно хорошо работало на медленном интернете. Добавили возможность предварительной загрузки фильмов для просмотра в высоком качестве офлайн.

В 2017 году платформа вышла на рынок под брендом SWEET.TV. Вскоре приложение появилось на Smart TV, Google Play и App Store. Постепенно количество каналов достигло 260+, а кинозал собрал 10 000 фильмов.

В то же время на рынке возникла тенденция потреблять видео на нескольких устройствах. Мы адаптировали платформу так, чтобы можно было одновременно смотреть контент на телевизоре, смартфоне, компьютере, планшете и Xbox.

Сейчас на нашей платформе внедрена гибридная передача данных. Она позволяет устанавливать связь не только между сервером и пользователем, но и непосредственно между пользователями. Теперь каждый становится своего рода сервером для другого. В результате в пиковые часы контент не зависает. Трансляции кодируются по технологии CMAF, когда кодирование и отправка данных происходит отрезками по 10 секунд, а не 25-30, как в прошлом. Это снижает расходы и повышает качество передачи.

Помимо этого мы используем искусственный интеллект, чтобы повысить качество изображения. Метод называется Super-Resolution. Он базируется на алгоритмах, которые способны генерировать новые данные на основе существующих. Мы можем отправлять видео с разрешением 480р, а уже на устройстве адаптировать качество в 1080р. Также недавно мы внедрили технологии передачи данных Streamroot и интегрировали сервис локализации Lokalise.  

Команда

В IT-команду привлекали разработчиков со всей Украины. Впоследствии многие из новичков, работая в компании, доросли до уровня Senior и выше. Лучший пример – ІТ-директор SWEET.TV Сергей Иванец, который начинал с Junior-а. Фактически ІТ-команда развивалась вместе с платформой. Например, Android, Tizen, iOs, web приходилось осваивать самостоятельно. А сейчас основные работы проходят с Golang, ReactJS, Gatling, Swift, C#.

Быстро растущий рынок OTT-сервисов требует всё большего количества узкоспециализированных программистов. Поэтому мы решили инвестировать в этот сегмент. В прошлом году инициировали направление Cinema Tech в рамках крупнейшего в Европе IT-чемпионата DEV Challenge и провели хакатон на эту же тему с призовым фондом $50 000. Таким образом, в создании платформы поучаствовало в общей сложности около 10 000 разработчиков (компания не раскрывает количества именно штатных сотрудников, однако по данным DOU их не меньше 80 человек – ред.).

Аудитория 

С самого начала мы решили отказаться от рекламной бизнес-модели ради комфорта зрителя. У нас есть только подписка и часть контента с платным доступом. Стоимость тарифов – от 99 грн/мес до 249 грн/мес. Мы не можем включить весь контент в подписку, так как правообладатели предоставляют нам такие права не на все фильмы. Поэтому за некоторые фильмы оплата производится отдельно. 

Мы обнаружили интересную особенность: международные сервисы фокусируются на работе с рынком СНГ в целом, не учитывая локальные потребности зрителей в каждой отдельно взятой стране. Например, такие рынки, как Украина, Беларусь, Молдова воспринимаются по остаточному принципу, ведь в глобальном масштабе контент на местном языке соберет в разы меньше аудитории, чем тот, что на русском. 

Нужно было понять, важна ли локализация людям. Провели исследование и выяснили, что 63% украинцев ищут украиноязычный и украинский контент, 58% хотят смотреть этот контент на украинской онлайн-платформе. Поэтому мы сфокусировались на украинском контенте для украинцев в отличие от других платформ, которые ориентированы на СНГ и русскоязычную аудиторию.

Локализация позволила нам выделиться среди конкурентов. Когда запустили сервис, предложений на рынке, которые удовлетворяли бы этот спрос, практически не было. Фильмы, выходившие в прокат в Украине до 2006 года, редко получали украиноязычную дорожку. И даже после принятия закона, обязывающего дублировать все фильмы, что выходят в кинопрокат, многие из них так и не обзавелись качественным украиноязычным дубляжом.   

Мы стали заключать прямые контракты с Disney, Paramount, Universal, Sony и др. именно для территории Украины, а не для СНГ. Добиться этого было сложно, потому что голливудские киностудии предпочитают работать с большими рынками. Контракты открыли нам возможность за свой счет создавать эксклюзивный украиноязычный дубляж для знаменитых голливудских фильмов, у которых раньше его не было. Стоимость одного такого контракта с голливудской студией может достигать нескольких сотен тысяч долларов в год в зависимости от количества закупаемого контента.

Какие фильмы дублируем

Мы каждый месяц дублируем по несколько фильмов. Картина должна иметь рейтинг IMDb не ниже 6, считаться культовой и не иметь качественного украинского дубляжа.

Весной мы выпустили «День сурка», «Красотка», «Дневник Бриджит Джонс», первые две части «Людей в черном» и мультфильм «Шрек 2», «Криминальное чтиво», «Форрест Гамп» и «Лучший стрелок» с Томом Крузом в главной роли. Фильмы проекта посмотрели уже больше двухсот тысяч раз. Также делаем озвучку некоторых сериалов.

Сколько времени и денег нужно, чтобы создать успешный OTT-сервис в Украине

По нашим оценкам, чтобы сегодня создать аналогичный стриминговый сервис с нуля, понадобится вложить многомиллионные инвестиции в команду, оборудование, консультантов и исправление ошибок. Реализация проекта может занять 4-5 лет: около года на разработку технического задания, 36 месяцев на разработку приложений на все платформы, 6 месяцев на design & UX/UI под каждую платформу отдельно, 6 месяцев тестирование и размещение на всех платформах. 

Сроки окупаемости напрямую зависят от выбранной тактики ведения бизнеса. Важно найти правильную пропорцию между инвестициями в IT и контент. Например, если вложить слишком много в покупку дорогого контента, но при этом на сервисе не реализована мультиплатформенность, зависают трансляции и сложно разобраться в функциях, его просто не смогут смотреть. Соответственно, выйти на окупаемость будет проблематично.

Такой же принцип действует, если у вас технологичная платформа без хорошего контента.

Автор: Александр Резунов, директор SWEET.TV