Загадочный стартап, который начинался как один из самых амбициозных проектов в Украине, глобально обсуждаемый, почти как Clubhouse, с огромной базой вдохновленных пользователей и очередью из потенциальных клиентов, запутался в собственных инновациях, выбился из бюджета и пополнил ряды зомби-стартапов.
В 2019 году на AIN.UA появилась новость, что у Nimses — нашумевшей украинской социальной сети — финансовые проблемы. Тогда же впервые стали известны инвесторы. После публикации большого материала один из сотрудников социальной сети в личной беседе заявил, что вся информация не соответствует действительности, весь текст — фикция. В действительно все оказалось наоборот: для компании наступило начало конца.
Несколько месяцев назад редакции AIN.UA стало известно, что в команде Nimses осталось трое человек. На днях — что инвесторы подали в суд на основателей проекта. Сами основатели на связь не выходят. Сотрудники не получили полной выплаты зарплаты. Приложения Nimses давно не обновляются, продавцы годами ждут свои выплаты. Стартап, запустившийся с хайпом не хуже Clubhouse, теперь так же бесследно исчез.
На момент подготовки материала редакция AIN.UA не может утверждать, что проект закрылся, поскольку ни с кем из команды связаться не удалось. Но можно предположить, что на данном этапе история Nimses закончилась.
Nimses запустили в 2017 году студенты Могилянки. Приложение сразу стало хайповым благодаря системе приглашений и промокодов, а также необычной идее: главная наша валюта — время. Идея с нимами и временем-валютой многим показалась оригинальной, социальная сеть быстро вышла на первые позиции по загрузкам в App Store и Google Play. У истоков – Давид Мироновский (СЕО и автор идеи), Андрей Сирченко (СМО).
Чтобы быстрее стать частью жизнью пользователей, в Nimses запустили возможность покупать настоящие физические товары или услуги за нимы. Например, кофе или одежду. Привлекать партнеров удавалось за счет обещания делать обратный выкуп нимов за валюту: 1000 нимов оценивали в $1. В моменте идея действительно стала популярной, как минимум в Киеве.
Как часто бывает с хайповыми проектами, первый интерес к Nimses быстро пошел на спад. Тем не менее, команда продолжала работу над приложением: пользователи получали новые функции, партнеры — возможность продавать через площадку. Спустя год после запуска Nimses мы опубликовали большую историю и, казалось, все идет своим чередом: стартап развивается.
Руководство Nimses ничего не рассказывало о том, откуда у компании деньги и есть ли у них инвесторы. Впервые о том, кто предоставлял стартапу финансирование, стало известно в 2019 году.
Источники на рынке сообщили AIN.UA, что у Nimses четыре инвестора: два россиянина, один из которых экс-чиновник, сотрудник украинского фонда ICU (сам фонд отношения к стартапу не имеет), а также украинский предприниматель Евгений Уткин. Уткин подтвердил, что инвестировал в Nimses, и в большом письменном ответе на запрос AIN.UA объяснил, почему поддержал проект. Прочесть его мотивацию можно по ссылке ниже.
Тогда же впервые стало известно о финансовых проблемах Nimses, сотрудникам начали задерживать зарплаты. Представители проекта тогда назвали проблемы временными, их должен был решить новый раунд инвестиций, привлечением которого как раз занималось руководство.
Раунд привлечь так и не удалось.
Летом 2021 года редакции AIN.UA стало известно, что из стартапа на несколько десятков сотрудников Nimses превратился в медленно умирающий проект. В попытках понять, что происходит, редактор AIN.UA попробовал связаться с руководством, но получить какие-либо ответы не удалось. Давид Мироновский на наши вопросы не ответил, остальной состав руководителей покинул проект ранее, поэтому об актуальной ситуации рассказывать не стали. Несколько сотрудников заявили, что давно не работают в Nimses и рассказать ничего не могут.
О том, что история Nimses закончилась, свидетельствует несколько фактов.
- Приложения для Android и iOS не обновлялись больше года.
- В комментариях в Google Play пользователи жалуются, что с начала сентября не могут войти в аккаунт, на iOS сервис работает с перебоями.
- Сайт не работает.
В золотые времена Nimses – в середине 2017 года – количество пользователей приложения достигало 2 млн в месяц. Впрочем, уже к 2018-му году статистика скачиваний сильно просела – до 500 000 во втором квартале 2019 года. На сегодня ситуация иная. По данным AIN.UA, за третий квартал 2021 года приложение на iOS и Android суммарно скачали 11,5 тысяч пользователей.
Факт того, что команде стартаперов не удалось построить большую историю – вполне нормальная история. Не все стартапы взлетают. Мы не зря провели аналогию с Clubhouse, который утратил интерес аудитории уже через пару-тройку месяцев.
Но у истории Nimses есть пострадавшие стороны.
Продавцы остались без денег
Выше мы рассказывали, что на Nimses можно было продавать товары за нимы, после чего платформа обещала проводить обратный выкуп нимов. Так вот, конвертационная биржа не работает уже несколько лет. Продавцы на маркетинговом эксперименте с Nimses потеряли деньги.
Основатель кафе “Кавабулки” Анзор Абуладзе с 2018 года ждет, когда компания выплатит 15 000 евро в обмен на нимы, за которые он продавал свою продукцию пользователям приложения. Летом 2018 он взял кредит, который рассчитывал вернуть с выплат от Nimses. Однако денег так и не получил.
«В основе моей кредитной задолженности 530 000 грн лежит 400 000 грн под «Нимсес». Понадеялись в расчете на скорое закрытие через возврат 15 000 евро (на тот момент они еще платили). Но не сложилось, – рассказал Анзор. – До локдауна 2020 с задолженностью я справлялся и без «Нимсес», но после – со всеми тяготами карантинов, это стало проблемным кредитом».
Последняя коммуникация с Nimses у Анзора состоялась в ноябре 2019 – в стартапе просили прислать скан подписанного плана ежемесячного погашения суммы до ноября 2020 года. Nimses обещала, что выплатит Анзору долг небольшими траншами по 300 евро. После того, как Абуладзе выслал скан, на связь с ним больше не выходили. Ни одного транша не последовало.
Сотрудникам не выплатили зарплаты
Издание Vector поговорило с несколькими бывшими сотрудниками компании. Как оказалось, не всем Nimses выплатил обещанное вознаграждение. Удастся ли команде получить деньги — неизвестно.
Суд с инвесторами
Среди тех, к кому мы обратились за комментарием, был и публичный инвестор Nimses – Евгений Уткин. Его ответ оказался несколько неожиданным:
«Компания NIMSES Inc., зарегистрированная в штате Delaware, финансировалась кредиторами/инвесторами, применяя инструмент convertible notes. Компания в апреле 2020 года должна была вернуть деньги либо акции, что не было сделано. Сейчас дело находится в суде штата Delaware», — рассказал Уткин редактору AIN.UA.
Судебные разбирательства в штате Делавэр закрытые, поэтому ознакомиться с исковыми документами редакции не удалось, как и узнать подробности процесса.
Получить комментарии от других инвесторов не удалось также. И основатель стартапа на связь с инвесторами не выходит.
«С основателем компании Давидом Мироновским контакта нет. Это история про рыбака и золотую рыбку, где Давид сыграл роль старухи», – заключил Уткин.
Напомним, в этой сказке Старуха постоянно гоняла Старика просить у Рыбки все большие и большие блага – сначала новое корыто, потом избу, замок, и наконец собственное государство. Пока не замахнулась на владение самой Рыбкой-волшебницей. Закончилась эта история у разбитого корыта.