Наталья Наконечная, CEO и соучредитель Kick Your Tech, в своей статье рассказывает о типичных ошибках, которые совершают предприниматели, которые хотят привлечь грант.
Украинский бизнес за 2020 год обеднел на 250 млрд грн. Многие предприниматели были вынуждены ужать свои команды, сократить расходы, а то и вовсе сделать пивот. Многие — искать дополнительные источники дохода для развития бизнеса. Одной из таких возможностей, которая способствует росту компании и ускоряет ее развитие являются гранты.
Получить грант на развитие своего дела мечтает чуть ли не каждый предприниматель. Ведь эту финансовую помощь не нужно обменивать на долю в компании или возвращать ее грантодателю. На гранты могут претендовать проекты абсолютно разного уровня и сферы. Но почему часто получается так, что одна компания получает грант за грантом, а у другой, с практически такой же базой, одни отказы? С какими проблемами сталкиваются начинающие стартаперы, которые пытаются получить грант, какие ошибки они допускают и что является ключевым для привлечения грантовых средств — разбираемся в статье.
Ошибка №1: фундаментально неправильный выбор грантового конкурса
Это приводит к тому, что компания может потратить много времени, сил и ресурсов на подготовку грантовой заявки, но это все будут неэффективные траты, поскольку неправильно выбранный конкурс не даст никаких шансов на успех.
Примерами неправильного выбора грантового конкурса могут быть, например, географические несовпадения (компания из Украины подается на конкурс, в рамках которого принимаются только заявки из США) или ограничения по участию для определенных форм собственности бизнесов (ФОП или коммерческая компания подают заявку на конкурс, в рамках которого принимают заявки только от некоммерческих организаций) и прочее.
Также из наиболее часто встречающихся требований грантодателей можно упомянуть следующие:
- Для большинства конкурсов Еврокомиссии нужны консорциумы, включающие минимум 3 компании из 3 разных европейских стран (например, программа Горизонт Европа).
- Международные фонды зачастую хотят финансировать проекты/компании, которые уже имели успешный опыт получения грантов. Как говорится, самый сложный грант для большинства — первый. Когда его получаете, шансы на успех по другим конкурсам значительно увеличиваются.
- Желательно, чтобы на момент подачи на грант возраст компании был не менее 1 года.
Часто при подаче на грант все эти моменты просто пропускаются и в результате мы получаем потраченное время всех сторон.
Ошибка №2: игнорирование элементарных требований формы подачи на конкурс
Некоторые компании очень поверхностно читают описание требований конкурса, дают ответы не на все вопросы, упускают важные нюансы в заявке, считая их почему-то неважными. По этой причине они могут не пройти даже технический отбор.
Например, практически в каждом конкурсе описываются требования относительно шрифта текста, межстрочного интервала и прочие требования к оформлению заявки. Многие участники, подавшие заявку на грант, считают эти требования незначительными и неважными. Грантодателям важно внимание к деталям и выполнение всех формальных требований — это однозначно положительно характеризует вашу компанию.
Ошибка №3: некачественная подача информации в заявке
Это может быть текст сплошной пеленой, отсутствие графиков, диаграмм, ссылок на первоисточники и прочее.
В моем опыте большая часть заявок, подготовленных желающими получить грант, были просто нечитаемы — состояли из сплошной пелены текста, не имеющего никакой структуры и логики подачи. И такие заявки для экспертов и членов комиссии фондов очень тяжелые и нечитаемые. Важно заявки оживлять — включать графики и диаграммы, данные статистики, ссылки на первоисточники и прочее.
Необходимо иметь ввиду, что заявку может читать и давать ей первичную оценку человек, который не является специалистом в вашей сфере. Важно быть понятным и формулировать ваше предложение так, чтоб оно вызывало интерес и понимание у читателя. Представьте, что вы питчите продукт вашей маме.
Ошибка №4: неправильный бюджет и план реализации грантового проекта
Многие допускают ошибки, составляя бюджеты и план реализации проекта, прикидывая на глаз затраты, которые необходимо будет понести в рамках реализации проекта или не очень четко представляя шаги и этапы реализации.
Перед тем как подавать проект на грантовый конкурс, старательно продумайте его. Постройте структуру, обсудите с командой и/или опишите каждый из этапов, дайте ответы на вопросы относительно того, что необходимо для его успешной реализации. Разбейте проект на этапы реализации, посчитайте стоимость каждого этапа и сделайте мониторинг рынка, чтобы иметь представление об актуальных расценках.
Ошибка №5: неумение правильно описать команду и ключевых специалистов проекта
Любой фонд хочет лучше понимать, кто те люди, которые будут реализовывать проект, какие у них сильные стороны и предыдущий опыт. Поэтому описать их опыт лучше как минимум на несколько абзацев, показав все сильные стороны, экспертизу и зоны ответственности в проекте.
Многие желающие получить грант стесняются хвалить свою компанию или сотрудников, которые будут участниками грантового проекта. Но фонд, планируя выделение грантовых средств, должен четко понимать, в чьи руки он их предоставит. Поэтому не стесняйтесь хвалить свою компанию, своих сотрудников, внешних специалистов и экспертов, которых вы будете привлекать. Если у вашей компании есть уникальное оборудование или технологии, обязательно расскажите об этом в вашей заявке.
Ошибка №6: неготовность к софинансированию проекта
В большинстве грантовых конкурсов необходимо софинансирование в рамках грантового проекта и некоторые компании, даже зная об этом требовании изначально, оказываются не готовы и могут в итоге не получить грант из-за этого.
Перед тем как начать подготовку заявки на грантовый конкурс, оцените свои финансовые возможности. Софинансирование — это важное требование от многих фондов, особенно если речь идет о больших заявках и больших грантовых бюджетах. Для грантодателя выполнение этого требования означает серьезность намерений компании и ее готовность разделить риски.
Еще важная ошибка № 7: получение гранта ради гранта, а не ради развития проекта
Некоторые компании/стартапы своей целью ставят просто получение гранта. И после получения не столько бизнес строят и развивают, сколько сразу же начинают искать другой грантовый конкурс. Вот так и передвигаются — от гранта к гранту.
Грантовая история компании в чем-то похожа с кредитной — в ней очень важна репутация, стабильность, выполнение обязательств, четкая коммуникация и партнерство. Грантовому фонду важно поддержать проекты, которые имеют перспективу развития, которые хотят получить деньги не только на период грантового проекта, но имеют долгосрочные планы развития и построения бизнеса.
Автор: Наталья Наконечная, CEO и соучредитель Kick Your Tech