Мария Ортинская, патентный поверенный и CEO IPStyle, в своей статье рассказывает о том, как украинскому стартапу правильно подойти к защите своего VR-решения.


Виртуальная реальность (на английском virtual reality — VR) наряду с дополненной (augmented reality — AR) и смешанной (mixed reality — MR) меняет то, как и каким мы видим мир. Технологии широко применяются в авто- и авиастроении, здравоохранении, обороне, в сфере образования и корпоративного обучения, архитектуре, туризме и т.д. Инженеры экспериментируют с дизайном и структурой объекта на стадии концепта, медики используют в виде хирургических симуляторов и инструментов реабилитации, маркетологи «натаскивают» менеджеров на взаимодействие с покупателями, а художники рисуют виртуальные граффити.

Фото предоставлено автором

По мере того, как VR находит все большее применение, растет и число заявок на патенты. В этом материале мы рассмотрим несколько рекомендаций тем, кто работает над новыми приспособлениями и технологиями, позволяющими погружаться в виртуальный мир, и задумался о патентовании.

Что патентовать? Объект охраны

Виртуальная реальность, она же — технология погружения, это ничто иное, как созданный техническими средствами искусственный мир, воспринимаемый человеком посредством органов чувств, его ощущений. Для погружения необходимы устройства, такие как шлемы, очки, контроллер жестов, дисплей и пр.

Вторая компонента — технологическая, например, способ обработки изображения или графической визуализации в пространстве. При этом программное обеспечение, приложение послужит «мостом» между миром реальным и виртуальным. Безусловно, такие разработки подлежат охране как объекты интеллектуальной собственности. Например, новая гарнитура может быть запатентована в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца, а программный код защищен авторским правом.

Так, прежде, чем подаваться на патент, важно определить объект патентования: способ, устройство, система.

Вполне возможно, что вашу технологию нужно охранять и как способ, и как устройство, и как систему. Или несколько способов и несколько устройств. Здесь уже ваш патентный поверенный должен подсказать, как лучше поступить в конкретном случае.

Где патентовать? Территория

Патент наделяет своего владельца правом решать, каким образом его изобретение может (и может ли) использоваться другими людьми. Это определенная монополия на объект. Но только на территории той страны, где выдан этот охранный документ. Поскольку патент имеет территориальное действие. Например, Google запатентовала в США систему и способ совместного использования VR-элементов. Это означает, что именно у Google монополия на раскрытую в патенте технологию и именно на территории США.

Украинский стартап планирует выход со своим решением на рынок США? Значит и заявку следует подавать в Ведомство по патентам и торговым маркам США (USPTO). На рынок ЕС? Значит в Европейское патентное ведомство (EPO). Заранее определитесь с интересующими вас странами присутствия и планами развития. Подумайте, какие страны будут актуальны для вашего бизнеса завтра.

По итогам 2020 года глобальный рынок VR оценивается в $15,81 млрд и прогнозируется его рост до $69,60 млрд в 2028-м. Потенциал огромен. Конкуренция — тоже.

Патентный поиск

Патентный поиск — один из самых важных этапов при получении патента. От него зависит то, какое решение в результате вынесет патентное ведомство и не получит ли разработчик судебный иск от конкурента. Иными словами, не потратите ли вы впустую силы, время и деньги.

По сути, патентный поиск — это поиск информации по официальным ресурсам патентных ведомств, всевозможным базам данных. Он позволит оценить риски отказа в выдаче патента — как на основании отсутствия мировой новизны, так и изобретательского уровня. Это означает, что аналогичные решения не должны находиться в открытом доступе нигде в мире до даты подачи вашей заявки.

Кроме того, это способ узнать, не нарушает ли ваше устройство, система, технология чьи-либо права. В таком случае проводится т.н. поиск на патентную чистоту (англ. freedom to operate search). В отличие от поиска на новизну, здесь задача — разложить ваш продукт на составляющие и проверить, не нарушает ли каждая составляющая патентных прав. Искать нужно не только патенты, но и поданные заявки на патенты. 

Пример из практики. IT-компания разработала новый способ обработки изображений и решила его запатентовать в Украине, США и странах Европейского Союза. Разработка велась штатными специалистами, и компания была абсолютно уверена, что технология — новая. Но уже перед подачей заявки решила все же перепроверить. Выяснилось, что у соответствующей технологии уже есть «хозяин», в частности — компания из США. Последствия несложно предугадать.

Однако, даже если риски нарушения прав есть, не стоит отчаиваться. Постарайтесь договориться с владельцем патента. Патентное лицензирование — абсолютно нормальная мировая практика, и многие компании, даже конкурирующие, предоставляют друг другу лицензии на использование технологий.

Подготовка заявки, а именно — формулы, описания

Когда компания разрабатывает VR-решение или продукт, для защиты от копирований, будущей коммерциализации необходимо правильно подойти к подготовке патентных заявок. Это может быть как одна, так и серия заявок. Главное в данном случае — корректность составления патентной формулы или патентных формул.

Например, вы создаете новое VR-устройство. Скажем, головной убор, который помимо эстетических функций выполняет еще и технологические: погружение в виртуальную реальность. В этом случае целесообразней подать заявку и на дизайн — внешний вид головного убора, и на изобретение — для охраны самой конструкции VR-головного убора или технологий, которые лежат в его основе.

Рассмотрим на примере заявки американской киностудии DreamWorks Animation LLC. Компания разработала технологию езды гонщиков в виртуальной реальности. Она касается и общей системы езды в виртуальной реальности, и метода, генерирующего езду, и устройства для погружения в виртуальную реальность. В данном случае была подана одна заявка, которая состояла из трех независимых пунктов формулы: системы, метода и устройства. Таким образом, если кто-то будет использовать лишь запатентованный киностудией метод, но свое устройство, он все равно будет нарушать права киностудии.

Если же компания разрабатывает различные технологии VR и решает разные технические задачи, то как правило подаются разные заявки. Это связано с тем, что заявка на изобретение должна относится к одной технической задаче. В примере с киностудией — это обеспечение езды в виртуальной реальности. Кстати, эта же киностудия работает и над другими задачами в VR и, соответственно, охраняет их разными патентами. Так, помимо езды запатентован метод и система для калибровки, метод генерации трехмерного изображения из двухмерного с использованием карт глубины.

Многим нашим креаторам, изобретателям зачастую не хватает знаний, чтобы оценить потенциал своих разработок и правильно их оформить. Не всегда они могут самостоятельно написать формулу изобретения и оформить необходимый объем охраны.

План «Б»

Задайте себе вопрос, есть ли у вас план действий в случае получения отказа в патенте. Например, концепция внесения изменений в заявку. Или тезисные ответы для пояснения эксперту патентного ведомства, чем вы отличаетесь и в чем ваша новизна (изобретательский уровень) по сравнению с конкурирующими изобретениями.

Подача заявки

Как правило, это самый элементарный этап в процессе патентования. Заявка подается в патентное ведомство в бумажной или электронной форме. И для последней, кстати, нужно не просто загрузить данные о вас и подготовленные файлы, а и скрепить документы электронной цифровой подписью.

Соблюдения могут потребовать и другие формальности. Например, в Украине вы можете подать заявку сразу на юридическое лицо, а в США заявка подается только на физическое лицо. И, если есть желание, чтобы патент перешел к юридическому лицу, то следом за подачей заявки подается акт о передаче прав на изобретение.

Не исключено, что от патентного ведомства поступят дополнительные вопросы. Они могут быть, как по формальным вопросам, так и по сути. Например, не соблюдена терминология или эксперт нашел схожее техническое решение, и считает, что ваше не является новым. Отвечать и исправлять недочеты нужно оперативно, важны точность и время.

Для ориентира, в Украине патентование изобретения по стандартной процедуре занимает 1-2 года, по ускоренной – 7-9 мес. В США — а это самый большой рынок технологий – в среднем 1,5-3 года.

А что если..?

Усовершенствовать уже существующие решения

Тот факт, что популярность VR резко возросла за последнее десятилетие и на рынке присутствует немало разработчиков самой технологии, производителей VR-девайсов, не означает, что у вас нет возможности развивать, дополнять существующие решения и даже патентовать их. Будь то устройство или способ обработки изображений, генерации изображений, аудиосистема для лучшего погружения в виртуальную реальность. А, возможно, адаптация под ту или иную индустрию.

Не хватает ресурсов

Если вам не хватает ресурсов — например, финансовых — на разработку и внедрение устройства, скажем, первого голографического дисплея или беговой VR-дорожки, можно пойти на Kickstarter или иные краудфандинговые платформы. Кроме того, существуют онлайн-сервисы по размещению и продвижению патентов на пути к кошельку инвестора, а при патентных поверенных — годами наработанные пулы инвесторов.

Если же не хватает ресурсов технических, можно подумать о коллаборации с другими новаторами или присоединиться к командам крупных компаний, которые также работают в VR-направлении.

Еще один путь — лицензирование запатентованной технологии. Таким образом, патент будет у вас, а компания-производитель будет выплачивать роялти (процент от стоимости усовершенствованного запатентованного устройства, технологии).

Автор: Мария Ортинская, патентный поверенный, СEO IPStyle