3 июня 2021 года депутаты во втором чтении приняли законопроект №4184, он вводит НДС на онлайн-услуги компаний-нерезидентов. После того, как закон подпишет президент, и он вступит в силу, для иностранных онлайн-сервисов, которыми пользуются украинцы, вроде Facebook, Netflix, Steam, и отдельных сервисов Apple и Amazon, заработает налог в 20%, но платить его должны сами компании.

Редакция AIN.UA спросила у юристов, а также экспертов по маркетингу и рекламе, как это нововведение скажется на рынке и конечных пользователях.

Что предписывает законопроект

Законопроект дополняет 208 Налогового кодекса (о налогообложении услуг нерезидентов, которые поставляются на территории Украины) нормой о налогообложении электронных услуг. По новым правилам, электронные услуги, которые компании-нерезиденты (у которых нет в стране постоянного представительства) поставляют физлицам на территории Украины, облагаются НДС (20%). Такие компании должны регистрироваться в Украине как плательщики НДС, для них предусмотрена упрощенная процедура регистрации и подачи отчетности.

В то же время, из кодекса исключают норму о «налоге на иностранную рекламу», то есть, украинские юрлица и ФОП не должны будут платить 20% налога при покупке электронных услуг у иностранных компаний. По данным одного из авторов этого проекта, главы комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данила Гетьманцева, это правило будет касаться таких услуг, как:

  • загрузка книг, фильмов, журналов;
  • доступ к базам данных;
  • доступ к телеканалам;
  • доступ к электронным ресурсам;
  • доступ к дистанционному обучению;
  • облачные услуги;
  • поставка программного обеспечения;
  • предоставление рекламных услуг в интернете.

Если ориентироваться на этот перечень, новая норма про 20% будет касаться очень широкого списка услуг: от AWS и рекламы в Facebook или TikTok до просмотра фильмов на Netflix или покупки игр в Steam. Многие компании, которые затрагивает этот законопроект, не имеют пока в Украине представительства.

Если закон подпишет президент и он вступит в силу, его нормы заработают с 1 января 2022 года.

По тексту законопроекта, определять, что услуги оказываются пользователям в Украине, будут по коду страны SIM-карты, IP-адресу, местонахождению провайдера, платежному адресу.

Как его нормы скажутся на пользователях и тех рынках, которые она затрагивает?

Мнение юриста

Марина Томаш, бизнес-партнер практики налогового права Juscutum отмечает, что для ряда бизнеса, например, медийного/ рекламного — это может быть довольно удобными изменениями, так как данный закон убирает налог с доходов нерезидентов, который необходимо было оплачивать в размере 20%, когда нерезидент предоставлял рекламные услуги для украинского заказчика.

«По факту ранее, чтобы работать рекламному бизнесу с нерезидентом-провайдером рекламных услуг, необходимо было заплатить 20% налога на репатриацию и выступить агентом по НДС для нерезидента — это еще 20%. Теперь остается только 20% как агент по НДС — это если заказчик юрлицо, и, если заказчик физлицо, уже по новым правилам, тогда НДС за себя платит сам нерезидент», — отмечает юрист.

Кто именно должен будет платить НДС по новым правилам? Юрист отмечает, что это — иностранные компании, которые оказывают электронные услуги физлицам или ФОП (неплательщикам НДС) на территории Украины. Они платят НДС в том случае, если за год такая компания получает доход от этих услуг свыше 1 млн грн (это не относится к представительствам нерезидентов, зарегистрированным в Украине). Это будет касаться многих компаний и сервисов, от Netflix, Amazon, Apple, Airbnb и Booking и до Financial Times и Bloomberg.

О каких конкретно сервисах может идти речь? Выше мы приводили перечень типов услуг, которых касается новая норма. Марина Томаш приводит примеры конкретных сервисов:

  • подписка на электронные книги или журналы: Financial Times, Bloomberg;
  • предоставление доступа или загрузка фото, изображений, видео: Fex, WeTransfer;
  • доступ к аудиовизуальным сочинениям, видео- и аудио сочинениям, играм, участие в таких играх, доступ к ТВ программам или их пакетам: Netflix, Amazon, Wargaming, Spotify, iTunes, Apple TV);
  • доступ к информационным, коммерческим, развлекательным электронным ресурсам, размещенным на платформах общего доступа к информации/материалам: Vimeo, Behance и так далее.
  • Также это касается всей рекламы в интернете.

Если же говорить о том, как новая норма повлияет на конечных пользователей, по мнению юриста, вероятно, что для них стоимость услуг вырастет на 20%. В то же время, эксперт считает, что вряд ли все указанные зарубежные компании бросятся регистрировать в Украине ООО: ведь помимо НДС есть налог на прибыль, зарплатные налоги, расходы на содержание офиса.

«Достаточно много перечисленных компаний зарегистрированы в странах, где они не платят высокие ставки корпоративного налога, а используют налоговые преимущества таких стран. Украина в этом случае не самая оптимальная страна», — отмечает юрист.

Мнение агентств

Редакция AIN.UA также спросила у агентств, которые занимаются интернет-рекламой и продвижением, о том, как законопроект повлияет на их работу. Приводим их мнения ниже.

Виктор Матвеев, Financial Manager в Netpeak Group:

Основные моменты на которые нужно будет обратить внимание с 01.01.2022 года:

  1. Для тех, кто платит за Google в Украине — ничего не изменится.
  2. Для тех, кто платит за Facebook, TikTok и прочие сервисы с личных карт физических лиц, — стоимость рекламы увеличится на 20%.
  3. Счета на рекламу в Facebook, TikTok для физических лиц, ФОП на едином налоге с Украины будут выставляться с +20% НДС.
  4. Юридическим лицам не будет выгодно пополнять рекламу через карты обычного физического лица, т.к. проще будет заплатить с р/с за данные услуги, в частности украинским компаниям-резидентам.
  5. Компании (юридические лица) и ФОП смогут заказывать услуги рекламы без «налога на репатриацию» у нерезидентов, уплачивая при этом только НДС. Но, для таких лиц останется основной вопрос: будут ли компании-нерезиденты предоставлять закрывающие документы? Т.к. их отсутствие — путь к проблемам с налоговой в Украине в части выплат нерезиденту.
  6. Украинские компании смогут предложить услугу по размещению рекламы у нерезидентов, в т.ч. пополнения сервисов (Google, Facebook, TikTok и прочих), и самое главное — предоставить закрывающие документы без рисков для клиентов.
  7. Рынок рекламных услуг в данной части станет более конкурентным, прозрачным и понятным как компаниям-нерезидентам, предоставляющим рекламные услуги, государству, компаниям, которые размещают рекламу, а также компаниям-резидентам Украины, которые предоставляют рекламные услуги.

В итоге рынок рекламы станет цивилизованнее и прозрачнее, но мелким и малым бизнесам реклама станет дороже на 20%.

Максим Саваневский, управляющий партнер агентства Plusone Social Impact:

Оскільки компанія Google вже давно є легальним платником податків в Україні, реклама, розміщена через її сервіс, оподатковується ПДВ. Тому на зміни тут якісь очікувати немає сенсу.

Інша ситуація з Facebook (соцмережі Facebook, Instagram та Facebook Messenger). Наразі механізм нарахування ПДВ для цієї платформи невідомий. Є два варіанти:

  • Перший – ціна для українського рекламодавця зросте на 20%, другий – ціна не зміниться, і Facebook буде фактично віддавати частину свого прибутку українській державі.
  • В другий варіант не сильно віриться, адже в такий спосіб Facebook створює прецедент і прямо вказує, що в принципі готовий ділитись своїми прибутками з державами.

Тому я б розглядав радше варіант автоматичного зростання ціни для українських рекламодавців на 20%. Але великі системні українські рекламодавці (банки, рітейл, виробники FMCG і т.д.) й так вже сплачують ПДВ. Адже вони вже є платниками ПДВ.

Основним механізмом оплати реклами у Facebook та Instagram є банківська картка.

Оскільки Facebook не надає жодних документів, які вимагає Фіскальна служба для підтвердження наданих послуг, єдиним легальним інструментом є прив’язка картки ФОПа. Якщо рекламодавець-платник ПДВ купує у ФОПа рекламу на 100 000 грн, рекламодавець перераховує ФОПу 100 000 грн (з яких ФОП сплачує державі 5000 грн), і ще 20 000 платник ПДВ платить теж державі.

Тобто з суми 120 000 грн (в т.ч. ПДВ), які рекламодавець виділив на рекламу, держава отримає 25 000 грн.

В разі створення легального механізму, за яким українські компанії, які є платниками ПДВ, будуть оплачувати рекламу напряму у Facebook, податкові надходження в держави навіть зменшаться, адже тепер не потрібна буде проміжна ланка у вигляді ФОПа, і в результаті держава зі 120 000 грн отримає замість 25 000 податків лише 20 000 грн.

Що стосується рекламодавців, які не є платниками ПДВ, то ціна для них дійсно може зрости на 20%. Але таке зростання ціни є досить великим, тому тут точно з’являтимуть легальні обхідні механізми оплати реклами. Наприклад, коли оплата за послуги буде здійснюватись через посередника, який перебуває в країні, яка не платить ПДВ за послуги у Facebook.

Алексей Лях, совладелец MarTech-агентства newage.:

Сначала расскажу о том как это повлияет на бизнес. Для части ничего не поменяется, для других стоимость рекламы увеличиться на 20% НДС

Большой бизнес и так платит НДС. Или на юрлицо Google, которое уже давно есть в Украине, или через биллинг партнера (представительства компаний, которых еще нет в Украине), который берет процент за то, что по официальным договорам покупает эти услуги у западных кампаний. Так последние несколько лет плательщики НДС покупали рекламу в Facebook, или оплачивали другие сервисы, в том числе нерекламные.

По сути изменения коснутся малого и среднего бизнеса, который работает без НДС — для них стоимость рекламы вырастет на 20%. Это коснется тех кто оплачивал подобные услуги или пополнял аккаунты с физических карточек. Для них это — дополнительный налог, и они пострадают больше всего, ведь их обяжут это платить.

Поставщики рекламы, Google, Facebook TikTok и прочие, если они последуют этому закону, будут обязаны зарегистрироваться в Украине и платить 20% сверх стоимости рекламы в бюджет Украины. Пункт НДС, который каждый видит в чеках из супермаркетов, теперь появится и в квитанциях на пополнение рекламного кабинета.

Если крупные игроки, Facebook, Twitter, Snapchat, Pinterest и другие зайдут в Украину, это может отразиться на биллинговых компаниях. У плательщиков НДС не будет причин покупать через них, когда можно напрямую работать с украинским филиалом.

Теперь о рынке в целом.

Государство планирует «привести» представителей крупных сервисов в Украину, я считаю, это — хороший шаг. Наш рынок будет расти, и так мы точно будем заметней на их радарах.

Государство хочет, в том числе, на этих услугах получать НДС, пополнять казну. Да, это — новый налог, но он уравновешивает всех игроков. Google играет в долгую, он давно зашел в Украину, сделал юрлицо и компании, которые платят НДС, могли напрямую покупать у Google. Теперь его обяжут платить налог и с тех, кто платил по карточкам. Это в целом нормализует экономику.

По сути ситуация близка к обычным продуктам. Когда приходишь в магазин и за 60 грн покупаешь шампунь, в нем 50 грн — цена шампуня и 10 грн — НДС, это может быть указано на ценнике, и это точно будет указано в чеке. Тот же шампунь мог кто-то завезти из-за границы: минуя таможню, не регистрируя доходы и в обход любых налогов, включая НДС. Конечно, «нелегал» будет дешевле, но для экономики и государственного бюджета это плохо.