Сооснователь Microsoft Билл Гейтс в своей колонке рассказывает о новой инициативе Breakthrough Energy Catalyst, которая будет инвестировать в «зеленые технологии». Редактор AIN.UA сделала сокращенный перевод материала.
Когда микроволновки впервые вышли на рынок в 1955 году, они стоили примерно $12 000 за штуку, если пересчитывать на сегодняшние деньги. Сегодня вы можете купить микроволновку в Walmart за $50.
Несложно высчитать, почему цены упали так резко. У микроволновок были новые возможности, которые нравились пользователям, и некоторые вещи у них получались лучше, чем у газовых или электрических плит. Спрос на них рос и все больше компаний вступало в игру, находило способы сделали микроволновки более эффективными, выстраивали поставки, снижало цены. Микроволновки становились дешевле и все больше людей покупало их, что приводило к еще большему числу инноваций и так далее, по кругу.
Некоторые продукты на зеленой энергии, работают точно так же. Солнечная энергия за последние несколько десятилетий сильно подешевела. Но не все продукты развиваются так же. По крайней мере, пока.
Большинство экологичных технологий все еще — намного дороже, чем то, что они призваны заменить. Эту разницу в цене я называю «доплатой за экологию» (Green Premium). Они не справляются с задачей лучше (если не считать их вклад в борьбу с изменением климата), во многих случаях они выполняют свою работу хуже.
Это — плохие новости для борцов с изменением климата. Миру нужно снизить выработку парниковых газов до 2050 года, и чтобы достичь этого, нам нужно разработать и внедрить намного больше «зеленых» технологий. Очень хорошо, что правительства стали вкладывать больше денег в green recovery-программы (имеются в виду правительственные субсидии, налоговые льготы или компенсации в случаях, когда человек покупает, к примеру, электромобиль — ред.), и поэтому люди более склонны переплачивать Green Premium, скажем, за стройматериалы.
Но инновация в этом деле все еще движется недостаточно быстро. «Зеленые» продукты недостаточно быстро дешевеют и улучшаются, и рынок также растет недостаточно динамично, как мог (и как должен) был.
Изменение климата — не единственная причина, по которой нам стоит ускориться. Исследования показывают: что голосующие американцы понимают, как «зеленые» технологии приведут к появлению новых рынков, создавая множество новых рабочих мест в отраслях вроде промышленности.
Чтобы ускорить цикл инноваций, нам нужна модель финансирования, производства и покупки новых технологий.
Одну такую модель создали в программе Breakthrough Energy Catalyst, которую поддерживает объединение благотворителей, компаний и правительств. Цель в том, чтобы «зеленые» продукты развивались по одному и тому же циклу early adoption, инноваций и уменьшения расходов, который настолько удешевил солнечную энергию и микроволновки.
В Catalyst определили четыре области, подходящие для такого подхода. В каждой из них есть новые технологии, которые уже вышли из стадии R&D и готовы к запуску, но при этом, все еще недостаточно зрелые, чтобы привлекать крупных инвесторов. И для них относительно небольшие вливания наличности могут быть действительно решающими.
Вот эти области:
- Решения для долговременного хранения энергии, которые позволили бы хранить ее месяцами, в отличие от дней, на которые способны современные аккумуляторы. Прорыв в этой области сделал бы солнечную и ветровую энергию намного более применимыми в ряде областей.
- Экологичные виды топлива для авиации, которые подходили бы для грузовых и пассажирских самолетов, слишком больших и тяжелых, чтобы работать «на батарейках».
- Технологии прямого улавливания улгеродных соединений из воздуха. Мы не сможем избавиться от всех парниковых газов таким образом, но если мы найдем более дешевый способ, это приблизит нас к цели 2050 года.
- Дешевые «зеленые» технологии на водороде. Водородные виды топлива выглядят многобещающе, они могут обеспечивать большую мощность, чем аккумуляторы, поэтому их можно использовать в больших самолетах и промышленных процессах. К сожалению, они — очень дороги, если создавать их по тем технологиям, которые не приводят к выработке парниковых газов.
Как будет работать Catalyst? Представим, что авиакомпания хочет поучаствовать в борьбе с изменением климата. Ее самая очевидная опция: покупка экологичного топлива, но его не хватает, ведь его производят так мало, и оно очень дорого.
С помощью BE Catalyst авиакомпания сможет инвестировать в завод, который производит достаточно такого топлива. И когда он запустится, закупать топливо у него. Что еще лучше, как только окажется, что завод —работоспособен, цена постройки подобных заводов снизится. Чем больше заводов, тем больше доступного объема экологичного топлива, на него снизятся цены, что сделает его привлекательным для покупателей. И это привлечет еще больше инновационных компаний на рынок. И цикл добра будет ускоряться.
Вам, возможно, интересно: а зачем это авиакомпании? Это — не просто великодушный жест для нее. Catalyst и ее некоммерческий партнер CDP создают инструмент для каждого инвестора, который даст посчитать, насколько эта инвестиция снизит будущее загрязнение. Вкратце, этот инструмент будет сообщать что-то в стиле: «Вложите $1 и вот какое влияние вы окажете в будущие годы». Таким образом, инвестиции в экологические продукты может стать конкурентым преимуществом.
Как и любая инвестиция, которая вырастает в цене со временем, в этом случае, чем раньше компания проинвестирует экологическую технологию, тем больше влияния окажет. Такая компания сможет сказать инвесторам: «Мы точно знаем, насколько влияем на уменьшение парникового эффекта. Если это ценно для вас, инвестируйте в нас».
Первые проекты Catalyst профинансирует в следующем году, и мы уже объявили о первом партнерстве по финансированию. За следующие 5 лет Еврокомиссия и Catalyst привлекут около $1 млрд в партнерстве с Европейским инвестиционным банком, чтобы создавать в Европе масштабные и коммерческие проекты в тех областях, о которых я писал ранее.
Наша цель — снизить стоимость таких технологий, ускорить их реализацию, и я надеюсь, что мы сможем объявить о большем числе подобных партнерств в этом году.