В колонке для AIN.UA Максим Нестерук, руководитель дизайн отдела в компании AllRight, рассказывает, чем отличается работа UX-дизайнеров на аутсорсе от продуктовых команд и объясняет, в каких случаях стоит задуматься о переходе. 

Максим Нестерук. Фото — автора

Термин User Experience обозначает пользовательский опыт. Пользовательский опыт нельзя создать, но можно спроектировать продукт, который будет учитывать боли и потребности пользователей. Именно такой подход называется UX-дизайном.

UX-дизайнер — специалист, который решает задачи бизнеса с помощью знаний о целях, страхах, привычках, психологии и даже мелкой моторике пользователей.

Разработка современных продуктов редко обходится без UX-дизайнера — такой специалист нужен, чтобы создать понятный прототип, проверить гипотезы, провести тесты и описать пользовательские сценарии. Стартапы и компании делают выбор из двух вариантов: делегировать дизайн на аутсорс или собирать внутреннюю дизайн команду. Поэтому на рынке труда перед UX-специалистами возникает выбор: аутсорс команда или продуктовая компания. 

Я 7 лет работал на аутсорсе, а потом перешел на in-house позицию в компанию AllRight. Сейчас работаю над продуктом для обучения детей английскому. Сравнивая этот опыт, рассказываю, чем отличаются процессы на аутсорсе и в продукте изнутри.

Отличие №1: Конечный пользователь

Аутсорс: конечный клиент дизайнера — бизнес клиент, а не реальный пользователь. Все внимание команды сфокусировано на том, чего хочет заказчик и как ему угодить. Намного тяжелее заботиться о конечных пользователях, когда приходится делать то, что нужно заказчику, и долго согласовывать с ним ту или иную функцию.

Продукт: фокус внимания смещается на конечного пользователя. Для всей команды в приоритете понять, чего хочет человек по ту сторону экрана, и дать ему это. Нужно выяснить как он думает, почему ведет себя определенным образом и что ему удобнее. Все хотят сделать продукт лучше для конечного клиента, чтобы им пользовались больше и показатели бизнеса росли.

Отличие №2. Обратная связь от пользователей \ поддержка

Аутсорс: фактически нет возможности контактировать с конечным пользователем. В начале разработки можно собрать респондентов для интервью, но не получится улучшать продукт под их дальнейшие запросы. Поддержка большого существующего продукта и работа с обратной связью пользователей — очень редкая практика.

Продукт: команда постоянно анализирует влияние дизайна на поведение пользователей, что, в свою очередь, влияет на показатели бизнеса. Новые дизайн-решения тестируются. Есть возможность организовать интервью с реальными пользователями продукта или провести количественное исследование. Таким образом дизайнеры понимают, что действительно важно клиентам, и делают сайты или приложения еще удобнее для них.

Отличие №3: Иерархия и ответственность

Аутсорс: иерархия в дизайне четче — есть Junior, Middle, Senior специалисты, которые работают с арт-директором или руководителем отдела дизайна. В аутсорсе проще новичкам, потому что зона ответственности сильно ограничена требованиями проекта. Каждый сотрудник четко знает, какие задачи он должен выполнять, и редко выходит за рамки этих ограничений.

Продукт: в такие команды ищут более самостоятельных сотрудников, которым дают как больше возможностей, так и больше ответственности. Меньше градация по уровням и задачам — продуктовый дизайнер универсален и независим в рамках своей части продукта. В продуктовой команде намного легче проявить инициативу и предложить подтвержденную исследованиями гипотезу, которую вся команда воплотит в жизнь.

Отличие №4. Вовлеченность в проект

Аутсорс: уровень вовлечения иногда очень низкий. Сказывается физическая и эмоциональная отдаленность от заказчика. Из-за ориентации компании на определенные ниши, например интернет-магазины, лендинги, CRM системы, или мобильные приложения, задачи часто бывают типичными и краткосрочными. В них не нужно глубоко погружаться, либо на это не выделен бюджет. Например, если стоит задача сделать сайт для продажи наручных часов, дизайнер просто посмотрит, как выглядят магазины конкурентов и с учетом брифа с пожеланиями клиента нарисует макеты. После сдачи проекта не всегда понятно, будет ли работа по нему продолжаться. Часто о нем просто забывают.

Продукт: вовлеченность в работу намного выше. Продукт не может внезапно “закончиться” и нет гнетущего чувства, что это “до конца месяца” или “пока клиент платит”. Это надолго, без ограничений. Нет ощущения потраченных впустую сил. У дизайнеров есть возможность изучить аналитику продукта и провести исследования. Например, продуктовым дизайнерам того же сайта продажи наручных часов нужно будет разбираться, как люди носят часы, как часто они их покупают, как они их выбирают, себе или на подарок и т.д. Продукт заставляет дизайнера изучать любую задачу намного глубже, а не поверхностно.

Отличие №5. Риски нестабильности

Аутсорс: это большой риск. Бывает, что у компании нет заказчиков, а у дизайнеров — работы. Этот риск есть постоянно — любой проект на любой стадии может неожиданно закрыться и от дизайнеров почти всегда это не зависит. Не все компании эти риски покрывают и если нет работы, дизайнеры могут ждать следующего проекта без зарплаты. Кроме того, без активного проекта дизайнеры не развиваются и страдают.

Продукт: намного меньше вероятность, что продукт закроется, если компания стабильна и дела идут хорошо. У дизайнеров в продуктовых командах намного меньше рисков внезапно остаться без работы.

Когда дизайнеру стоит задуматься о переходе

Важно понять, что в работе приносит удовольствие больше всего и понять, насколько удается достигать желаемого на текущем месте.

В продуктовую команду точно нужно любознательному дизайнеру, которому интересно разобраться в задаче, докопаться до истины и найти ответы. Для многих задач на аутсорсе подходят быстрые пути решения, но в продуктовой команде подход глубже. Многие результаты работы продуктовых команд получаются от тех решений, которые не лежат на поверхности.

В аутсорсе будет комфортнее тем дизайнерам, которые не любят глубоко вникать в обратную связь о работе. Если после того, как проект сделан, дальше интересно скорее начать новый проект с чистого листа, аутсорс подходит.

Подумайте, что для вас является критерием “работа сделана хорошо”. Если это довольный заказчик и больше проектов в портфолио — это аутсорс. Если конечный пользователь, чья жизнь стала лучше от удобного сервиса или приложения — продукт.

Нельзя сказать, что какой-то из вариантов работы однозначно лучше для всех дизайнеров. Отталкивайтесь от рабочих привычек и ожиданий от результатов своей работы. И пробуйте разные варианты — только так можно понять, что помогает реализовываться сильнее всего.

Автор: Максим Нестерук, руководитель дизайн отдела в компании AllRight