Американская компания Facebook второй месяц подряд – едва ли не главная тема для бизнес и политических СМИ. Все благодаря внутренним документам, которые экс-сотрудник Facebook Фрэнсис Хауген передала прессе. Сначала все тексты выходили на The Wall Street Journal, оригиналы можно посмотреть здесь, а краткий пересказ мы подготовили здесь. Проект назвали The Facebook Files. 

Сегодня же мир получил новую порцию документов, которые показывают проблемы социальных сетей, принадлежащих Facebook. Одновременно 17 изданий выпустили десятки статей на основе тысяч страниц внутренних документов. Из-за масштаба новый журналистский проект прозвали The Facebook Papers, по аналогии с утечками из офшорных регистраторов (например, Panama Papers). Издание Protocol собрало все новые публикации в единый список, мы добавили его в конце материала, если вам интересно прочесть оригиналы. Здесь же редакция AIN.UA коротко рассказывает, в чем обвиняют Facebook.

Facebook Papers-1

Facebook Papers

Сливы данных по Facebook — невероятного масштаба. Это десятки страниц текстов, написанных на основе тысяч внутренних документов компании. Мы выбрали несколько тем, которые сильнее других показывают реальное состояние дел в компании. 

  • У социальной сети Facebook огромные проблемы с привлечением именно молодой аудитории. Начиная с 2019 года ее отток составил 13%. Как ее вернуть в компании не знают. Проблема оттока молодого поколения есть и у Instagram. Даже если молодежь регистрируется в соцсетях Цукерберга, они не очень активны и запускают Facebook реже, чем, например, TikTok. Число регистраций людей моложе 18 лет упало на 26% за год, подростки жалуются, что им скучно в Facebook, а еще там много негатива. Как пишет The Verge — Facebook потеряла целое поколение. 
  • Компания Facebook занимает монопольное положение на рынке США. Если говорить о времени, которое американцы проводят в приложениях, то сервисы Facebook занимают 80% времени. По данным Politico, 78% взрослых американцев и почти все подростки страны используют сервисы Facebook. Одноименной социальной сетью пользуются почти все в США, она немного проигрывает TikTok и Snapchat, но подростки в Штатах все еще активно используют Instagram. Дневное число пользователей сервисов Марка Цукерберга — 172 млн пользователя, тогда как у ближайшего конкурента — YouTube — аудитория в 122 млн пользователей. Facebook огромен. 
  • Большая проблема — дублирование аккаунтов. Часто, особенно молодые люди, создают себе несколько страниц. Facebook все их считает как новых уникальных пользователей. Например, в 2017 году 15% аккаунтов, созданных подростками, были дублями. В 2018 году, 11% аккаунтов или 1 млн аккаунтов подростков — это SUMA (Single User Multiple Account — когда на одного пользователя приходится несколько аккаунтов). Инвесторам об этом не рассказывают, а сколько таких аккаунтов в мире — никто не знает. 
  • При этом SUMA — головная боль для Facebook. Если это подросток с двумя аккаунтами — это еще ничего. Но некоторые использовали несколько аккаунтов (десятки) для публикации заведомо токсичного или фейкового контента для достижения своих целей. Дневная аудитория читателей этой информации — порядка 11 млн пользователей только в США. Сотрудники компании на условиях анонимности рассказывают, что в Facebook не спешили бороться с такими пользователями, хотя даже факт создания двух аккаунтов — уже нарушение правил социальной сети. Почему их не удаляли? Именно SUMA составляли большую часть новых регистраций, компания не хотела терять в притоке пользователей. 
  • Компания готова идти на все, только бы удержать рост пользовательской базы и их активность. Например, был эксперимент по скрытию лайков в Facebook, но как только аналитики заметили снижение активности и падение взаимодействия с контентом, эксперимент отменили. 
  • Огромных масштабов проблема — модерация контента. В США лишь 10% пользователей, но 84% ресурсов компании идет на модерацию именно внутри родной для Цукерберга страны. При этом Индия, где у компании 340 млн пользователей, страдает от недостатка модерации: местный сегмент Facebook полнится неподобающим контентом. На весь Афганистан, где у сервиса 5 млн пользователей, всего несколько модераторов со знанием языка: о качественной проверке публикаций не приходится говорить, команда просто не справляется. Схожая ситуация в Африке, Азии, на Ближнем Востоке. Facebook в этих странах полон дезинформации, фейков, постов, разжигающих ненависть и тд. Жители этих регионов говорят, что местный Facebook — Дикий Запад. 
  • Исходя из внутренних документов, команда Facebook просто не может модерировать весь контент. Модерацией занимается около 15 000 человек на 70 языках. При этом Facebook предоставляет свой сервис пользователям на 110 языках, а диалектов, которые используются в постах — еще больше. 
  • CNN удалось обнаружить, что Facebook используют для торговли людьми. И компания не делает достаточно, чтобы такое прекращать. Даже журналистам CNN удавалось находить такие объявления — они удалялись после того, как в Facebook отправлялись соответствующие запросы. 
  • Facebook не хочет терять пользователей, поэтому руководство готово идти на беспрецедентные меры. Так, в 2020 году соцсеть пошла на уступки правительству Вьетнама и цензурировала публикации оппозиции. Разрешение на это дал лично Цукерберг.
  • Чтобы избегать проблем, у Facebook конечно же есть свои лоббисты в Вашингтоне. 

Исходя из документов, о проблемах знает как руководство, так и сотрудники компании. Внутри Facebook есть понимание, что модераторов недостаточно, работа с фейками и разжиганием ненависти идет медленно, а порой и вовсе отсутствует, социальные сети заполнены дезинформацией и негативом. Но все решения принимаются исходя из одной цели — компания должна расти. По данным главного инсайдера — Фрэнсис Хауген — сейчас Марк Цукерберг сосредоточен только на росте прибыли. И, как следствие, может даже соврать Конгрессу: на одном из заседаний он говорил, что компания удаляет 95% негативного контента. На деле же оказалось — только 5%. 

А что Facebook?

Во-первых, компания продолжает риторику, что все документы вырваны из контекста и являются лишь частью огромного плана по улучшению Facebook. Во-вторых, Facebook планирует ребрендинг и собирается анонсировать новый бренд в ближайшее время. 

В CNN же пишут, что это крупнейший кризис в истории компании за всю историю ее существования. При этом, разрушать Facebook никто не планирует. Главный посыл — как исправить Facebook. 

Повлияли ли материалы всех американских СМИ на стоимость акций компании Марка Цукерберга? Если сравнивать с тем, какой удар индустрии соцсетей нанесли изменения правил сбора информации на устройствах Apple, то можно сказать, что компания публикаций Facebook Papers и не заметила.


Тексты американских СМИ о Facebook Papers на основе утечки данных: