Один из крупнейших и старейших венчурных фондов США, Sequoia Capital, объявил об отказе от традиционной для VC 10-летней модели инвестирования. В самом фонде это решение называют своей наибольшей инновацией. AIN.UA рассказывает, как поменялась работа фонда и как это скажется на рынке в целом.
Что случилось
Sequoia Capital, как и другие венчурные фонды, ранее работала по модели 10-летних циклов финансирования. Это иногда приводило к сложностям, в частности, из-за такого ограничения инвесторы могли ликвидировать свои доли в публичных компаниях “по графику”. Теперь же Sequoia пишет о том, что откажется от инвестиций со “сроком годности”.
Проблема 10-летних циклов еще в том, что не всем компаниям хватает этого времени, чтобы раскрыть свой потенциал. В сообщении фонд перечисляет Apple, Google, Cisco, Unity, Snowflake, Zoom, которые строились довольно долго. Как один из примеров, в Sequoia приводят компанию Square, с которой фонд начал работать еще в 2011 году, и капитализация которой в 2015 году в ходе IPO составила $2,9 млрд. Сейчас же компания стоит более $117 млрд.
Поэтому фонд отказывается от 10-летнего цикла инвестирования и переводит все активности в единую и постоянную структуру: The Sequoia Fund.
«Теперь наши LP (limited partners, инвесторы, которые вкладываются в фонд) будут инвестировать в The Sequoia Fund, неограниченный ликвидный портфель, в который войдут публичные позиции в наших постоянных компаниях. The Sequoia Fund, в свою очередь, будет размещать капитал в ряде закрытых суб-фондов для венчурных инвестиций, на каждой стадии, от начала компании и до IPO. А прибыль с этих венчурных инвестиций будет постоянно возвращаться в The Sequoia Fund.
У инвестиций больше не будет “срока годности”. Нашей единственной целью станет увеличение ценности наших компаний и LP в долгосрочной перспективе”, — пишет партнер Sequoia Ройлоф Бота.
Что это значит для рынка
Сооснователь и управляющий партнер венчурного фонда AVentures Capital Евгений Сысоев считает, что это решение повляет и на работу фондов, и на условия для стартапов:
“Типичный фонд имеет 10+2 = 12 лет, из которых 2-3 года это — активное инвестирование, 5-7 лет фонд добавляет инвестиции, и потом фокусируется на продаже портфельных компаний.
Но есть компании, которые раскрывают свой полный потенциал и позже, хорошо растут и после 10 лет. Примеры в мире: Google, Facebook, Amazon, Tesla и т.д. Примеры в Украине: Jooble, Creatio, Grammarly, SoftServe и т.д. Вот People.ai, GitLab понадобилось 5-7 лет, чтобы достигнуть оценки $1 млрд, но есть проекты с потенциалом $10-100 млрд и они требуют 10-20 летнего горизонта.
LPs (инвесторы в фонды) будут еще более сфокусированы на более длинных горизонтах, а управляющие GPs — на поиске и таких компаний, которые не «спекулятивно» выстрелили «здесь и сейчас», а будут сильными компаниями и на 20-й год жизни. Мне лично в кайф длинные горизонты, и есть проекты, в которых я буду рад остаться инвесторам (не продать долю) и после 10 лет. Кстати, Altos Ventures, инвестор PandaDoc, уже давно так работает.
Что же до влияния на рынок: такие фонды уже есть (family offices и так часто не имеют формального горизонта), и думаю, их доля подрастет. Уоррен Баффет уже давно учит всех инвестировать в долгую. А для стартапов это означает более «терпеливых» и более долгосрочных инвесторов, которые не будут пушить их на «ранний экзит»”.