Опция смены налогового резидентства раньше не была популярной в Украине. Но сейчас — это горячий и частый запрос от собственников, причем не только крупного бизнеса, а среднего и малого.
Что пошло не так:
В Украине запускают правила КИК, автоматический обмен налоговой информацией. От граждан ждут полной прозрачности в раскрытии активов, уплаты налогов.
Но со своей стороны государство не выполнило свою часть задачи: нет и намека на доверие к налоговой, к правоохранительным органам; налоговые законы печатают на законодательном принтере чаще, чем женщины меняют маникюр.
В итоге бизнесу элементарно страшно и экономически нецелесообразно раскрывать свои активы в государстве, где ни один собственник не застрахован от рейдерства или включения против него режима холивара налоговыми и правоохранительными органами.
К чему приводит?
Бизнес ищет по рынку решения, покупает карточки ОАЭ, золотые визы в Португалии, пробуется в роли гражданина Румынии, Кипра, Мальты и т.д.
В итоге, что получается?
- Меньше налоговых резидентов Украины = меньше налогов в казну.
- Фискальный подход не работает в государстве с низким уровнем доверия ко всем ветвям власти.
- В хаотичных попытках уменьшить и смягчить риски бизнес допускает юридические и налоговые ошибки, которые на долгой дистанции только усугубят ситуацию.
Какие самые распространенные ошибки бывают с налоговым резидентством Украины?
- Налоговое резидентство нельзя просто купить, как платье в магазине. Покупая паспорт, визу, карточку вы не становитесь налоговым резидентом, если у вас нет, например, постоянного места жительства в той второй стране, ваши супруги и дети не в той стране, вы в Украине не менее 183 дней в году, а и еще ваш ФОП уплачивается и декларируется на едином налоге. Это как минимум.
- Игнорирование двойного налогообложения.
По горячим октябрьским следам привожу пример с Мальтийской программой Мaltese Exceptional Investor Naturalization (MEIN) – натурализации за исключительный вклад в развитие Мальты. У Еврокомиссии много вопросов к такой продаже паспортов за инвестиции, идут суды. Мальта уже начала публично разглашать списками получивших паспорт.
И новый виток событий в этой трагикомедии: Community Malta Agency уведомила миграционных агентов, что налоговые органы Мальты собираются извещать юрисдикции изначального гражданства успешных заявителей на соискание паспортов Мальты, которые подадутся на такие паспорта с 2022.
Чем будут делиться:
- ФИО;
- дата рождения;
- место проживания;
- TIN (налоговый номер соискателя);
- тип полученных резидентских прав;
- весь пакет документов, который был подан как приложение к заявке на получение мальтийского паспорта по программе MEIN.
Кто получатель выше описанной информации?
Налоговый орган юрисдикции, с гражданством которой заявитель изначально подался на паспорт Мальты в рамках программы MEIN.
Последствия
С января 2022 новые заявители на мальтийское гражданство по программе Exceptional Services (SL 188.06) получат серьезные проблемы с родной налоговой, если, например:
- фактически проживают сами и с семьей не на Мальте;
- пребывают в родном государстве не менее 183 дней (включая день приезда и отъезда) на протяжении периода или периодов налогового года.
Эти критерии не исчерпывающие.
Мои рекомендации:
- Выбирая для себя опцию смены налогового резидентства, не допускайте юридических и налоговых ошибок.
- Учитывайте риск того, что текущая покупаемая программа в любой момент может быть оспорена какой-нибудь Еврокомиссией. Будьте готовы к последствиям.
- Не покупайте налоговое резидентство, а приобретайте его, соответствуя критериям налогового резидента другой страны: фактический переезд с семьей, место ведения бизнеса, разрыв экономической связи с родным государством.
- Не забывайте о двойном налогообложении.
- Будучи гражданами Украины, будьте готовы к налоговым спорам с украинскими налоговиками, даже если вы не допустили ни единой ошибки. Исходя из каждой конкретной ситуации такой риск определяется от низкого к высокому.
Автор: Мария Загрядская, адвокат, советник практики международного налогового права Avidbiz