Материал подготовлен при поддержке рекламодателя
Консалтинг в логистике: как запустить складской бизнес и не проиграть
Год назад на украинском рынке fashion e-commerce появился первый ориентированный на модные маркетплейсы 3PL-оператор Fashion Logistics. Стартапу потребовалась гибкая система внутреннего учета, но разрабатывать свою или внедрять коробочную стоило бы огромных денег и времени. Поэтому ритейлер нашел другое решение. На примере кейса Fashion Logistics отвечаем на вопрос, как IT- консалтинг c использованием облачных решений упрощает запуск складского бизнеса.
W
Год назад на украинском рынке fashion e-commerce появился первый ориентированный на модные маркетплейсы 3PL-оператор Fashion Logistics. Стартапу потребовалась гибкая система внутреннего учета, но разрабатывать свою или внедрять коробочную стоило бы огромных денег и времени. Поэтому ритейлер нашел другое решение. На примере кейса Fashion Logistics отвечаем на вопрос, как IT- консалтинг c использованием облачных решений упрощает запуск складского бизнеса.
Сегодня в Украине около 30% нежилого фонда так или иначе используется в логистических целях, а сам логистический бизнес с 2018 года показывает постоянный рост в районе 20-30%. Этому есть две причины: первая — рост онлайн-продаж во время локдауна, а вторая — ускоренное проникновение e-commerce на украинский рынок на протяжении последних шести лет. Впрочем, и офлайновые ритейлеры работают в темпе: LC Waikiki, DeFacto, Cropp и другие наращивают сети аутлетов, открывается в среднем один офлайн-магазин каждый месяц. А это значит, что где-то есть склад, который должен этот магазин подпитывать.
Идея о запуске 3PL-оператора под нужды именно fashion e-commerce возникла у основателя Fashion Logistics Олега Трембицкого еще десять лет назад, когда он управлял складами Adidas. Не имея ориентированного на fashion сервиса складской логистики, игроки отрасли пользовались услугами многопрофильных 3PL-компаний. Склады не могли предложить им дополнительные условия хранения — то есть о дополнительной упаковке, проверке качества, условиях хранения для определенных единиц речи не шло.
Для запуска Fashion Logistics выбрали модель старта с небольшим клиентом для отработки процессов и их масштабирования уже на большем их количестве. Первым делом нужно было в течение месяца запустить систему управления складом со специальными возможностями отгрузки, приема, сортировки, учета товара, адресного хранения, а также работы с расхождениями.
Fashion Logistics решили эту задачу за кратчайшие сроки вместе с консалтером TBT LLC и IT-интегратором Innologis LLC. В результате, Fashion logistic получила облачную WMS систему (Warehouse management system), адаптированную под fashion e-commerce. Она обеспечивает складу полный препродакшн с уникальными штрих-кодами для товара, располагает интеграциями с почтовыми операторами и сборкой заказов с разделением по областям Украины.
Сегодня в Украине около 30% нежилого фонда так или иначе используется в логистических целях, а сам логистический бизнес с 2018 года показывает постоянный рост в районе 20-30%. Этому есть две причины: первая — рост онлайн-продаж во время локдауна, а вторая — ускоренное проникновение e-commerce на украинский рынок на протяжении последних шести лет. Впрочем, и офлайновые ритейлеры работают в темпе: LC Waikiki, DeFacto, Cropp и другие наращивают сети аутлетов, открывается в среднем один офлайн-магазин каждый месяц. А это значит, что где-то есть склад, который должен этот магазин подпитывать.

Идея о запуске 3PL-оператора под нужды именно fashion e-commerce возникла у основателя Fashion Logistics Олега Трембицкого еще десять лет назад, когда он управлял складами Adidas. Не имея ориентированного на fashion сервиса складской логистики, игроки отрасли пользовались услугами многопрофильных 3PL-компаний. Склады не могли предложить им дополнительные условия хранения — то есть о дополнительной упаковке, проверке качества, условиях хранения для определенных единиц речи не шло.

Для запуска Fashion Logistics выбрали модель старта с небольшим клиентом для отработки процессов и их масштабирования уже на большем их количестве. Первым делом нужно было в течение месяца запустить систему управления складом со специальными возможностями отгрузки, приема, сортировки, учета товара, адресного хранения, а также работы с расхождениями.

Fashion Logistics решили эту задачу за кратчайшие сроки вместе с консалтером TBT LLC и IT-интегратором Innologis LLC. В результате, Fashion Logistics получили облачную WMS систему (Warehouse management system), адаптированную под fashion e-commerce. Она обеспечивает складу полный препродакшн с уникальными штрих-кодами для товара, располагает интеграциями с почтовыми операторами и сборкой заказов с разделением по областям Украины.
Гибкость облачных решений позволяет быстро стартовать и масштабироваться
Олег Трембицкий не был заинтересован инвестировать в разработку своей WMS внутри компании, как это делают некоторые крупные игроки на рынке. Это требует крупных инвестиций: от ~$40000 в месяц, поиска IT-специалистов с опытом автоматизации логистических процессов и длинного срока старта — от полугода.

«‎Раньше бизнес аккумулировал в себе все: машины, доставку, IT и так далее. Чем больше независимости, тем увереннее чувствуешь себя, и это понятно. Такой подход позволял создать у себя ощущение, что ты «‎держишь руку на пульсе» и минимизируешь риски. Но мир меняется, бизнес начал беспокоиться о репутационных вещах и не боятся отдавать второстепенные продукты на аутсорс. Начинающим бизнесам в духе Fashion Logistics и подавно нет смысла развивать внутри себя крупные отделы не по профилю», — рассказывает сооснователь IT-интегратора Innologis Игорь Устинов.

Отдать разработку на аутсорс — не значит полностью отказаться от собственной учетной системы. У Fashion Logistics есть инхаус-команда, которая поддерживает внутреннюю админку, а консалтеру достаются задачи посложнее.

«‎У Fashion Logistics задачи бывают неожиданные, — рассказывает CEO и сооснователь консалтинговой компании TBT Алекс Ильченко. — Например, склад ожидает поставку, но описания к ней нет, или есть, но в абсолютно непригодной к обработке форме, например, в Excel с пометкой «‎фоточки там же, внутри таблицы, в Excel», а машина уже стоит на таможне. Мы с ребятами оперативно превратили этот ночной кошмар из Excel в удобный список задач по поставке, которые можно выполнить с помощью смартфона».
W
Консалтер помогает складу экономить время и деньги
TBT применяет разные партнерские сервисы и интеграции для упрощения складской логистики. На их основе интегратор может предлагать нужные и, главное, связанные решения.
Облачное хранилище файлов
Один из первых клиентов Fashion Logistics присылал фотографии товара из 1С. Работать с такой системой тяжело — через время 1С перестает обслуживать ссылки на фото и найти их потом непросто, а складу приходится работать с закрытыми глазами. Собственное облачное хранилище обслуживает ссылки на фото до тех пор, пока пользователь сам не закрывает эту задачу.
Виртуальный терминал сбора данных на складе
Его используют для сокращения поиска, идентификации и инвентаризации товара, исключения пересортицы и снижения человеческого фактора. Это все оптимизирует работу и более чем уместно во время кризиса.
DKD Shortener
Сокращает ссылки (например, в WMS) и позволяет ритейлерам обмениваться ими в личных кабинетах. При клике на сокращенную ссылку пользователь открывает путь вроде «‎мой персональный кабинет/раздел/документ/запись».
Приложение для аппаратных терминалов сбора данных
в т.ч. профессиональных, например, бренда Zebra
Легковесная система управления доставками WiPlanner из собственной линейки продуктов WiSuite
Что выбрать: коробочное решение или сервис?
Если вы готовы сформировать свой IT-отдел (архитектор, тех- или тим-лид и хотя бы 2-3 инженера), обеспечить их оборудованием для разработки, когда вы его укомплектуете, закупить или арендовать оборудование для продуктовой среды и т.д. И подождать, от полугода до 2 лет, пока результат будет достаточно жизнеспособен, чтобы обеспечить основной бизнес, то можете смело начинать собственную разработку. И обязательно надо не забыть про дополнительные и слабо прогнозируемые на старте затраты на внедрение и сопровождение. По мере развития — общий ценник будет только расти.

Если вы готовы только ставить задачи и за все платить, не обременяя себя социальной ответственностью и операционными процессами IT, то, возможно, оптимальным будет коробочное решение. Ценник будет не сильно отличаться от первого варианта, но платежи распределяются иначе, а продуктом можно будет начинать пользоваться вскоре после подписания акта приемки. Если, разумеется, «коробочная» функциональность идеально покрывает ваши процессы, что редкость. Чаще всего, надо готовиться к длительному процессу адаптации и, возможно, доработок. Как правило — тоже не бесплатных.
Плюсы коробочного решения:
Вся разработка будет у вас под постоянным контролем.
Минусы коробочного решения:
Ответственность за недоступность сервиса, проблемы поддержки и другие критические ошибки вы несете сами. В лучшем случае — пополам вместе с вендором коробочного решения, но в Украине судебные иски к IT-компании из-за потерь или недополученной прибыли скорее нонсенс;

Трудно прогнозировать бюджет;

Сложно удерживать IT-специалистов, которые знают вашу специфику. Потому что штатным разработчикам постоянно нужно быть чем-то занятыми, а обеспечить им фултайм-нагрузку в не-IT-компании — просто невозможно.
Если не хотите тратить деньги и планируете сосредоточиться только на том, что умеете и что для вас естественно — возьмите готовую систему по подписке.
Плюсы облачного сервиса по подписке:
Не оплачиваете разработку;

Прогнозируемость бюджета — стоимость рассчитывается на основании объема складских операций (отгрузки, приема, хранения, аудита, сортировки и cross-docking и т.п.).

Провайдер сам заинтересован в удержании IT-специалистов с уникальной экспертизой;

Новые функции можно получить быстрее, если они унифицированы и интересны для многих подписчиков (провайдер часто использует опросы и голосования для определения приоритетов разработки);

Облачные технологии позволяют масштабировать и обеспечивать высокую доступность сервисов.
Минусы облачного сервиса по подписке:
Психологическая ломка, что ваши данные «где-то далеко, а не на железке под столом у директора»;

Вам будет сложнее влиять на добавление узкой специфики в сервис. Облачный провайдер оценивает изменения как влияние/привлекательность для максимально широкой аудитории пользователей;

Наличие хорошего и надежного интернета становится критическим;

Риски недоступности сервисов провайдера, впрочем они такие-же как и в случае недоступности собственного сервера. Как вариант, возможен подход синхронизации ваших данных на backup-сервер, с возможность поднять запасное workaround-решение.
Эти крайние стратегии (собственное и cloud-решение) можно применять в разных пропорциях. И вполне успешно объединять с «коробочными» или «условно коробочными».

Отдельно можно указать, что решения для краткосрочного-, среднесрочного- и стратегического планирования могут сильно отличаться.

Для быстрого старта или MVP (минимально жизнеспособный продукт) универсального решения нет. Годится все, что помогает подтвердить гипотезу/начать получать первую прибыль как можно раньше. Начинать бизнес с разработки собственного решения или с адаптации готового на собственной инфраструктуре — это, пожалуй, одна из самых дорогих и быстрых дорог к провалу.

Зрелый бизнес, который уже понял свои узкие места (в том числе с использованием «стартового» IT-решения) должен быть гибким. Как правило, в этот момент у него начинает формироваться собственный внутренний IT-блок. С внутренним IT-блоком использовать внешних инструменты надежнее и эффективнее.

Бизнес, который масштабируется и выделяет бизнес-юниты, способные при этом обмениваться данными и работать в одном информационном стиле — это своего рода тоже стартапы и зрелые бизнесы из категорий выше. Но находятся они в абсолютно других, понятных условиях.
Как оценить риски и планировать IT-стратегию?
Вторая из наиболее значимых причин краха стартапов (первая причина — классическая, т.н. «ресурсный голод») — переоценка собственных возможностей умноженная на недооценку сложности задачи. Довольно часто второе — лишь усиливает первое, поэтому плачевный результат не заставляет себя ждать. Давайте попробуем разобрать, как можно избежать фатальных ошибок.
Оцените стоимость запуска IT-решения в разных вариантах
Если вы не готовы к высоким регулярным затратам и крайне дорогим форс-мажорам, то бросаться в разработку собственного решения в «кладовке» не стоит.
Оцените, как будете сопровождать и развивать IT-решение
Вместе с ростом продукта будет расти и его сложность, часто — непропорционально. Если вы не готовы к растущему бюджету IT, постоянному улучшению системы, постоянным процессам тестирования, обновления, бэкапам, и так далее — стоит поискать другой путь решения задачи.
Оцените стоимость простоя вашей IT-системы
Отказ системы — отнюдь не редкость. Из-за человеческого фактора, внешних и внутренних угроз. А если всю инфраструктуру хотите тянуть на себе, то вероятность отключения электричества, каналов связи, системы кондиционирования вырастет мгновенно. Если в это время не-IT-сегмент бизнеса будет обездвижен, то стоимость простоя может быть космической и даже фатальной для бизнеса.
Подготовьте standby — запасное решение на случай, если что-то пойдет не так
От простого к сложному. От ошибки на уровне конфигурации, до рейдерского захвата оборудования, отказа систем жизнеобеспечения и даже пожара в дата-центре.
Заручитесь мощной и качественной технической поддержкой
Чем выше технологичность процесса, тем грамотнее, доступнее и продуктивнее она должна быть. Это не только экономия времени, но и снижение операционных рисков.
Человеческий ресурс — это самое дорогое и важное, но и сложное
Тратить его на то, что легко и дешево может быть автоматизировано, противоречит самой идее бизнеса.
Проводите интеграцию поэтапно, внедряя новые процессы и сервисы по пошаговому плану
Используйте проектные подходы Agile, Lean, Waterfall, чтобы управлять достижением целей в своих (не только IT) процессах.
‎Сделать складской бизнес с нуля — это же не только открыть склад, — объясняет CEO консалтера TBT LLC Алекс Ильченко. — Это нанять персонал, наладить операционные процессы, технические и, конечно, подобрать программное обеспечение. После того как персонал будет укомплектован, а процесс — запущен, бизнес упирается в технические детали, инфраструктуру и технологии. И развитие замедляется. Иногда — полностью. Поэтому консалтер и интегратор — такая палочка-выручалочка, которая компетентно берет на себя решение технологических вопросов за сравнительно малый бюджет. Там, где для бизнеса это абсолютно новые и неизведанные моря, IT-интегратор и консалтер в них — морские волки, которые знают ветра, рифы, фарватеры, цены и условия во многих портах, повадки их обитателей.
ТЕКСТ
Маргарита Дудина
ПАРТНЕР
Материал подготовлен при поддержке TBT Cloud
Что это значит?
ВЕРСТКА
Светлана Волчкович
МЕНЕДЖЕР
Ирина Насильнева
ПРОДЮСЕР
Александра Герт
ФОТО
Unsplash
Алекс Ильченко
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ TBT CLOUD
Материал подготовлен при поддержке рекламодателя
При использовании материалов сайта обязательным условием является наличие гиперссылки в пределах первого абзаца на страницу расположения исходной статьи с указанием бренда издания AIN.UA. Материалы с пометками «Новости компаний», PR, «Спецпроект», «Промо» и «Блоги» публикуются на правах рекламы.
© 1999-2021 AIN.UA