Каждую минуту в Google появляется 5,7 млн запросов и хостится 856 минут вебинаров в Zoom. В онлайн перешли не только покупки и общение, но и обучение и развитие. Как следствие, растет спрос на технологии в этом направлении и рынок EdTech. Как увеличиваются инвестиции в EdTech, что будет дальше и причем здесь геймификация — в колонке для AIN.UA рассказал основатель и СЕО EdTech стартапа Headway Антон Павловский. 

Антон Павловский
Фото предоставлено автором

Что происходит на рынке EdTech 

EdTech часто сужают до онлайн-образования, но эта сфера намного шире. Она включает все цифровые инструменты, что помогают в развитии и обучении. Это онлайн-курсы, образовательные платформы, приложения для саморазвития. Такие, как Duolingo для изучения английского или книжные саммари и инсайты бестселлеров Headway. 

В целом рынок EdTech начал развиваться в конце нулевых, тогда индустрия начала активно привлекать венчурных инвесторов. В 2008 году случился первый мегараунд десятилетия, когда пекинская Ambow Education Group получила $103 млн. 

За последние 10 лет венчурные инвестиции в EdTech выросли в 32 раза. Если по итогам 2010 года они составили чуть более $500 млн, то в 2020 в сферу влили $16,1 млрд. До 2015 года основная доля инвестиций приходилась на США, с 2015 — на Китай. Последние стали лидером мега-раундов. Но в 2021 ситуация изменилась. 

Дело в том, что летом власти Китая запретили компаниям, что помогают учиться школьникам, получать прибыль, привлекать иностранный капитал или выходить на IPO. Сейчас такие ограничения планируют ослабить и разрешить им зарабатывать, но ограничения сильно снизили инвестиции в китайский EdTech. Если в прошлом году он привлек $10 млрд, то по итогам третьего квартала 2021 — чуть больше $2 млрд. Венчурные фонды стали опять смотреть в сторону США и Европы. Инвестиции в европейские EdTech-стартапы за 3 квартала 2021 привлекли более $2 млрд, что в 3 раза больше, чем в такой же период прошлого года и в 15 раз — чем в 2015. Безусловно, на это повлияла пандемия.

Сфера EdTech динамично развивалась и до COVID-19. Этому способствовали тренды на lifelong learning и осознанное потребление контента, постоянное развитие технологий и доступность онлайн-образования. Тем не менее, пандемия сильно ускорила процессы глобально. По итогам 3 квартала 2021, инвестиции в индустрию уже превысили $14 млрд. В то время, когда доковидный рекорд был почти вдвое меньше — $8,2 млрд в 2018. Карантинные ограничения заставили учиться онлайн, из-за этого индустрия стремительно растет. 

В Headway мы также наблюдали интенсивный рост количества новых пользователей. Сейчас к приложению в среднем присоединяются 400-500 тысяч людей ежемесячно, когда в начале 2020 года было около 200 тысяч. Меньше чем за 3 года мы выросли до 90 людей в команде и растем каждый месяц. Спрос на цифровые инструменты в обучении развивает EdTech, что все больше привлекает инвесторов.

EdTech будет расти и дело не только в пандемии

Помимо влияния СOVID-19 есть еще несколько причин, почему EdTech продолжит расти. Первая — это постоянное изменение спроса на рынке труда. Сейчас все очень быстро развивается: появляются новые профессии, ниши и даже индустрии. Соответственно, они требуют новых скиллов и постоянного профессионального развития. 

По данным Всемирного экономического форума, в ближайшие пять лет исчезнут 85 млн рабочих мест — их заменят роботы и машины. Вместе с этим появятся 97 млн новых ролей. Эта же организация выделяет главные качества будущих сотрудников — аналитическое мышление, креативность и гибкость. EdTech дает инструменты, с помощью которых учить новое можно где угодно, когда угодно. И со спросом на новые скиллы спрос на EdTech будет также расти.

Вторая причина — желание проводить даже свободное время осознанно и с пользой. The New York Times назвал эту тенденцию «академизацией досуга». Лекция TED Talks вместо видео блогера или подкаст об искусстве вместо серии «Игры в кальмара». Чем громче информационный шум, тем избирательнее люди подходят к потреблению контента, отдавая предпочтение образовательным продуктам. 

Формат образовательного контента также меняется. Самый главный ресурс взрослого человека сегодня — время. Добавьте бесконечный поток информации и получим расфокус. Человек не может выделить главное и теряется. Люди не дочитывают книги, не заканчивают онлайн обучение, пропускают лекции и вебинары. Поэтому все популярнее становится лаконичный bite-sized-контент. Он позволяет усваивать большие объемы информации через простой формат: инфографику, видео или сжатое содержание книг. Например, прочитав 15-минутное саммари нон-фикшн-бестселлера, можно понять, насколько хочется углубится в ту или иную тему.

Еще одна причина — развитие Edutainment. Это подход, который соединяет обучение с игровыми механиками и в целом меняет восприятия образования. Из скучного и обязательного процесса он превращается в то, чем хочется заниматься в свободное время после работы. В Headway мы активно используем элементы геймификации. К примеру, книжные челенджи на 14 и 28 дней, когда пользователи могут улучшить ту или иную сферу, увеличили активность в приложении. Это говорит о востребованности такой формы обучения, а значит ниша на стыке образования и развлечений будет развиваться. Ожидается, что рост может составить 17,1% за 7 лет.

На бум сферы EdTech влияет также доступность образовательных материалов. Год обучения в Йельском университете стоит около $60 000, а курс на некоторых обучающих платформах от профессора этого же университета можно прослушать бесплатно. 

Сегодня EdTech по темпам развития приравнивают к MedTech и FinTech. Это одно из самых перспективных направлений в IT. Так, аналитическая платформа HolonIQ прогнозирует, что индустрия увеличится в 2,5 раза с 2019 по 2025 год. А расходы на EdTech к тому времени могут превысить $400 млрд. Поэтому это направление смело можно назвать индустрией ближайшего будущего, которая все больше привлекает внимание пользователей и инвесторов.

Автор: Антон Павловский, СЕО EdTech-стартапа Headway