9 сентября 2021 года Fozzy Group запустила пилотный проект по автоматизации складов. Первые роботы появились в распределительном центре компании, который находится в селе Квитневое Киевской области. AIN.UA побывал там и рассказывает, почему роботам доверили элитные товары, какую украинскую фразу они уже выучили и что ждет склад в будущем.

Распределительный центр в Квитневом

Площадь этого склада Fozzy Group — 90 000 кв.м. Здесь находятся пищевые и непищевые продукты с длительными сроками хранения. Одновременно на складе могут быть размещены до 20 000 артикулов ассортимента. В центре также происходит распределение поставок товаров в сети магазинов и ресторанов компании.

Склад Fozzy Group в селе Квитневое, Киевская область.
Фото в материале — Оля Закревская / AIN.UA

Зона роботов — часть зоны элитного товара

Зона элитного товара занимает 6000 кв.м. Именно с нее Fozzy Group начали проект по автоматизации своих складских комплексов — компания роботизировала 1000 кв.м в ее пределах. Причина выбора зоны достаточно простая — у элитных товаров низкая оборачиваемость, поэтому они отгружаются в магазины поштучно. Соответственно нагрузка на роботов меньше. Кроме того, продукция дорогая, отчего цена человеческой ошибки также высока.

Всего на 1000 кв.м в тестовом режиме работает 31 робот (29 из них функционируют полноценно, 2 про запас) китайской компании Geek+, среди клиентов которой — Nike и Decathlon.

Грузоподъемность одного робота — 40 кг, скорость его работы — 2 м/c. Если заряд робота падает ниже настраиваемого процента — 60%, он автоматически становится на зарядку и по достижению 70-80% возвращается в работу. При этом 10 минут заряда хватает, чтобы он смог трудиться 2 часа. Чтобы не случилось аварий, в пределах зоны роботы движутся по разметке на полу — QR-кодам.

Войти в зону роботизации могут только авторизованные специалисты в случае необходимости, которым может стать, к примеру, внеплановая остановка робота.

Чем занимаются роботы на складе

Ранее процесс обработки продукции в зоне элитного товара был построен классическим образом — человек, используя складскую технику, принимал товар от поставщика, отвозил его на хранение, ставил на стеллаж, затем в обратную сторону — искал нужный стеллаж, забирал товар и отгружал для отправки в бизнесы Fozzy Group. Это было долго и тяжело.

Сейчас логика процесса сохраняется, но при этом роботы взяли на себя перемещение ящиков с товарами к стеллажам для хранения в пределах зоны, отбор ящиков со стеллажей и дальнейшую их передачу людям.

Чем занимаются люди в зоне роботизации

Специалисты взаимодействуют с роботами на станциях пополнения и отбора товаров, проще говоря — это точки, где люди отдают продукцию роботам для того, чтобы те отвозили ее на нужные стеллажи, либо забирают для комплектации заказов для бизнесов Fozzy Group.

Специалист отбирает нужное количество товара из ящика, который привез робот. Затем комплектует отобранными единицами банановые ящики. Один ящик — один заказ магазина.

О том, сколько единиц и какой продукции заказал тот или иной магазин или ресторан Fozzy Group, специалисты узнают благодаря системе управления складом. Чтобы адаптировать ее к работе с новыми “сотрудниками” Geek+, разработчики IT-бизнеса компании TemaBit интегрировали ПО роботов в существующие складские системы. Кроме того, специалисты научили китайских роботов говорить на украинском. Первая фраза в их лексиконе — “Перешкода. Звільніть проїзд”.

В планах — автоматизация всего склада

По словам сотрудников склада, пока сложно сполна оценить эффективность роботов. Но первые цифры уже есть — ранее специалист зоны элитных товаров за час мог собрать порядка 250 единиц продукции, с появлением роботизированной отборки — до 450.

Ближайшие планы Fozzy Group — это масштабировать роботизацию на другие процессы, а в перспективе 5-7 лет автоматизировать весь складской процесс.