Отдавая дань новой карантинной реальности и вынужденному удаленному сотрудничеству, работодатели все чаще переходят на формат remote-first и позволяют своим командам самостоятельно решать, где им удобнее работать. В связи с этим перед людьми открывается новый мир без привязки не только к рабочему креслу, а и к определенной стране. У специалистов появляются новые возможности для переезда: им необязательно «обрывать концы», бросать работу и ехать в никуда или годами искать местного работодателя, который захочет взаимодействовать с рабочей визой. Теперь можно оставить работу при себе, находясь в любой стране мира.

Но с какими трудностями сталкиваются такие смельчаки при переезде? Каких ограничений ожидать от стран и главное – почему они не хотят все же найти нового местного работодателя? Об этом поговорим с тремя специалистами, которые сменили место жительства, но продолжают сотрудничать с IT-компанией Boosta, находящейся в Украине.

Катерина Михеева, Quality Assurance Manager, Турция

Про переезд

 

Из Украины в Турцию я переехала почти 3 года назад. Тогда не многие украинские бизнесы были готовы сотрудничать на полноценном remote, как сегодня. В моей компании таких примеров вообще не было. Но мне не хотелось увольняться, поэтому решила проверить, насколько это реально организовать. 

Когда менеджер одобрил такой формат работы, единственным изменением для меня стал переход с корпоративного на личный ноутбук. Для этого перед переездом я зашла в гости к сисадминам, которые и перенесли все необходимое на мою технику. Условия же сотрудничества и социальный пакет остался без изменений. Даже дополнительной системы контроля не установили, что обрадовало. Доверие тимлида мотивирует и дает ощущение собственной ценности для компании. 

При смене места жительства гибкий график был очень кстати. Переезд всегда сопряжен с подготовкой документов и посещением государственных структур в рабочее время. Мне повезло с понимающим тимлидом. У меня была возможность отработать часы, которые тратила на поездки за документами, или даже перенести необходимый рабочий день на ближайший выходной. В общем, если есть такие условия, переезд пройдет для вас безболезненно.

Говорят, переезжающим, например, в Египет может быть сложно, ведь у них запрещено использование VPN на законодательном уровне. В моем же случае – никаких ограничений по использованию онлайн-ресурсов не было. Единственный огорчающий фактор – это интернет. Оказалось, что с покрытием в стране могут быть перебои. Поэтому первое время я работала в кафе или у родных. Однако, с другой стороны, в Турции вы не столкнетесь со внезапными сбоями электроэнергии – о любых работах они предупреждают за сутки. 

Про remote

Мой дом стал новым офисом. Для поддержки мотивации и концентрации много кто рекомендовал работать в коворкингах, но я не чувствовала потребности в четком разделении домашнего и рабочего пространства. Бывало, правда, что работала в кафе, но очень редко. Встречи в таком месте не проведешь – очень шумно. Зато после прихода карантина для меня мало что изменилось – уже привыкла работать из дома, поэтому и стресса было меньше.  

Единственным новым для меня обязательным спутником стали онлайн-звонки. Все встречи и отчетность по проделанной работе перешли в Zoom. С командой я общаюсь в Slack или почте. А по поводу количества отработанных часов ни у кого не возникало вопросов, поскольку и до переезда у меня была возможность отмечать затраченное время на выполнение каждой задачи в CRM-системе. После переезда ничего не изменилось. 

А когда я ощущаю, что становлюсь менее продуктивной, обязательно беру выходной, набираюсь сил и возвращаюсь «в строй». Отсутствие смены обстановки все равно влияет на выгорание. Поэтому важно понимать, когда вы устали, и вовремя взять передышку. Не бойтесь этого, ведь компании тоже не выгодно, если специалист будет просто просиживать на рабочем месте. Необходимо, чтобы ваша деятельность приносила результат, а со свежими мыслями это удается намного проще.

Про неформальное общение

В удаленной работе не все так безоблачно, как кажется. Если вы такой же экстраверт, как и я, может не хватать общения с командой. Иногда скучаю по компании, людям, случайным встречам и обменом новостями утром на кухне. Эти мелочи создают ощущение приобщенности к одному делу. Поэтому очень выручают регулярные командные звонки. 

Честно говоря, после прихода тотального локдауна моя работа стала еще чуточку приятнее. Ведь теперь все работают удаленно и больше меня понимают. Появилось много онлайн-активностей, в которых может принимать участие каждый вне зависимости от места нахождения. Теперь мы хотя бы раз в неделю созваниваемся в нерабочее время и обсуждаем новости или играем в онлайн-игры. Очень приятны даже такие мелочи, как доставка подарков коллегам не только по Украине, но и за ее пределами. И пускай вы получите ее чуть позже, зато ощутите, что вы такая же часть команды, как остальные, несмотря на расстояние. 

Все больше компаний сегодня переходят на режим remote-first, поэтому можно быть уверенными, что онлайн-активности никуда не денутся и после отмены карантинных мер. А значит теперь мигрантам в схожей со мной ситуации будет намного проще адаптироваться под новый для них удаленный формат работы.

Украинские компании vs местные

Турецкие работодатели заботятся о своих командах на том же уровне, что и многие украинские IТ-компании: покрывают дорогу на работу и назад, обед и страховку. Однако я все равно предпочла работать удаленно с компанией с родным мне менталитетом. Почему?

Работая в Турции важно понимать, что если ты не знаешь местный язык, к тебе будут относиться, как к туристу, и неохотно сотрудничать. Поэтому важно знать турецкий, одного английского будет недостаточно. А этим советом руководствуется далеко не каждый новоприбывший в страну. 

Еще одной культурной особенностью, характерной для многих «курортных» стран, является размеренный образ жизни. У турков это часто отражается на рабочих обязанностях. Тут людей тяжело замотивировать на оперативность и повышенную продуктивность даже финансово. Поэтому приходится контролировать выполнение задач в двойном объеме. Конечно, это описание актуально далеко не для всех, но встречается часто. А мне тяжело работать в такой атмосфере. Все-таки проактивность, которая пропагандируется в украинских компаниях, мне ближе. 

Однако есть небольшое ограничение, связанное с местоположением. К примеру, когда в Турции объявили жесткий локдаун, мне нужно было ехать на экстренную закупку продуктов. Было обидно, ведь как раз в тот день моя команда собиралась на неформальные онлайн-посиделки. 

С другой стороны для меня отдельным преимуществом оказалась разница в час при переходе на зимнее время в Украине. Зимой, когда у меня уже 9 утра, в Украине еще 8, и рабочий день почти ни у кого не начался. А значит, появляется целый час, который я могу посвятить концентрации на выполнении одной задачи без отрыва на сообщения. Очень удобно, если ты жаворонок. 

Белла Ткач, Product Manager, Израиль

Про переезд

Я переехала в Израиль на время карантина, поэтому вопрос о поиске новой компании для сотрудничества не возникал. Удаленка была для меня уже знакомой обстановкой, а команда давно привыкла к Zoom-звонкам, поскольку среди нас есть коллеги из других городов Украины. Поэтому смена места жительства мало повлияла на рабочую рутину.

В Израиле нет никаких ограничений по доступу к сайтам. Разве что стоит побеспокоиться о корректной работе корпоративной VPN для доступа к необходимым внутренним ресурсам. В моей компании этот аспект был давно налажен. К тому же в работе использую инструменты, которые достаточно распространены и в Израиле: сервисы Google Workspace, Jira, Figma и прочие. Поэтому у меня нет проблем с доступом к ним.

Про remote

После переезда я обустроила рабочее место дома, чтобы создать подобие офисной атмосферы. Хотя однажды я все же отработала полдня на пляже, но это было скорее исключение. Зато с интернетом даже вдали от Wi-Fi в Израиле проблем не ощутила. 

Оставаться мотивированной на удаленке помогают также многочисленные системы трекинга задач и прогресса. Например, Trello, Todoist и подобные сервисы для создания планов на день или декомпозиции крупных задач. В них есть возможность перетаскивать задачи в соответствующие поля в зависимости от статуса их выполнения и вычеркивать закрытые вопросы. Подобный элемент геймификации срабатывает для меня как вызов и добавляет внутреннего азарта выполнять работу оперативнее. Сами задачи я получаю и ставлю в Jira – там легко можно увидеть свою загрузку с привязкой к срокам. 

А вот отчетность перед менеджером о проделанной работе проходит в несколько уровней. В моем случае все начинается с системы Tier Meeting. Простыми словами, это общая для всей компании Excel-таблица с целями, которые декомпозируются на конкретные задачи для каждого человека. В ней можно регулярно отмечать прогресс или проблемы, которые мешают движению. Более того, всегда можно посмотреть, какие задачи стоят перед коллегами по команде, на каком они этапе – это помогает двигаться в общем направлении и не повторять ошибок друг друга. Так формируется понимание своей роли в достижении общих целей, а это мотивирует. И не важно, ты работаешь из офиса, дома или другой страны – все находятся в одном инфополе. На таком Tier Meeting мы встречаемся раз в неделю.

Также еженедельно я созваниваюсь с тимлидом онлайн и обсуждаю личные достижения в проекте, проделанную работу и дальнейшие планы. Для командного общения мы используем Skype, а с другими командами связываемся в Slack. 

Помимо этого проводим ежеквартальное планирование в формате брейншторминга – обсуждаем пожелания по улучшению продукта, креативим идеи и схему действий по их внедрению. И все это, конечно, онлайн.

В общем, все форматы отчетности легко адаптируются под удаленное сотрудничество. Благодаря постоянной коммуникации после переезда я не почувствовала нехватки информации. Не стоит бояться прозрачности в работе. Это помогает всегда понимать, что ждет вас сегодня, какие перспективы у вашего проекта, в каком направлении нужно двигаться – добавляет уверенности в завтрашнем дне. 

Про неформальное общение

Многим в удаленном формате работы не хватает именно общения. Но наша команда старается сглаживать эти недостатки, например, с помощью проведения онлайн-тимбилдингов – HR всегда стараются сделать их увлекательными. Например, можно подготовить и пронумеровать список вопросов. Потом каждый член команды в случайном порядке называет номер и отвечает на соответствующий вопрос, а другие дополняют или комментируют. Так проще найти тему для разговора, избежать неловкого молчания или раззнакомиться, если в команде много новичков. 

Украинские компании vs местные

По рассказам моих знакомых и личным наблюдениям отличий между украинскими и израильскими IT-компаниями я не заметила – одни инструменты и словарный запас. 

Однако есть культурные особенности страны, которые иногда влияют на работу. Например, шаббат. Со второй половины дня в пятницу практически все население перестает работать, даже торговые центры и магазины закрываются. А если выходные совпали с праздником, то уже после обеда в пятницу под окнами будет играть громкая музыка, а кто-то примется за барбекю.

Звуки праздника и вкусный запах мяса, конечно, немного отвлекает от работы. Люди уже гуляют, а тебе нужно заниматься задачами. Зато рабочая неделя тут начинается с воскресенья, поэтому у местных на отдых всего полтора дня. Тогда как у меня, сотрудничающей с украинской компанией, все воскресенье будет свободным. 

За последний год многие украинские компании пришли к выводу, что удаленное сотрудничество – это не проблематично и так же продуктивно. К тому же все понимают, что больше шансов на успех имеет бизнес, привлекающий экспертов и самых опытных специалистов. Однако таких людей на всех не хватит. В связи с этим бизнес накрывает новым трендом на расширение горизонтов рекрутинга. Работодатели все чаще рассматривают варианты найма иностранцев. А выбор стран и самих кандидатов уже во многом зависит от языка, на котором говорят в компании. Так, подчиняясь этому тренду, Boosta начала сотрудничество со специалистами из-за границы. Сегодня у нас в команде есть ребята, живущие в Таиланде, Испании и Польше. А вопрос, почему мигранты все равно могут быть заинтересованы в поиске работы в Украине, мы обсудили с рекрутером, которая начала с нами сотрудничать, проживая во Франции. 

Оксана Тугаева, Recruiter, Франция

Про поиск работы 

После того, как я вышла замуж за француза, уже два года живу на две страны: пару месяцев во Франции, пару – в Украине. Но решила все же сотрудничать именно с украинской компанией, ведь она ближе мне по менталитету. А поскольку я пришла к этому на карантине, все этапы отбора проходила удаленно. Даже ни разу не была в офисе. Несмотря на это, не чувствую никаких ограничений. Необходимый VPN можно скачать самостоятельно, а документы подписать в электронном формате.

Единственная разница между странами – это 1 час времени. Но мне это не мешает, поскольку люблю работать вечером. Вечер – это вообще золотое время для рекрутера, период пиковой активности кандидатов. 

Про remote

Лично мне проще работать удаленно. Это для меня не в новинку, уже давно сотрудничаю в таком формате, поэтому и карантин мало что в жизни изменил. Свой путь на remote я начала в 2017 году в норвежской аутстаффинговой компании, работающей в Украине. Тогда занимала должность HR-generalist. Работа у нас была офисная, размеренная и никто не гнался за дедлайнами. Главное – это постоянная положительная динамика, поэтому тимлид даже разрешил каждому сотруднику по желанию трижды в неделю работать удаленно. Тогда я и поняла всю прелесть подобного формата. Конечно, меня ждали некоторые трудности, поскольку в 2017 году это еще не было настолько распространенной практикой среди компаний в Украине. Например, сложности с удаленным подписанием документов. Сейчас же я без проблем могу получить любую подпись, не покидая своей квартиры. В это, конечно, внес свою лепту и карантин. 

Я вообще предпочитаю работать из дома. В кафе этого делать не получается – отвлекают звуки улицы, вопросы официантов и даже запахи еды. Сложно сконцентрироваться. К тому же музыка и окружающий шум – неблагоприятная обстановка для собеседований. 

В такой обстановке самое главное – это не жить по схеме «кровать-холодильник». Настроиться на рабочий процесс помогает поддержание режима, который был бы у меня, посещай я офис. Советы тривиальные, но рабочие. Утром нужно привести себя в порядок, надеть одежду, в которой можно выйти на улицу, а главное – вылезти из постели. А если все же настиг такой период, когда ничего не хочется и работа не идет, можно взять выходной, разгрузиться и дальше с новыми силами ворваться в работу. 

Моя ежедневная рутина мало чем отличается от типичного украинского рекрутера. В сайтах ограничений нет – во Франции все они открыты для доступа через VPN. К тому же, я не пользуюсь феноменальными инструментами – LinkedIn, Djinni, Telegram-каналы, Skyworker, Github, Indeed, личная база кандидатов, Google Meet, Jira для контроля рекрутингового процесса, а также в личных целях использую freshteam для ведения воронки, автоматизации и оптимизации процессов. Для  переписки с командой использую Slack, а для отчетности перед менеджером – Google Sheets. 

Про неформальное общение

Раньше, несмотря на удаленный формат сотрудничества, у меня была возможность прийти в офис, пообщаться с командой, заказчиками. Сейчас же я сделать это не могу как из-за места жительства, так и из-за карантина. Это немного влияет, ведь иногда не хватает общения, обмена новостями и случайных полезных для работы знакомств. Однако решить эту проблему помогают синхромитинги – неформальные встречи с командой, на которых можно не только обсудить интересующие рабочие вопросы, но и личные успехи, забавные истории или сложности.

Также у нас есть активность Random Coffee – возможность познакомиться со случайным коллегой, пообщаться за чашкой чего-то горячего или за обедом. Это позволяет узнать больше о других командах и дает ощущение причастности к большому организму, к общим целям. 

Украинские компании vs местные

В приоритете у меня была украинская компания. Я знакома с некоторыми национальными особенностями иностранных работодателей, которые зачастую могут усложнять сотрудничество. К примеру, работать с американцами мне было сложно. По долгу службы мне нужно «прощупывать» людей, выискивать их настоящие мотивы. А у американцев это тяжело определить, поскольку у них считается вежливым скрывать свое недовольство под улыбкой. Мне же как рекрутеру важно понимать, что может стать для человека стоп-фактором в подборе кандидатов. А по американским заказчикам считать такую информацию бывает сложно, тем более удаленно по видео или перепискам. С украинцами мне проще, знаю, чего ожидать.

В сотрудничестве с французами, конечно, барьером будет язык. Если вы не знаете их языка, то на одном английском не справиться. Они предвзято относятся к таким сотрудникам и для них редко найдется работа. Разве что в крупных международных компаниях, куда попасть не так уж просто.

Также немало важным фактором отказа от сотрудничества с французскими  компаниями является уровень налогов. Несмотря на то, что уровень вознаграждения во французских IT-компаниях практически на том же уровне, как и в Украине, налог на доход гораздо выше. «На руки» француз получает в разы меньше, чем мог бы, сотрудничая удаленно с другими странами. 

И напоследок, есть разница в процедуре увольнения. Иногда кажется, что Франция – это родина бюрократии. Подготовка документов для увольнения, испытательный срок и пересмотры могут длиться минимум три месяца. Поэтому французские компании увольняют людей очень редко, например, если человек совсем ничего не делает или вредит компании. Как результат, можно столкнуться с расслабленным отношением к работе у некоторых сотрудников, меньшей обязательности в выполнении задач. У нас же в компаниях зачастую к работе относятся более ответственно и на запросы отвечают оперативнее. А именно такой темп меня и драйвит.