Евгений Шерман, FREEhost.UA: «Клиенты не видят, что происходит в дата-центре, в то время как за кулисами все нетривиально»

935
2

О преимуществах собственного дата-центра, особенностях работы в период пандемии и наиболее важных критериях при выборе хостинга для бизнеса беседуем с владельцем и CEO одного из ведущих украинских хостинг-провайдеров FREEhost.UA Евгением Шерманом.

В этом году исполняется 10 лет с момента открытия вашего дата-центра. Какую роль он играл тогда и играет сейчас в бизнесе?

В 2011-м, практически на десятилетнем рубеже с момента старта компании FREEhost.UA, мы запустили свой дата-центр. Строили, прежде всего, под собственное оборудование, которого на тот момент накопилось достаточно много на сторонних площадках. Каждая из них, к тому же, имеет свои правила установки и замены оборудования, поэтому качественно предоставлять услугу аренды и размещения серверов для клиентов в таких условиях достаточно сложно. Поскольку в компании были и специалисты, и понимание того, как должен выглядеть свой дата-центр, приняли решение развиваться в этом направлении.

Это позволило расширить и перечень предоставляемых услуг. Если до 2011 года мы специализировались большей частью на виртуальном хостинге и виртуальных выделенных серверах (VPS), то затем расширили сегмент и на аренду серверов, и на колокейшн, размещение серверов клиентов.

На сегодня в нашем дата-центре размещается более 1000 единиц оборудования. Это более 80 тысяч пользователей, более 160 тысяч сайтов. Компания FREEhost.UA предоставляет услуги регистрации доменов более чем в 300 доменных зонах.

Насколько сильно трансформировалась с появлением дата-центра клиентская аудитория?

Мы всегда ориентировались на малый и средний бизнес, аудитория в целом не изменилась. В то же время появилось больше крупных клиентов, которые имеют большую посещаемость. Виртуальный хостинг – услуга с ограниченными возможностями, где сложно разместить что-то кроме сайтов. Выделенные серверы позволяют ориентироваться на более специализированные программные продукты, запускать проекты, требовательные к ресурсам. Плюс колокейшн. Есть компании, причем некоторые из них достаточно крупные, которые в силу разных причин не слишком доверяют аренде серверов, либо виртуальным выделенным серверам. Это могут быть и хостинг-провайдеры, и просто компании с большими объемами данных.

Каким может быть масштаб проектов в SMB, в чем вы помогаете клиентам?

Такие компании, как правило, не имеют собственного администратора, поэтому мы зачастую выполняем эти функции. Например, недавно одному из клиентов с большим объемом почты, порядка 100 ГБ, и большим количеством сотрудников понадобилось решение с учетом будущего роста компании. Мы реализовали для них небольшой отказоустойчивый кластер — в случае, если выйдет из строя один из серверов, вся система продолжает работать. При этом искать администраторов на стороне для клиента было бы проблематично, поскольку стоимость работ довольно высока. А для нас это вполне штатная задача. Проект реализован минимумом средств, поддерживается нами, заказчик остался доволен.

Какие еще проекты можно отметить?

Думаю, самый сложный и интересный проект это сам дата-центр, его инфраструктура и развитие. Проект постоянно в движении, требует держать руку на пульсе. Что касается внутренних проектов, каждый интересен по-своему. Например, наш облачный VPS изначально строился на отдельных физических серверах. Сейчас же это большая инфраструктура с виртуальной файловой системой, балансировкой нагрузки, возможностью мигрировать с одной ноды кластера на другую, отдельными системами бэкапов, резервирования. Примерно по такой же схеме мы реализовали и электронную почту: если раньше использовался отдельный сервер с ограниченными возможностями и ресурсами, то сейчас это огромный кластер, в котором размещено 200 тысяч почтовых ящиков. Система полностью резервируется, выход из строя любого из элементов никак не нарушает работоспособность и доступность сервиса для клиентов. Учитывая важность электронной почты для бизнеса, это сегодня один из ключевых моментов.

Как чувствуете себя в окружении конкурентов?

Услуги, которые мы предоставляем, доступны у множества провайдеров по всему миру, за исключением колокейшн. Здесь каждый выбирает поставщика, с которым ему наиболее комфортно. Если во главу угла ставить ценовую политику, мы конкурируем со всем миром. Если важно размещение в Украине и наличие поддержки, желательно, русскоговорящей, тогда конкурируем с локальными провайдерами. Что касается аренды серверов, по большому счету, в Украине особых конкурентов нет, поскольку мы предоставляем наиболее доступное и современное оборудование, оказываем круглосуточную качественную поддержку.

Украинская специфика в целом такова — за рубежом есть целый ряд провайдеров, которые предоставляют услуги аренды серверов дешевле при сравнимом качестве. Связано это, прежде всего, с высокой стоимостью ввоза к нам оборудования. При этом большинство зарубежных провайдеров работает на кредитных деньгах под небольшой процент. Они легко оперируют крупными суммами, амортизируя оборудование не 10-12 месяцев, а два года. Соответственно, услуга значительно дешевле, нежели в Украине. В качестве ответа мы предоставляем серверы в категории «сток». Это оборудование предыдущих поколений, предлагаемое по минимальной цене, даже по сравнению с европейской. Скидка на такое оборудование составляет 35-50% на весь период использования.

Также, если компания работает как полноценное юрлицо, для нее важно наличие документов на приобретаемые услуги. Зарубежные компании, естественно, их предоставить не могут. Поэтому клиент выбирает из провайдеров на территории Украины, которые работают по документам. Для предприятий в сегменте SMB, официального локального бизнеса, это важно. Как и то, что по аренде серверов мы предоставляем больше ресурсов за те же деньги, и поскольку находимся рядом со своим оборудованием, любые задачи для клиента решаем намного быстрее.

Как бизнесу не упустить момент, когда он «перерос» услугу или возможности оборудования?

Поскольку мы предоставляем полный спектр услуг, от обычного виртуального хостинга до выделенных серверов, это сравнительно просто. Начиная бизнес с нуля, например, можно приобрести виртуальный хостинг и расти на нем, постепенно увеличивая тарифный план. Затем рассмотреть вариант перехода на виртуальный выделенный сервер и расти там такими же темпами либо же сразу перейти на выделенный сервер. Мы помогаем в миграции между типами услуг, также поддерживаем при переходе от других хостинг-провайдеров и пр. 

Что касается соответствия возможностей хостинга запросам бизнеса, важно помнить, что копеечная экономия может дорого обойтись в будущем. Живой пример – у клиента запланирована рекламная кампания, ожидается взрывная посещаемость проекта. При этом компания совершенно не беспокоится о том, чтобы заранее расширить ресурсы своего тарифного плана. В итоге возникает сверхсрочная задача миграции с виртуального хостинга, который для такой нагрузки попросту не предназначен. 

Альтернативный вариант – заранее обратиться к провайдеру, просчитав запланированную посещаемость. Мы подбираем сервер или группу серверов, помогаем с миграцией на другое оборудование. Либо, в случае с виртуальным выделенным сервером, предлагаем временно докупить ресурсы.

На что, помимо цены, стоит обращать внимание при выборе хостинга?

У нас, к сожалению, все больше обращают внимание на цену, нежели на характеристики. Ключевые моменты для любого сервера или VPS это процессор, память, дисковое пространство, количество IOPS, важный показатель для дисковой подсистемы. Ширина канала важна отчасти, поскольку большинство HTTP-проектов вряд ли выйдут за полосу, которая предоставляется на стандартных тарифных планах.

Приоритет, который отдается той или иной характеристике сервера, сильно зависит от проекта. Кому-то важна скорость работы дисков, кому-то объем. Поэтому при выборе тарифного плана важно проконсультироваться с разработчиком сайта или будущим администратором проекта. Если, к примеру, планируется занять 4 ТБ данными, виртуальный сервер уже не подойдет, таких объемов там просто нет. Если требуется большая вычислительная мощность, однозначно стоит рассматривать выделенный сервер. К каждой задаче стоит подходить индивидуально.

Даже сайт, в зависимости от движка и качества кода, может потреблять разное количество ресурсов. Тот же WordPress позволяет использовать кэширование данных. Если оно включено, нагрузка по большей части идет на дисковую подсистему, и от нее зависит скорость загрузки сайта. В таком случае стоит выбирать диски NVMе, в противном случае нагрузка ложится на процессор и оперативную память. Грамотный администратор при оптимизации сайта в первую очередь смотрит на наличие кэширования, чтобы снизить нагрузку на эти дорогостоящие элементы.

Услуга «CMS-хостинга» появилась у вас из-за этой специфики?

Отчасти да. У каждой CMS определенные требования, в том числе по настройке PHP. Соответственно, мы подготовили шаблоны, которые обеспечивают нормальную работу той или иной системы управления контентом. Клиенту достаточно в панели управления выбрать необходимую CMS, она автоматически будет установлена и настроена. Остается «накатить» шаблон и наполнить данными – и можно приступать к работе. Помимо этого наша система реализует контроль версий для CMS и популярных модулей, а также дополнительные элементы по защите сайта от взломов и атак.

Почему лучше брать хостинг в Украине для таких распространенных продуктов как 1С: Бухгалтерия или систем управления предприятием?

Говоря простым языком, если сервер находится за границей, сетевому пакету гораздо «дальше идти». В случае, если сервер размещен в Украине и подключен к одной из украинских точек обмена трафиком, к примеру UA-IX или Giganet-IX, это фактически локальный трафик, подобно локальной сети у вас дома или в офисе. Все очень близко и очень быстро, потому что большинство украинских интернет-провайдеров также подключены к этой точке обмена. Если же отправлять запрос на европейский и тем более американский ресурс, скорость пинга будет отличаться в 6-10 раз. Если вы работаете с той же 1С, где одновременно происходит большое количество операций, это ощутимо. В целом, даже при простой удаленной работе иногда сильно чувствуется, как «лагает» клавиатура. Что говорить, если это может быть заметно, даже когда сервер находится в другом дата-центре здесь, в Украине. 

Качество канала сильно влияет на рабочий процесс. Как результат, при экономии в $10-15 в месяц сотрудники нервничают, продуктивность падает. Ошибки и потерянные из-за этого человеко-часы того не стоят, поверьте.

Что касается поисковых систем, насколько приоритетно размещать украинские ресурсы локально?

Конечно, особенностей алгоритмов работы Google никто не знает достоверно. Но ранжирование локальных ресурсов — один из множества факторов, которым точно не стоит пренебрегать. Учитывая, что каждый SEO-специалист постоянно ищет способы оптимизации, это один из достаточно несложных для нее путей.

Как повлияла на отрасль и компанию в целом ситуация с пандемией?

Изначально это никак на нас не отражалось. Клиенты продлевали сайты, оплачивали серверы и т.д. Сейчас уже заметно, что от некоторых услуг отказываются, ужимают бюджеты, откладывают «до лучших» времен. Пандемия сильно ударила как раз по малому и среднему бизнесу. Сумасшедший рост во время пандемии, о котором кричат в Amazon, Google Cloud – прерогатива крупного бизнеса. Причем не в нашей стране. Все «выстрелившие» средства совместной работы, такие как Zoom, Trello, размещаются в крупных облаках за рубежом, а не в относительно малых в Украине. По крайней мере, у рядовых провайдеров, с которыми я общаюсь, рост не был замечен.

Больше стала востребована услуга VPN. Мы ее начали предоставлять относительно недавно и планируем предлагать только юридическим лицам, в силу двойственного характера. Не секрет, что помимо положительного использования компаниями для удаленного доступа сотрудников к ресурсам офиса она может применяться и злоумышленниками, чтобы скрывать свой IP-адрес. Здесь стоит проявлять осмотрительность.

В самой же FREEhost.UA во время пандемии мы перешли большей частью на удаленную работу, хотя раньше не представляли, что это возможно. Теперь же многие, кто не воспринимал такой режим, уже не готовы возвращаться в офис. Сняты с повестки дня планы расширения офисных площадей. В дата-центре всегда присутствует необходимое количество персонала, не меньше нормы. Все остальные сотрудники работают удаленно по желанию, хотя офис также доступен.

Сказалась ли ситуация на росте бизнеса? 

Мы ориентируемся на рост в 10% в год по основным направлениям — выделенных серверов, колокейшн и VPS. Планируем их развивать и предложить несколько новых услуг, пока без деталей. Рост обеспечиваем, в том числе, за счет постоянного обновления модельного ряда оборудования. В Украине, наверное, мы сейчас одни из немногих, у кого есть десятое поколение Intel, последние процессоры AMD. Соответственно, у клиентов с высокими требованиями всегда есть возможность апгрейда на свежий CPU. Кроме того, пополняется и категория серверов «сток» — высокая производительность при доступной цене. Все находится в постоянном движении.

Что касается VPS, мы постоянно дорабатываем услугу, наращиваем предоставляемые клиенту ресурсы, которые влияют на скорость работы сайта. Недавно добавили возможность хранения бекапов виртуальных машин до 30 дней.

Упоминалось, что uptime вашего дата-центра за прошлый год составил 99,99%, это официально?

Да. На мой взгляд, аптайм и надежность — наиболее важные характеристики дата-центра. Можно сделать идеальную панель, техническую поддержку… Но без высокого аптайма все сводится к нулю. Прежде всего, важна высокая доступность сайтов, оборудования. Обеспечить ее для дата-центра — действительно сложная задача, требующая кропотливого труда. Клиенты не видят, что на самом деле происходит в дата-центре, в то время как за кулисами все достаточно нетривиально. 

Никто не знает, например, что когда пропадает электропитание по двум вводам, дата-центр сутки может работать на дизель-генераторах, пока не починят обе линии. Или же где-то перебивают оптический кабель, а дата-центр все равно доступен, поскольку есть 2-3 в запасе. Или же может одновременно «упасть» два международных провайдера, и при этом все равно доступность дата-центра сохраняется, благодаря тому, что их у него пять. И это лишь вершина «айсберга» доступности и надежности, которая критически важна для клиента.

Какой видите основу для успешной работы с клиентами, партнерами в дальнейшем?

Нашим ключевым преимуществом, с моей точки зрения, всегда остается дата-центр. Его наличие говорит о многом: о качестве администраторов, технической поддержки, о надежности и скорости реакции на проблемы и запросы клиентов. Кроме того, это возможность предоставлять услуги аренды и размещать серверы дешевле. Это качество каналов, которые мы можем самостоятельно развивать и улучшать. Это и большое количество ресурсов, которые мы предоставляем для абсолютно всех услуг. При этом цены остаются примерно средними по рынку. Основа нашего бизнеса – надежность, скорость, качественная поддержка, соотношение цены и качества. Плюс, мы всегда ориентируемся на удобство и гибкий подход, готовы выслушать клиента и найти компромиссное решение, если это в наших силах.

Промокод 15% на услуги FREEhost.UA для читателей AIN — QEBI-MDDF-26TG-8CJP. Купон действует 30 дней с дня выхода публикации.

В FREEhost.UA — открыта вакансия в поддержке дата-центра. Если вы ищете интересную и развивающую работу в области Linux и web-дизайна присылайте нам свое резюме на email — [email protected].

Следите за новостями компании FREEhost.UA в Telegram и Facebook.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск