Винод Хосла – архетипичный пример воплощения американской мечты. Он приехал в Кремниевую долину из Индии с идеей о создании новой Intel и после нескольких неудач стал сооснователем и главой чрезвычайно успешной компании Sun Microsystems в 1982 году.
Заработав на предпринимательстве, он с 1987 года вкладывает свои деньги в сотни стартапов, ища среди них «черных лебедей», способных на технологические прорывы. Хосла сознательно инвестирует в проекты с 90%-ной вероятностью краха, не уставая повторять мантру о том, что значимы лишь успехи, а о неудачах никто не вспомнит.
Его пример – яркое тому подтверждение. Он три раза неудачно пытался создать стартапы до основания Sun, он инвестировал в никудышные бизнесы и озвучивал прогнозы, которые сейчас кажутся смешными. Но это не сделало его лузером. Все видят Хослу выдающимся венчурным капиталистом с $2,7-миллиардным личным состоянием, и сотни выпускников Стэнфорда собираются в полный зал, чтобы послушать его советы о том, как достичь успеха.
AIN.UA приводит историю Винода Хослы, которого называют радикальным мыслителем и агитатором Кремниевой долины.
Воплощение мечты о стартапе
Винод Хосла родился в 1955 году в Индии. Он вырос в Нью-Дели в семье военного офицера, но решил связать свою судьбу с бизнесом и технологиями. В 16-летнем возрасте от прочел статью об основании корпорации Intel в индийском издании Electronic Engineering Times и загорелся мечтой о запуске аналогичной технологической компании.
Отучившись на инженера-электрика, Винод в 20-летнем возрасте пытался создать в Нью-Дели стартап по производству соевого молока для бедных семей, не имевших холодильников. Однако, столкнувшись с трудностями, Хосла отказался от этого проекта и собрал чемоданы для отъезда из Индии. Он потерял терпение в том числе из-за того, что в Нью-Дели нужно было 7 лет стоять в очереди на подключение телефона.
«С юных лет я был влюблен в идею создания стартапа, – рассказал Винод в интервью Economic Times. – Я помню, как читал о появлении Intel, как эту компанию запустили несколько человек, одним из которых был венгерский иммигрант Эндрю Гроув, который позже стал моим другом. Мысли о том, что иммигрант может поехать в Кремниевую долину, получить там финансирование и запустить компанию, будоражили мое воображение, учитывая индийскую действительность».
В 1976 году Винод прибыл в США и в течение последующих трех лет отучился на биоинженера в Университете Карнеги-Меллона. Мечты о создании стартапа привели его в Кремниевую долину, где он получил степень MBA в Стэнфордском университете в 1979 году и приобрел ценные знакомства.
Вскоре после Стэнфорда Хосла запустил компанию Daisy Systems, выпускавшую ПО для проектирования электроники. Но работа в Daisy Systems разочаровала его тем, что в начале 1980-х было гораздо проще написать программы, чем собрать компьютер, на котором они могли бы работать.
«В дни Daisy Systems мы писали CAD-приложения, CAE-приложения, программы для компьютерного проектирования. Мы потратили большую часть наших денег и еще привлекли некоторый венчурный капитал на создание рабочей станции. А затем немного денег – на разработку приложений. И я заметил, что другие люди тоже хотят писать программы, но им не на чем их запускать. Поэтому идея создания Sun родилась из идеи, что компании подобные Daisy Systems не имеют вычислительной платформы – компьютера, на котором они могут развиваться», – вспоминает Хосла.
Когда Хосла увидел рабочую станцию SUN (Stanford University Networks – Сеть Стэнфордского Университета), собранную аспирантом Стэнфорда Энди Бехтольшаймом, то принялся уговаривать его сделать совместный бизнес на создании вычислительных систем. Винод решил покинуть Daisy Systems, чтобы помочь в запуске компьютерного стартапа Энди Бехтольшайму и его другу Скотту Макнили.
Примечательно, что Хосла и Макнили в 1981 году запустили почти никому неизвестный стартап The Data Dump который привлек венчурное финансирование на три месяца раньше Sun, но стал, по словам Макнили, «огромной катастрофой».
Наконец, в 1982 году Хосла, Макнили и Бехтольшайм образовали легендарную Sun Microsystems, ставшую одним из крупнейших производителей серверов и рабочих станций. Компания с первых лет стала прибыльной и долгие годы была чрезвычайно успешной. Хосла возглавлял Sun до 1984 года и заработал достаточно денег, чтобы начать жить в свое удовольствие.
Карьера венчурного капиталиста в Kleiner Perkins
Хосла называет множество причин своего ухода из Sun. По его словам, у него всегда была мечта разбогатеть и уйти на пенсию раньше 30-летнего возраста, и он увидел шанс ее осуществить. К тому же ему не нравился совет директоров Sun, у него было иное видение на внедрение инноваций, и он уже был одержим новым увлечением. «Я начал заниматься дизайном мебели, поскольку проектирование всегда было моей страстью», – вспоминает Хосла.
Однако его увольнение длилось недолго. В 1986 году инвестор Sun Джон Дуерр уговорил Винода попробовать поработать «неполный день» в венчурной компании Kleiner Perkins. И эта деятельность затянула его на следующие 18 лет.
По словам Хослы, он не планировал оставаться в Kleiner надолго, но пообщавшись на этой работе со множеством стартаперов и проникнувшись их новаторскими идеями, он страстно захотел помочь некоторым из них запустить бизнесы таким же образом, как он сам в 1982 году запустил Sun. По утверждению Хослы, он стал «венчурным помощником», а не «венчурным капиталистом», так как его настоящая мотивация была в создании компаний, а получение прибылей и другие финансовые вопросы его мало интересовали.
«Я трачу около 10% моего времени на оценивание новых стартапов и менее 1% моего времени уходит на то рассмотрение финансовых аспектов сделки. – рассказывал Хосла в 1999 году в интервью Silicon India. – Я расходую 90% моего времени на помощь компаниям после того, как инвестировал в них – в стратегию, в тактики, в транзакции, в связи, в найм сотрудников, во внедрение чего-нибудь, во все процессы построения компании».
Работая в Kleiner Perkins, Винод помог стартовать производителю оборудования для оптоволоконных сетей Cerent, за которого в 1999 году корпорация Cisco заплатила $6,9 млрд. В 1996 году Хосла вложил в Cerent лишь $8 млн в обмен на 30% акций компании, и спустя всего 2,5 года эти акции превратились в $2 млрд.
Своей лучшей сделкой в Kleiner Perkins, и, возможно, в истории венчурного инвестирования, Винод называет вложение $5 млн в запуск компании Juniper Networks, продукция которой изменила траекторию развития интернета. По словам Хослы, эта инвестиция превратилась в $7 млрд. Имея в своем портфолио подобные сделки, инвестор может совершать десятки любых глупых инвестиций в неудачные стартапы, не волнуясь за свои имидж и финансовое благополучие.
«Хосла финансировал некоторые футуристические провалы, например, перьевые компьютеры и интерактивные игры. – писал в 2001 году Forbes. – Но он также поддержал компании, сделавшие самые щедрые возвраты в секторе высоких технологий. За считанные годы он превратил примерно $50 миллионов в $15 миллиардов, инвестировав на ранних стадиях всего в полдюжины прорывных бизнесов – в Juniper, Cerent, Corvis, Extreme Networks, Siara и Lightera».
Свои успехи Винод объясняет тем, что, имея за плечами опыт создания и неудачных стартапов, и успешной корпорации Sun, он способен научить своих протеже правильно строить бизнесы в отличие от подавляющего большинства других инвесторов. По утверждению Хослы, 90% знакомых ему венчурных капиталистов не приносят пользы тем компаниям, в которые вкладывают деньги, а 70% из них снижают потенциал стартапов, давая глупые советы.
Поиск «черных лебедей» с Khosla Ventures
Став долларовым миллиардером, в 2004 году Хосла сформировал собственную венчурную фирму Khosla Ventures, чтобы финансировать «научные эксперименты» в сфере чистых технологий. По его словам, он заработал достаточно денег, чтобы не думать о прибылях и получать удовольствие от «взращивания» интересных ему инноваций.
«Мы не смотрим на степень завершенности продукта у компании. Мы не смотрим на бизнес-план. Мы ищем великие технические идеи и великих технологов», – рассказал Хосла в интервью.
Стержневую идею Khosla Ventures Винод назвал «тезисом черного лебедя в энергетической трансформации». Понять ее просто. Все считали, что лебеди могут быть исключительно белыми птицами до 1697 года, когда мореплаватели обнаружили в Австралии черных лебедей. Точно так же и инновации, непредсказуемые и кажущиеся невероятными, должны появиться в энергетике и кардинально изменить наше представление о ней и наш уклад жизни.
«Будущее – это не то, что сегодня прогнозируют. Наверняка завтра станет обыденным нечто совершенно невозможное сегодня. Какой безумец в 2000 году мог предположить, что к 2010 году в Индии людей с мобильными телефонами будет вдвое больше, чем тех, у кого дома есть нормальный туалет», – размышляет Хосла.
По его словам, одним «черным лебедем» в энергетике уже стала технология добычи сланцевого газа, превратившая США из импортера в экспортера этого голубого топлива. Для поиска других «черных лебедей» Хосла решил делать «больше выстрелов по целям».
В 2000-х годах Khosla Ventures «стреляла» инвестициями в технологии производства этанола из древесных опилок и других отходов, полагая, что этанол заменит дизель, бензин и авиационное топливо. Компания финансировала стартапы, пытавшиеся усовершенствовать литиево-ионные батареи и по-новому извлекать геотермальную энергию из спящих вулканов.
Но со временем Khosla Ventures стала инвестировать в более экзотические и далекие от энергетики технологии. Десятки ставок Винод Хосла сделал на искусственный интеллект в медицине, озвучив провокационный прогноз о том, что ИИ сможет точнее человека диагностировать заболевания и вскоре заменит 80% врачей. Особый интерес инвестор питает к неинвазивной стимуляции мозга. Хосла поддержал полдюжины стартапов, пытающихся улучшать настроение, качество сна и умственные способности человека путем воздействия электричества, света, звука, вибраций и магнитов.
Всего в портфолио Khosla Ventures 127 стартапов. Среди них Popgun, пытающийся научить ИИ генерировать качественную поп-музыку под индивидуальный вкус пользователя; Impossible Foods, создающий рынок растительного мяса и молока; Spyce Kitchen, разрабатывающий роботов-поваров для замены людей в индустрии фастфуда; Hermeus – создающий самолет, который сможет перевозить пассажиров со скоростью 4800 км/ч и сократить перелет из Нью-Йорка в Лондон с 7 часов до 90 минут.
Агитатор Кремниевой долины
До недавнего времени Хосла поддерживал образ немногословного и прагматичного «помощника компаний». Но в последние годы он создал себе новый имидж агитатора Кремниевой долины В многочисленных интервью он убеждает всех участников индустрии стартапов «не бояться своих страхов» и делать что-нибудь значимое.
По словам Хослы, многие люди не пробуют ничего нового из-за того, что опасаются неудач. Именно поэтому в больших технологических компаниях никто не производит инновации, и маленькие стартапы могут обгонять гигантов.
«Ваша готовность к провалу – это то, что приведет вас к успеху, – утверждает миллиардер. – Да, вы сможете заработать деньги и повысить свой социальный статус, если устроитесь на работу в обычные крупные компании. Но очень мало по-настоящему интересных вещей происходит в больших компаниях. Это прозвучит шокирующе, но кто заново изобрел ритейл? Это не был Walmart. Это был Amazon. Кто заново изобрел медиа? Это не был NBC. Это был YouTube. Кто заново изобрел полеты в космос? Не Lockheed, а Space X. Все интересные вещи происходят на обочине системы. Они не случаются на твердом фундаменте.»
Винод Хосла – не боится быть «белой вороной» среди других венчурных капиталистов. Он никогда не играет с ними в гольф и не тратит время на обеды с коллегами по цеху в роскошных ресторанах. К тому же он говорит, что еда его замедляет, и поэтому он обычно голодает до полудня.
Посвятив жизнь поиску радикальных инноваций, он стал озвучивать радикальные мысли, противоречащие устоявшемуся мнению. Например, Хосла яростно критикует солнечные панели и с особой ненавистью высказывается о гибридных автомобилях. По его убеждению, просто покрасив крышу своего дома в белый цвет, человек сократит больше выбросов CO2, чем если он переплатит $5000 за Toyota Prius. По мнению миллиардера, из-за моды на солнечные панели и гибридные автомобили инвестиции текут в эти малоэффективные сферы, а не на поддержку потенциальных «черных лебедей» в энерготехнологиях.
Тяга к радикализму проявляется и в поступках Хослы. В 2010 году он закрыл доступ на популярный среди серферов калифорнийский пляж Martin’s Beach. Установив металлический забор и охрану, он настроил против себя общественное мнение, заработал обидное прозвище «песочный антагонист» и ввязался в многолетнюю судебную тяжбу, которую в итоге проиграл. Объясняя свои действия, Хосла говорит, что сильно жалеет о покупке виллы с пляжем, в которой он не провел ни одной ночи. Он также утверждает, что не хотел выигрывать суд, чтобы не подрывать этим выигрышем калифорнийский закон о публичном доступе к океанской линии. Но неукротимо судиться со штатом за свое право закрыть доступ к пляжу для него было делом принципа, так как закон о правах частной собственности он считает более важным.
Винод Хосла, таймлайн
→ 1955 – Родился в Нью-Дели, Индия.
→ 1975 – Возраст 20 – Отучился в Индийском институте технологий в Нью-Дели на инженера-электрика.
→ 1976 – Возраст 21 – Переехал в США чтобы изучать биомедицину в питтсбургском Университете Карнеги-Меллона.
→ 1979 – Возраст 24 – Получил степень MBA в Стэнфордском университете.
→ 1981 – Возраст 26 – Стал сооснователем стартапов Daisy Systems и Data Dump
→ 1982 – Возраст 27 – Стал сооснователем и CEO успешной корпорации Sun Microsystems
→ 1984 – Возраст 29 – Ушел из Sun
→ 1986 – Возраст 31 – Стал партнером венчурной инвестиционной компании Kleiner Perkins Caufield & Byers
→ 2004 – Возраст 49 – Создал собственную венчурную компанию Khosla Ventures