За последний месяц издание The Wall Street Journal одно за другим выпустило расследования о компании Facebook и ее проектам. Серию публикаций назвали «крестовым походом» против Марка Цукерберга. У WSJ был свой информатор — женщина по имени Фрэнсис Хауген, раскрывшая свою личность на CBS, где уже открыто критиковала Facebook. В компании все обвинения отрицают. Редакция AIN.UA вкратце пересказывает, что происходит.

Фрэнсис Хауген

Сейчас Хауген 37 лет, в Facebook она пришла в 2018 году. Ее специализация — Data Scientist, она получила образование в сфере компьютерного инжиниринга и MBA в Гарварде. Ранее она работала в Google и Pinterest. В Facebook ее позвали рекрутеры и ей, как она сама уверяет, было действительно интересно поработать в компании, чтобы наладить работу алгоритмов: на тот момент, как утверждает Хауген, компания плохо справлялась с борьбой с дезинформацией. 

Хауген-2
Фрэнсис Хауген. Фото: CBS.

За два годы работы изменить практически ничего не получилось. Ей дали команду из нескольких человек и пару месяцев для достижения результата. Когда стало понятно, что это сделать невозможно, отдел распустили, Хауген перевели в другой отдел. Тогда ей стало понятно, что ничего не изменится. В этот момент она стала собирать внутренние документы, чтобы предать их огласке. Как она сама уверяет, ее цель — не закрыть Facebook, а просто сделать соцсети компании более безопасным местом. 

the facebook files

Все документы, которые Хауген удалось раздобыть, она передала журналистам издания The Wall Street Journal. Редакция выпустила в мир 9 материалов, которые назвали the facebook files или «Досье Facebook». Своего рода Panama Papers, а Хауген уже называют «корпоративным Сноуденом», по аналогии с Эдвардом Сноуденом, который обнародовал секретные документы ФБР.

Хауген-1
Изображение: WSJ
  1. Facebook Says Its Rules Apply to All. Company Documents Reveal a Secret Elite That’s Exempt 
  2. Facebook Knows Instagram Is Toxic for Many Teen Girls, Company Documents Show
  3. Facebook Tried to Make Its Platform a Healthier Place. It Got Angrier Instead.
  4. Facebook Employees Flag Drug Cartels and Human Traffickers. The Company’s Response Is Weak, Documents Show.
  5. How Facebook Hobbled Mark Zuckerberg’s Bid to Get America Vaccinated
  6. Facebook’s Effort to Attract Preteens Goes Beyond Instagram Kids, Documents Show
  7. Facebook’s Documents About Instagram and Teens, Published
  8. Is Sheryl Sandberg’s Power Shrinking? Ten Years of Facebook Data Offers Clues
  9. The Facebook Whistleblower, Frances Haugen, Says She Wants to Fix the Company, Not Harm It

Все материалы основываются на внутренних данных Facebook, которые компания публично не представляет. Их добыла Хауген и передала прессе. Есть несколько наиболее значимых направлений: 

  • Представим, что за 5 минут вы можете посмотреть 100 единиц контента в Facebook. Есть тысяча вариантов, которые может показать платформа. И вам покажут то, что может вызвать дальнейшее взаимодействие с сервисом. Чаще всего это хейтспитч, разжигание ненависти, противоположные мнения и так далее. Никаких фотографий друзей из отпуска. Алгоритмы настроены так, чтобы провоцировать людей, а не быть безопасным местом. Компания много говорит, что борется с этой проблемой, но на самом деле речь о паре процентов заблокированного или удаленного контента. 
  • Сейчас лента устроена таким образом, что значение обычных лайков ниже других реакций. Фото из отпуска с сотней лайков будет продвигаться хуже, нежели пост с раздраженными или грустными реакциями. 
  • Компания ничего не делает для того, чтобы исправить ситуацию. Если Facebook изменится в лучшую сторону, она начнет меньше зарабатывать. Для компании это, очевидно, не лучший вариант развития событий. Даже после серии материалов, которые выпустила The Wall Street Journal, руководство Facebook публично не заявило о желании что-то изменить. 
  • Instagram негативно влияет на подростков, это токсичная среда, которая не помогает их развитию. И хуже всего, что соцсеть никак не может это исправить или, например, понять, что пользователь врет о своем возрасте. 
  • Те, кому все можно. Оказалось, что у Facebook есть список пользователей, кому можно больше других. Обычно это звезды или инфлюэнсеры, спортсмены и политики. Если они нарушают правила соцсети, им скорее всего или ничего не будет, или заблокируют один конкретный пост, тогда как обычному человеку могут удалить аккаунт. В пример приводят футболиста Неймара, который выкладывал фото обнаженной женщины (она обвинила его в изнасиловании), за что страницу должны удалять. Его страницу не удалили. 
  • Несмотря на то, что у соцсети десятки тысяч модераторов, бОльшая их часть работает именно с контентом на английском. Модераторов, которые работают по другим языкам, намного меньше, как следствие, контент модерируется слабо или не модерируется вообще. Из-за этого Facebook в Азии и Африке часто используют как раз для пропаганды ненависти, социальная сеть становится местом разжигания конфликтов.
  • Facebook обвиняют в засилье фейковой информации в целом и конкретно повальном засилье дезинформации о COVID-19 и вакцинах. Согласно внутренней информации Facebook (непубличной), в США около 40% всех постов о вакцинах — от антипрививочников. 

Project Amplify

Еще две недели назад у Facebook был большой план под названием Project Amplify или проект «Усиление». Его идея — создать компании и всем ее проектам позитивный имидж через рекламу соцсети и ее продуктов. Кроме того, позитивный имидж должен был создаваться и у Марка Цукерберга. По мнению команды, цель Project Amplify — дистанцировать Цукерберга от скандалов и выстроить вокруг него позитивную повестку. Так, основатель Facebook не должен ходить на публичные выступления, а вместо этого ему лучше рассказывать о своем досуге. Все помнят его фото с флагом? 

Идея проекта «Усиление» была в том, что посты с извинениями от Цукерберга не помогают избавиться от негатива, поэтому его не стоит вообще с ним связывать. 

Но Project Amplify не сработал. 

Уже 5 октября, после того, как Хауген дала 60-минутное интервью CBS, Марк Цукерберг заявил, что все написанное о его компании – не совсем соответствует действительности. 

«Большинство обвинений не имеет смысла. Если бы нас не заботил хейт-контент, зачем бы мы брали на работу так много людей для борьбы с ним. Зачем нам игнорировать исследования, если мы сами их же делаем, чтобы понимать, что происходит», — пишет Цукерберг, по сути вновь взяв на себя миссию объяснить, что же произошло. 

Власть

Для Facebook ситуация не из простых. Представителей социальной сети вновь вызывают в Конгресс для дачи показаний, в бездеятельности ее обвиняет лично президент США Джо Байден, бывшие сотрудники сливают внутреннюю информацию, о чем активно пишет пресса. 

Facebook — огромная компания с капитализацией в триллион долларов и выручкой в десятки миллиардов. Состояние Цукерберга — под сотню миллиардов. Как пишет Bloomberg, нынешняя повестка вокруг социальной сети — не про парня, который создал соцсеть на два миллиарда человек в общежитии, а человек, построивший миллиардное состояние на разжигании ненависти и безопасности детей. 

Сейчас есть три варианта развития событий: 

  • ничего не изменится
  • более серьезный надзор за деятельностью компании и изучение работы ее алгоритмов
  • самый радикальный — отделение от Facebook двух крупнейших сервисов — Instagram и WhatsApp. В США считают, что у Facebook очень много власти и влияния, разделение позволит немного изменить ситуацию.  

Дальше — пока неизвестно. Но точно понятно, что рекламных постов с позитивной повесткой для того, чтобы не допустить двух последних сценариев развития событий, уже будет недостаточно.