9 сентября 2021 года Fozzy Group запустила пилотный проект по автоматизации складов. Первые роботы появились в распределительном центре компании, который находится в селе Квитневое Киевской области. AIN.UA побывал там и рассказывает, почему роботам доверили элитные товары, какую украинскую фразу они уже выучили и что ждет склад в будущем.
Распределительный центр в Квитневом
Площадь этого склада Fozzy Group — 90 000 кв.м. Здесь находятся пищевые и непищевые продукты с длительными сроками хранения. Одновременно на складе могут быть размещены до 20 000 артикулов ассортимента. В центре также происходит распределение поставок товаров в сети магазинов и ресторанов компании.
Зона роботов — часть зоны элитного товара
Зона элитного товара занимает 6000 кв.м. Именно с нее Fozzy Group начали проект по автоматизации своих складских комплексов — компания роботизировала 1000 кв.м в ее пределах. Причина выбора зоны достаточно простая — у элитных товаров низкая оборачиваемость, поэтому они отгружаются в магазины поштучно. Соответственно нагрузка на роботов меньше. Кроме того, продукция дорогая, отчего цена человеческой ошибки также высока.
Всего на 1000 кв.м в тестовом режиме работает 31 робот (29 из них функционируют полноценно, 2 про запас) китайской компании Geek+, среди клиентов которой — Nike и Decathlon.
Грузоподъемность одного робота — 40 кг, скорость его работы — 2 м/c. Если заряд робота падает ниже настраиваемого процента — 60%, он автоматически становится на зарядку и по достижению 70-80% возвращается в работу. При этом 10 минут заряда хватает, чтобы он смог трудиться 2 часа. Чтобы не случилось аварий, в пределах зоны роботы движутся по разметке на полу — QR-кодам.
Войти в зону роботизации могут только авторизованные специалисты в случае необходимости, которым может стать, к примеру, внеплановая остановка робота.
Чем занимаются роботы на складе
Ранее процесс обработки продукции в зоне элитного товара был построен классическим образом — человек, используя складскую технику, принимал товар от поставщика, отвозил его на хранение, ставил на стеллаж, затем в обратную сторону — искал нужный стеллаж, забирал товар и отгружал для отправки в бизнесы Fozzy Group. Это было долго и тяжело.
Сейчас логика процесса сохраняется, но при этом роботы взяли на себя перемещение ящиков с товарами к стеллажам для хранения в пределах зоны, отбор ящиков со стеллажей и дальнейшую их передачу людям.
Чем занимаются люди в зоне роботизации
Специалисты взаимодействуют с роботами на станциях пополнения и отбора товаров, проще говоря — это точки, где люди отдают продукцию роботам для того, чтобы те отвозили ее на нужные стеллажи, либо забирают для комплектации заказов для бизнесов Fozzy Group.
О том, сколько единиц и какой продукции заказал тот или иной магазин или ресторан Fozzy Group, специалисты узнают благодаря системе управления складом. Чтобы адаптировать ее к работе с новыми “сотрудниками” Geek+, разработчики IT-бизнеса компании TemaBit интегрировали ПО роботов в существующие складские системы. Кроме того, специалисты научили китайских роботов говорить на украинском. Первая фраза в их лексиконе — “Перешкода. Звільніть проїзд”.
В планах — автоматизация всего склада
По словам сотрудников склада, пока сложно сполна оценить эффективность роботов. Но первые цифры уже есть — ранее специалист зоны элитных товаров за час мог собрать порядка 250 единиц продукции, с появлением роботизированной отборки — до 450.
Ближайшие планы Fozzy Group — это масштабировать роботизацию на другие процессы, а в перспективе 5-7 лет автоматизировать весь складской процесс.