В США начался уголовный процесс против основателя стартапа Nikola — производителя электрогрузовиков. Прокуратура обвиняет Тревора Милтона в мошенничестве: он лгал, манипулировал и обманывал всех вокруг, только бы вывести компанию на биржу и поддерживать стоимость ее акций на высоком уровне. Обман раскрыла инвестиционная компания, указавшая на слепоту всех вокруг. А проблемы, казалось, никто и не замечал: в один момент Nikola, которая не произвела ни одного авто, стоила дороже Ford – компании, производящей миллионы автомобилей ежегодно. 

Тревор Милтон

Редакция AIN.UA вспоминает, как началась история Nikola, и как компания выживает сейчас. 

Компания-производитель электрогрузовиков Nikola в июне 2020 года выходит на биржу через слияние со SPAC-компанией. В момент выхода капитализация составляет $12 млрд, а за несколько дней вырастает до невероятных $25 млрд. Еще через некоторое время — ее пик в $40 млрд. На тот момент Nikola стоила дороже Ford. 

Инвесторы высоко оценивали компанию по нескольким причинам: 

  • По словам основателя компании Тревора Милтона, у компании предварительных заказов на $10 млрд. 
  • Партнерские контракты с крупнейшими компаниями, вроде Bosch, GM и тд. 
  • План — $3 млрд выручки к 2024 году. 
  • Плюс, выдача денег властями США, которые те быстро направили на скупку самых разрекламированных акций. Среди них — Nikola. 

Популярность компании не кажется странной. Несколько лет разработок, инвестиции в размере полумиллиарда долларов и команда из сотен людей. Что самое главное — рабочий прототип и большая презентация, на которой показали те самые грузовики. Инвесторы, видя успех Tesla, сегодня активно вкладывают средства и в других производителей электрокаров, их оценки также огромны — миллиарды долларов. 

Сомнения появились только у одной компании — Hindenburg Research. 

«Океан лжи»

Hindenburg Research в сентябре 2020 года выпускает большой материал, где рассказывает о махинациях Nikola. Несколько десятков пунктов с разоблачениями лжи основателя Тревора Милтона и детальным описанием каждого из них. Это стало бомбой и практически уничтожило компанию. Вот несколько самых вопиющих. 

  • Рекламное видео грузовика — фейк. Он не ехал. Автомобиль подняли на холм и просто сняли, как он катится вниз. Позже и вовсе стало известно, что дизайн грузовика создал парень из Хорватии, а Милтон его купил за несколько тысяч долларов.
  • Анонсированный грузовик Nikola Tre существовал только на сайте и в промоматериалах. Никто из компании инженеров о нем не знал и не готовил к производству. Еще один анонс — внедорожник NZT — в Nikola не могли произвести из-за сложности проекта.
  • В Nikola говорили, что сделают прорыв в сфере аккумуляторов. На самом деле, Nikola планировала поглощение компании, у которой была нужная ей технология. Сделка сорвалась, поскольку руководство секретной компании всех обмануло — никакой новой технологии у нее не было. В самой Nikola этого так и не признали. К слову, компания также закупала компоненты для своих грузовиков на рынке, хотя говорила, что все производит сама. 
  • У компании не было своих газовых скважин, солнечных станций и производства водорода, хотя Тревор Милтон заявлял обратное и уверял, что у компании есть все эти активы. 

В конце концов, команде Hindenburg Research удалось обнаружить, что заказов на $10 млрд просто не существовало. Некая компания U.S. Xpress, которая должна была выкупить грузовиков на $3,5 млрд. Проблема в том, что у компании было лишь $1 млн (не миллиард) на счетах и совершить подобную сделку для нее было бы невозможным. Сделка с Anheuser Busch позволяла компании в любой момент отказаться от поставок грузовиков, найди она там даже минимальный изъян. Одним словом, контрактов на $10 млрд не было даже и близко.

Для Nikola публикация отчета, несмотря на все возражения, стала большим ударом. СМИ начали более детально разбирать компанию и все ее заявления. Так, в Nikola через несколько дней признали, что грузовик One не мог ехать сам, но заявили, что вторая версия машины уже вполне рабочая. Компания открещивалась от лжи: якобы нигде не указано, что грузовик «едет», он «двигается». Правда, именно «едущий» грузовик стал причиной, по которой к компании пришли партнеры, а это по сути обман. 

Тревор Милтон, крупнейший акционер компании и главный бенефициар всего вранья, ушел из компании, предварительно продав акций на несколько десятков миллионов долларов. 

Большая ложь одного человека

В июле 2021 года прокуратура выдвинула обвинения Тревору Милтону. По мнению властей, именно он стал тем человеком, который превратил Nikola в один большой обман. И сумел на этом заработать. Так, он делал все, чтобы поддерживать стоимость акций компании, используя социальные сети, фейковые отчеты и делая заведомо ложные заявления, чтобы популяризировать акции компании. Как следствие, от его действий пострадали тысячи мелких инвесторов, вложивших средства в Nikola. 

Для понимания: сегодня компания, с капитализацией $40 млрд год назад, имеет капитализацию в $4 млрд. 

Впрочем, как выяснили СМИ, это не первый подобный для Милтона опыт. До момента краха Милтон всегда выставлял себя в роли успешного предпринимателя. Даже мы в AIN.UA, когда делали материал о компании, нашли только позитивные статьи о его бизнес-прошлом, а неуспешные проекты подавались скорее как бесценный опыт. 

Позже The Wall Street Journal удалось выяснить некоторые подробности. 

  • Первый бизнес ADT Securities Милтон продал. Покупатель позже заявил, что купленный бизнес был таким только на бумаге, по факту — пустышка. 
  • Проект uPillar, который строился как «конкурент Amazon» и якобы имел десятки миллионов пользователей, на самом деле ничего подобного не имел. Бизнес был большим только на словах. 
  • dHybrid занималась установкой топливных систем на грузовики. На запуск он одолжил $2 млн у друзей-родственников, еще $16 млн получил от компании Swift в качестве предоплаты за работу. В 2014-ом компанию продают Worthington Industries за $15,6 млн, сделку одобряет Марк Расселл — будущий CEO Nikola. Родственники не получили обратно $2 млн, Swift подала в суд, но никто не понес ответственности, Worthington через пару лет списала инвестицию как неудачную. Оказалось, что компания, как и предыдущие две, лишь имитировала работу. Выгоду получил лишь Милтон. 

В случае с Nikola Милтону пока не удается избежать наказания. Он вышел под залог в $100 млн. Истцы требуют забрать у него вообще все, что ему удалось получить благодаря Nikola, а это почти $1 млрд, а также запретить навсегда работать в компаниях, чьи акции торгуются на биржах. 

А что с Nikola? 

Что интересно, сама компания уже почти год живет без своего основателя и всеми силами пытается доказать, что все еще чего-то стоит. Во-первых, новое руководство Nikola всеми способами пытается доказать, что не имеет отношения к своему основателю и теперь развивается самостоятельно. Во-вторых, взяло курс на изменение репутации: цель — показать грузовик, который едет, на просто «движется с горы». Вариант для этого выбрали правильный: компания записала видео, как грузовик выезжает на гору. 

Как и раньше, компания попытается выпустить грузовики на рынок до конца 2021 года. Только речь уже не о 50-100 штуках, а всего лишь о 25-50 грузовиках. Если все пойдет по плану, Nikola сможет получить до $7,5 млн выручки в этом году, хотя раньше компания ожидала до $30 млн. Побороться за свое существование компания еще может: на счету около $632 млн, квартальные потери — около $140 млн. План на 2023 год — собрать уже 30 000 грузовиков. Если Nikola это удастся, компания сможет побороться за жизнь. К тому же, есть фора от конкурентов: Tesla пока также не выпустила на рынок свой грузовик Semi.