До 11 октября 2021 года украинские компании, работающие как юридические лица, должны подать государству данные о своих бенефициарах. AIN.UA напоминает о том, почему это нужно делать и приводит алгоритм подачи такой заявки.
Почему нужно подавать такие данные?
Обязанность для юрлиц подать государству данные о структуре собственности и конечных бенефициарных собственниках (бенефициарах) предусмотрена в Законе Украины о госфинмониторинге №361-IX.
- Структура собственности — это информация о том, кто и как управляет юридическим лицом.
- Бенефициар — это физическое лицо, которое прямо или косвенно владеет долей или правом голоса в размере 25% и более, а также любое физическое лицо, которое имеет неформальное решающее влияние на деятельность юридического лица.
Как это сделать?
Такие данные нужно подать до 11 октября 2021 года. Для этого уполномоченное лицо компании (ее руководитель или представитель по доверенности от предприятия, удостоверенной нотариально) обращается либо:
- в Центр предоставления административных услуг (ЦНАП);
- или к нотариусу, который предоставляет услуги по регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.
До 11 октября административный сбор за подачу таких данных не взимается.
Документы, которые должен подать руководитель (или уполномоченное лицо):
- Заявление о госрегистрации (для большинства юрлиц это — форма №2). Нужно заполнить первую и вторую страницу (для каждого бенефициара отдельно), а также пятую страницу (информацию о физлице заявителя).
- Структуру собственности юрлица. Ее можно составлять в произвольной форме, но она должна отражать всю цепочку владения юрлицом, до конечного бенефициара-физлица. Примеры составления этого документа можно посмотреть на сайте Минфина.
- Выписка, извлечение или другой документ из торгового, банковского, судебного реестра, которая подтверждает регистрацию юрлица-нерезидента в стране его местонахождения. Это нужно для случаев, если учредитель юрлица является нерезидент.
- Если бенефициар — нерезидент, обязательно нужна нотариально заверенная копия паспорта. Для граждан Украины, если у бенефициара паспорт старого образца (книжечка), нужна нотариальная копия, если нового (пластиковая ID-карта), такая копия не нужна.
Документы можно подать либо по почте (но до конечного срока осталось не так много), либо лично. Если документы отправляются по почте, подписи на них должны быть также нотариально заверены.
Как подавать эти данные в дальнейшем?
Начиная с 2022 года, нужно будет подтверждать сведения о конечном бенефициаре ежегодно. С 2022 года это нужно будет делать в течение 14 календарных дней с даты госрегистрации юрлица. Для этого ввели новую форму заявления (№6). Вместе с этой формой нужно будет подавать и документы, указанные в пунктах 2,3,4.
Update:
8 октября Верховная Рада приняла законопроект, который переносит конечный срок для подачи таких документов еще на 9 месяцев. Если его подпишет президент и он будет опубликован, то у юрлиц появится достаточно времени, чтобы подготовить такие документы.