3 июня 2021 года депутаты во втором чтении приняли законопроект №4184, он вводит НДС на онлайн-услуги компаний-нерезидентов. После того, как закон подпишет президент, и он вступит в силу, для иностранных онлайн-сервисов, которыми пользуются украинцы, вроде Facebook, Netflix, Steam, и отдельных сервисов Apple и Amazon, заработает налог в 20%, но платить его должны сами компании.
Редакция AIN.UA спросила у юристов, а также экспертов по маркетингу и рекламе, как это нововведение скажется на рынке и конечных пользователях.
Что предписывает законопроект
Законопроект дополняет 208 Налогового кодекса (о налогообложении услуг нерезидентов, которые поставляются на территории Украины) нормой о налогообложении электронных услуг. По новым правилам, электронные услуги, которые компании-нерезиденты (у которых нет в стране постоянного представительства) поставляют физлицам на территории Украины, облагаются НДС (20%). Такие компании должны регистрироваться в Украине как плательщики НДС, для них предусмотрена упрощенная процедура регистрации и подачи отчетности.
В то же время, из кодекса исключают норму о «налоге на иностранную рекламу», то есть, украинские юрлица и ФОП не должны будут платить 20% налога при покупке электронных услуг у иностранных компаний. По данным одного из авторов этого проекта, главы комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данила Гетьманцева, это правило будет касаться таких услуг, как:
- загрузка книг, фильмов, журналов;
- доступ к базам данных;
- доступ к телеканалам;
- доступ к электронным ресурсам;
- доступ к дистанционному обучению;
- облачные услуги;
- поставка программного обеспечения;
- предоставление рекламных услуг в интернете.
Если ориентироваться на этот перечень, новая норма про 20% будет касаться очень широкого списка услуг: от AWS и рекламы в Facebook или TikTok до просмотра фильмов на Netflix или покупки игр в Steam. Многие компании, которые затрагивает этот законопроект, не имеют пока в Украине представительства.
Если закон подпишет президент и он вступит в силу, его нормы заработают с 1 января 2022 года.
По тексту законопроекта, определять, что услуги оказываются пользователям в Украине, будут по коду страны SIM-карты, IP-адресу, местонахождению провайдера, платежному адресу.
Как его нормы скажутся на пользователях и тех рынках, которые она затрагивает?
Мнение юриста
Марина Томаш, бизнес-партнер практики налогового права Juscutum отмечает, что для ряда бизнеса, например, медийного/ рекламного — это может быть довольно удобными изменениями, так как данный закон убирает налог с доходов нерезидентов, который необходимо было оплачивать в размере 20%, когда нерезидент предоставлял рекламные услуги для украинского заказчика.
«По факту ранее, чтобы работать рекламному бизнесу с нерезидентом-провайдером рекламных услуг, необходимо было заплатить 20% налога на репатриацию и выступить агентом по НДС для нерезидента — это еще 20%. Теперь остается только 20% как агент по НДС — это если заказчик юрлицо, и, если заказчик физлицо, уже по новым правилам, тогда НДС за себя платит сам нерезидент», — отмечает юрист.
Кто именно должен будет платить НДС по новым правилам? Юрист отмечает, что это — иностранные компании, которые оказывают электронные услуги физлицам или ФОП (неплательщикам НДС) на территории Украины. Они платят НДС в том случае, если за год такая компания получает доход от этих услуг свыше 1 млн грн (это не относится к представительствам нерезидентов, зарегистрированным в Украине). Это будет касаться многих компаний и сервисов, от Netflix, Amazon, Apple, Airbnb и Booking и до Financial Times и Bloomberg.
О каких конкретно сервисах может идти речь? Выше мы приводили перечень типов услуг, которых касается новая норма. Марина Томаш приводит примеры конкретных сервисов:
- подписка на электронные книги или журналы: Financial Times, Bloomberg;
- предоставление доступа или загрузка фото, изображений, видео: Fex, WeTransfer;
- доступ к аудиовизуальным сочинениям, видео- и аудио сочинениям, играм, участие в таких играх, доступ к ТВ программам или их пакетам: Netflix, Amazon, Wargaming, Spotify, iTunes, Apple TV);
- доступ к информационным, коммерческим, развлекательным электронным ресурсам, размещенным на платформах общего доступа к информации/материалам: Vimeo, Behance и так далее.
- Также это касается всей рекламы в интернете.
Если же говорить о том, как новая норма повлияет на конечных пользователей, по мнению юриста, вероятно, что для них стоимость услуг вырастет на 20%. В то же время, эксперт считает, что вряд ли все указанные зарубежные компании бросятся регистрировать в Украине ООО: ведь помимо НДС есть налог на прибыль, зарплатные налоги, расходы на содержание офиса.
«Достаточно много перечисленных компаний зарегистрированы в странах, где они не платят высокие ставки корпоративного налога, а используют налоговые преимущества таких стран. Украина в этом случае не самая оптимальная страна», — отмечает юрист.
Мнение агентств
Редакция AIN.UA также спросила у агентств, которые занимаются интернет-рекламой и продвижением, о том, как законопроект повлияет на их работу. Приводим их мнения ниже.
Виктор Матвеев, Financial Manager в Netpeak Group:
Основные моменты на которые нужно будет обратить внимание с 01.01.2022 года:
- Для тех, кто платит за Google в Украине — ничего не изменится.
- Для тех, кто платит за Facebook, TikTok и прочие сервисы с личных карт физических лиц, — стоимость рекламы увеличится на 20%.
- Счета на рекламу в Facebook, TikTok для физических лиц, ФОП на едином налоге с Украины будут выставляться с +20% НДС.
- Юридическим лицам не будет выгодно пополнять рекламу через карты обычного физического лица, т.к. проще будет заплатить с р/с за данные услуги, в частности украинским компаниям-резидентам.
- Компании (юридические лица) и ФОП смогут заказывать услуги рекламы без «налога на репатриацию» у нерезидентов, уплачивая при этом только НДС. Но, для таких лиц останется основной вопрос: будут ли компании-нерезиденты предоставлять закрывающие документы? Т.к. их отсутствие — путь к проблемам с налоговой в Украине в части выплат нерезиденту.
- Украинские компании смогут предложить услугу по размещению рекламы у нерезидентов, в т.ч. пополнения сервисов (Google, Facebook, TikTok и прочих), и самое главное — предоставить закрывающие документы без рисков для клиентов.
- Рынок рекламных услуг в данной части станет более конкурентным, прозрачным и понятным как компаниям-нерезидентам, предоставляющим рекламные услуги, государству, компаниям, которые размещают рекламу, а также компаниям-резидентам Украины, которые предоставляют рекламные услуги.
В итоге рынок рекламы станет цивилизованнее и прозрачнее, но мелким и малым бизнесам реклама станет дороже на 20%.
Максим Саваневский, управляющий партнер агентства Plusone Social Impact:
Оскільки компанія Google вже давно є легальним платником податків в Україні, реклама, розміщена через її сервіс, оподатковується ПДВ. Тому на зміни тут якісь очікувати немає сенсу.
Інша ситуація з Facebook (соцмережі Facebook, Instagram та Facebook Messenger). Наразі механізм нарахування ПДВ для цієї платформи невідомий. Є два варіанти:
- Перший – ціна для українського рекламодавця зросте на 20%, другий – ціна не зміниться, і Facebook буде фактично віддавати частину свого прибутку українській державі.
- В другий варіант не сильно віриться, адже в такий спосіб Facebook створює прецедент і прямо вказує, що в принципі готовий ділитись своїми прибутками з державами.
Тому я б розглядав радше варіант автоматичного зростання ціни для українських рекламодавців на 20%. Але великі системні українські рекламодавці (банки, рітейл, виробники FMCG і т.д.) й так вже сплачують ПДВ. Адже вони вже є платниками ПДВ.
Основним механізмом оплати реклами у Facebook та Instagram є банківська картка.
Оскільки Facebook не надає жодних документів, які вимагає Фіскальна служба для підтвердження наданих послуг, єдиним легальним інструментом є прив’язка картки ФОПа. Якщо рекламодавець-платник ПДВ купує у ФОПа рекламу на 100 000 грн, рекламодавець перераховує ФОПу 100 000 грн (з яких ФОП сплачує державі 5000 грн), і ще 20 000 платник ПДВ платить теж державі.
Тобто з суми 120 000 грн (в т.ч. ПДВ), які рекламодавець виділив на рекламу, держава отримає 25 000 грн.
В разі створення легального механізму, за яким українські компанії, які є платниками ПДВ, будуть оплачувати рекламу напряму у Facebook, податкові надходження в держави навіть зменшаться, адже тепер не потрібна буде проміжна ланка у вигляді ФОПа, і в результаті держава зі 120 000 грн отримає замість 25 000 податків лише 20 000 грн.
Що стосується рекламодавців, які не є платниками ПДВ, то ціна для них дійсно може зрости на 20%. Але таке зростання ціни є досить великим, тому тут точно з’являтимуть легальні обхідні механізми оплати реклами. Наприклад, коли оплата за послуги буде здійснюватись через посередника, який перебуває в країні, яка не платить ПДВ за послуги у Facebook.
Алексей Лях, совладелец MarTech-агентства newage.:
Сначала расскажу о том как это повлияет на бизнес. Для части ничего не поменяется, для других стоимость рекламы увеличиться на 20% НДС
Большой бизнес и так платит НДС. Или на юрлицо Google, которое уже давно есть в Украине, или через биллинг партнера (представительства компаний, которых еще нет в Украине), который берет процент за то, что по официальным договорам покупает эти услуги у западных кампаний. Так последние несколько лет плательщики НДС покупали рекламу в Facebook, или оплачивали другие сервисы, в том числе нерекламные.
По сути изменения коснутся малого и среднего бизнеса, который работает без НДС — для них стоимость рекламы вырастет на 20%. Это коснется тех кто оплачивал подобные услуги или пополнял аккаунты с физических карточек. Для них это — дополнительный налог, и они пострадают больше всего, ведь их обяжут это платить.
Поставщики рекламы, Google, Facebook TikTok и прочие, если они последуют этому закону, будут обязаны зарегистрироваться в Украине и платить 20% сверх стоимости рекламы в бюджет Украины. Пункт НДС, который каждый видит в чеках из супермаркетов, теперь появится и в квитанциях на пополнение рекламного кабинета.
Если крупные игроки, Facebook, Twitter, Snapchat, Pinterest и другие зайдут в Украину, это может отразиться на биллинговых компаниях. У плательщиков НДС не будет причин покупать через них, когда можно напрямую работать с украинским филиалом.
Теперь о рынке в целом.
Государство планирует «привести» представителей крупных сервисов в Украину, я считаю, это — хороший шаг. Наш рынок будет расти, и так мы точно будем заметней на их радарах.
Государство хочет, в том числе, на этих услугах получать НДС, пополнять казну. Да, это — новый налог, но он уравновешивает всех игроков. Google играет в долгую, он давно зашел в Украину, сделал юрлицо и компании, которые платят НДС, могли напрямую покупать у Google. Теперь его обяжут платить налог и с тех, кто платил по карточкам. Это в целом нормализует экономику.
По сути ситуация близка к обычным продуктам. Когда приходишь в магазин и за 60 грн покупаешь шампунь, в нем 50 грн — цена шампуня и 10 грн — НДС, это может быть указано на ценнике, и это точно будет указано в чеке. Тот же шампунь мог кто-то завезти из-за границы: минуя таможню, не регистрируя доходы и в обход любых налогов, включая НДС. Конечно, «нелегал» будет дешевле, но для экономики и государственного бюджета это плохо.